СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП урока химии "Сложные эфиры.Жиры.Мыло.СМС"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сложный эфир          Жир             Мыло

 

Вопросы классу:

  1. Что вы знаете о классах веществ, обозначенных в теме урока?
  2.  Можете ли вы что-то сказать о взаимном влиянии (взаимодействии) классов?
  3. Какие ассоциации вызывают у вас названия классов?

Просмотр содержимого документа
«КСП урока химии "Сложные эфиры.Жиры.Мыло.СМС"»


Тема урока: Сложные эфиры. Жиры. Мыло. СМС.

Осш № 5 имени Молда Мусы

Дата:04.05.16

Мырзахметовам А.И.

КЛАСС: 9а, 9б

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

знать определение, состав, основные свойства и применение сложных эфиров, жиров; уметь записывать уравнения реакций этерификации, гидролиза жиров, омыления;

воспитание сознательного отношения к изучению химии.


Цели обучения

Все учащиеся смогут: классифицировать органические вещества

Большинство учащихся будут уметь: давать объяснение свойствам жиров, составлять уравнения реакций химических свойств жиров.

Некоторые учащиеся смогут: объяснять различие в моющем действии мыла и СМС

Языковая цель

Учащиеся могут: участвовать в беседе, используя химическую терминологию

Ключевые слова и фразы: реакция этерификации, сложный эфир, жир, мыло, СМС.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:




  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?

  • Has every learner’s choice been recorded? How can we check?

  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?


Вопросы для обсуждения: охарактеризуйте состав и свойства жиров. Что вы знаете о способах получения мыла нашими предками? Чем СМС отличаются от мыла?.

Можете ли вы сказать, почему мыло плохо пенится в жесткой воде?

Подсказки: презентация «Сложные эфиры. Жиры. Мыла. СМС.», таблицы

Предыдущее обучение

Альдегиды. Карбоновые кислоты.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Орг.момент


Вызов







Осмысление материала



Работа в парах

















































































































Обратная связь

Прием «Свободный микрофон»
















Рефлексия






Домашнее задание

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сложный эфир Жир Мыло


Вопросы классу:

  1. Что вы знаете о классах веществ, обозначенных в теме урока?

  2. Можете ли вы что-то сказать о взаимном влиянии (взаимодействии) классов?

  3. Какие ассоциации вызывают у вас названия классов?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Работа с презентацией

По мере изучения материала, составьте опорную схему.





Сложные эфиры образуются в результате реакции этерификации – взаимодействия карбоновых кислот и спиртов.

    1. На странице 141учебника найдите данные о классификации жиров и представьте её в виде схемы:


Твердые - в их состав входят предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний)


Жидкие – в их состав входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения (подсолнечное, соевое масло).


    1. Слайд «Химические свойства жиров»


  1. Гидрирование жиров:

  1. Гидролиз жиров



3.Гидролиз в щелочной среде:




Если жиры долгое время кипятить в водном растворе щелочи, то пойдет процесс омыления, в результате которого образуется глицерин и мыла – соли калия или натрия соответствующей карбоновой кислоты. Процесс омыления был известен с древнейших времен, когда животные жиры кипятили в воде с добавлением древесной золы, содержащей карбонат калия (поташ) К2СО3.

Изготовление мыла — один из самых древних химических синтезов. Конечно, этот процесс гораздо «моложе», чем получение этилового спирта. Когда германские племена во времена Цезаря варили козье сало с поташем (техническое название карбоната калия), вымытым из пепла костров, они проводили ту же самую реакцию, которая осуществляется сейчас в грандиозных масштабах современными мыловарами.

Мыло, которое мы используем, представляет собой смесь солей, поскольку жир, из которого его получают, содержит остатки различных кислот. Натриевые соли высших кислот RCOONa имеют твердое агрегатное состояние, а калиевые RCOOK — жидкое (жидкое мыло). При изготовлении мыла в него добавляют душистые вещества, глицерин, красители, антисептики, растительные экстракты. Однако с химической точки зрения все мыла одинаковы (диссоциируют как сильные электролиты согласно уравнению RCOONa — RCOO- + Na+) и природа их действия во всех случаях одна и та же.

Очищающее действие мыла — сложный процесс. Молекула соли высшей карбоновой кислоты имеет полярную ионную часть (—COO-Na+) и неполярный углеводородный радикал, содержащий 12—18 атомов углерода. Полярная часть молекулы растворима в воде (гидрофильна), а неполярная — в жирах и других малополярных веществах (гидрофобна) . В обычных условиях частицы жира или масла слипаются между собой, образуя в водной среде отдельную фазу. В присутствии мыла картина резко изменяется. Неполярные концы молекулы мыла погружаются в капли масла, а полярные карбоксилат-анионы остаются в водном растворе. В результате отталкивания одноименных зарядов на поверхности масла оно разбивается на мельчайшие частицы, каждая из которых имеет ионную оболочку из анионов —СОО-. Наличие этой оболочки препятствует слиянию частиц, в результате чего образуется устойчивая эмульсия масла в воде. Эмульгирование жира, содержащего грязь, обусловливает очищающее действие мыла .

П? Почему мыло плохо пенится в жесткой воде?

В жесткой воде, содержащей ионы Са2+ и Mg2+, мыло теряет свою моющую способность. Это происходит в результате того, что кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде. Вместо пены в воде образуются хлопья осадка, и мыло расходуется бесполезно. Этого недостатка лишены синтетические моющие средства — современные стиральные порошки. Принцип действия синтетических моющих средств точно такой же, как и у мыла, однако они имеют значительные преимущества. Во-первых, их растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду. Во-вторых, синтетические моющие средства сохраняют свое действие в жесткой и даже морской воде, поскольку их кальциевые и магниевые соли растворимы. Вместе с тем остатки стиральных порошков в сточных водах очень медленно разлагаются биологическим путем и вызывают загрязнение окружающей среды.

Используя составленную вами опорную схему, ответьте на вопросы.



1.Какие вещества называют: а) сложными эфирами; б) жирами?

2. Раскройте биологическую роль сложных эфиров в живой природе. Для ответа используйте свои знания по биологии.

3. Назовите области применения сложных эфиров в технике и народном хозяйстве.

4. Чем отличаются по строению жидкие жиры от твердых?

5. Как опытным путем различить машинное и растительное масла?

6. Что такое маргарин? Как его получают?

7. Что такое мыла? Как их получают? Почему реакцию щелочного гидролиза жиров называют омылением?

8. Чем отличаются натриевые мыла от калиевых?

9. В чем преимущества синтетических моющих средств (стиральных порошков) перед мылами? В чем их недостатки?





  1. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  2. Какие ассоциации вызывают сейчас у вас слова, записанные в теме сегодняшнего урока?



§57. 58










ИД, презентация






Уничтожает


Сложные эфиры ЖИРЫ МЫЛА

O

//

R1 ---- C

\

O --- R2














Учебник

«Химия 9», Н.Н.Нурахметов

















Дополнительная информация






Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!