СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мёрвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четверть

Неделя

День

Урок

Тема урока:

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Цель:

 

1. Создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического типа, а также сути «чичиковщины».

Задачи:

1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя ,раскрыть средства создания образа Чичикова. Помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность.

2. Развитие устной речи учащихся, аналитического мышления, навыков сопоставления, обобщения и структурирования.

3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе. Воспитание коллективизма.

 

Результат обучения для ученика А:

Знают материал по образу Чичикова, понимают и объясняют черты героя как социального типа. Знают героев и их особенности, умеют сопоставлять их. Умеют обобщать, структурировать по ходу анализа данного материала. Умеют оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Создают свои творческие работы на основе анализа изученного материала.

Результат обучения для ученика Б:

Знают материал по образу Чичикова, понимают и объясняют черты героя как социального типа. Знают героев и их особенности, умеют сопоставлять их, выделять главное, делать выводы, пользуясь терминологией. Умеют оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Результат обучения для ученика В:

Знают содержание поэмы, материал по образу Чичикова, основные характеристики героя,

умеют отвечать на открытые вопросы, находить ответы на них в тексте поэмы, знают основных героев поэмы, дают их портретные характеристики. Умеют работать в группе.

Основные ключевые идеи:

 Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути. Для раскрытия идеи на уроке особое внимание уделяется работе с текстом, исследовательской беседе учащихся, умению слушать и слышать другого при работе в группе.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деление на группы (одновременно это и активизация знаний по изученной теме «Образы помещиков»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация работает как фоновая иллюстрация ко всем этапам урока.

 

 

3. Предварительная работа в группах.

Прием «Корзина идей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, изучая поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души», мы узнали историю создания произведения, познакомились с нравами  в губернского города, побывали в гостях у помещиков. Но среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.

Кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

-ответить на  эти вопросы – цель нашего урока.

Ученики берут листочки с написанными на них портретными характеристиками помещиков, объединяются в группы соответственно одинаковым записям. Дополн. задание: объединившись, определить , кто из помещиков представлен в данном отрывке, найти соответствующую иллюстрацию.

Затем представить своего персонажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный.(Стикеры с положительными и отрицательными качествами расположить в разных частях корзины)

Выступление спикеров групп.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся слушают вступительное слово учителя

 

 

Запись в тетрадь темы урока и осмысление.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся создают группы,

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы: индивидуальная работа (1мин.), Обсуждение в парах (1 мин.), обсуждение в группе и записи на стикерах ( 1 мин.)

Взаимооценивание групп.

Приём «Светофор»

Основная часть

 

1.Формулировка проблемного вопроса:

«Чичиков: кто же он такой?»

Ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

 Что о Чичикове говорят критики? 

Приём «Слушающая тройка»

 

 

2. Что о Чичикове говорят герои поэмы? 

Приём «Поймай вопрос»

 

 

 

 

 

 

3.Работа над образом Чичикова. Приём «Постер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Индивидуальные задания для учеников А и Б (сильные и средние)

 

 

 

5.Работа в группах. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.

 

 

 

 

6.Работа в группах. Приёмы «Ложное утверждение» и «Алмазное ранжирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выводы по уроку.

 

 

 

 

Ученики получают задание в начале урока. СПИКЕР объясняет тему (либо делится своим мнением о проблеме).

ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей.

СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру».

 

Каждая группа «ловит» свой вопрос, который заключается в том, что необходимо узнать, какой персонаж так высказывается о Чичикове.

Можно передать вопрос другой группе, но «стоимость» ответа при этом  уменьшается.

 

-Что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности).

Задание группам: нарисовать постер, отражающий основные вехи биографии героя.

I группа: Детство героя, учёба в городском училище.           

II группа: Государственная служба.

III группа: Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

IV группа: Гоголь о Чичикове.

Обобщающие выводы:

(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)

Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.

 

Ученику Б к концу урока составить синквейн по образу Чичикова, ученику А – эссе.

 

 

 

Приём «Карусель»

 

 

 

 

 

 

 

 

2  группы :приём «Ложное утверждение»

3 и 4 группа  -«Алмазное ранжирование»: расположить по ранжиру положительные и отрицательные стороны Чичикова.

 

 

 

 

 

 

 

Положительный или отрицательный герой предстал перед нами?

Живая или мёртвая душа – Чичиков?

-Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? 

- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

- Как по- вашему, что такое «чичиковщина»?

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают, затем оценивают.

Приём «Большой палец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа «Ловит» свой вопрос, обсуждает 30 сек. и отвечает, либо перекидывает вопрос другой группе.

 

 

 

 

 

Исследовательская беседа помогает выявить главное для разработки постера структурировать и обобщить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубокое аудирование учеников, записи в тетради .

 

 

 

 

 

Взаимооценивание «Светофор»

 

 

 

 

 

 

 

Группы записывают напротив фамилий помещиков качества, которые сближают их с Чичиковым. Затем переходят за стол другой группы, читают записанное, оценивают.

 

Ученики слушают составленные высказывания, обсуждают , в ходе исследовательской беседы обнаруживают ложное.

 

В ходе исследовательской беседы располагают по ранжиру черты героя.

 

 

 

 

 

Дискуссия.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

 

 

 

 

 

 

Заслушать синквейны и эссе.

Итоговая рефлексия «Моя рука»

 

Ученики делают записи:

Большой палец-  Что было для меня интересным?

Указательный-    Что было трудным?

Средний-             Моё настроение.

Безымянный-      Мои предложения.

Мизинец-            Что не получилось?

 

Ресурсы:

Презентация, текст поэмы, иллюстрации к поэме,

карточки с заданиями. Сигнальные карточки, рабочие тетради.

Домашнее задание:

Анализ образов крестьян.

Ученик А: составить итоговую презентацию по образу Чичикова.

Ученик Б: письмо герою.

Ученик В: кроссворд по тексту поэмы.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!