2.Связь приобретаемых знаний с действительностью. Мотивация на приобретение новых знаний и навыков; Знания о природе Казахстана, его географических объектах пригодятся учащимся во время путешествий по Казахстану. Также они пригодятся при общении с представителями дру- гих стран, каждый человек должен знать информацию о своей стране, в том числе о природных богатствах, и уметь красиво изложить ее. Знания о воздушной перспективе, насыщенных и ненасыщенных цветах позволят учащимся быть грамотными зрителями, и при посещении музеев по достоинству оценивать пейзажи, созданные художниками разных народов и эпох в графике и живописи. Объяснение материала В начале урока, после обсуждения природы Казахстана, следует вспомнить, что такое линейная перспектива и какие правила линейной перспективы использует художник при создании пейзажа. Далее учитель может воспользоваться материалом, изложенным в учебнике в теме «Как создать пейзаж с воздушной перспективой». Будет еще лучше, если учитель на доске продублирует приведенные в учебнике примеры линейной перспективы и примеры композиции, когда невозможно определить отдаленность предметов (с. 6 учебника). Следует озадачить учащихся вопросом: «Так как же художник может передать пространство в случае, когда предметы на дальнем плане оказываются больше предметов переднего плана?» А так бывает довольно часто. Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно рассмотреть фотографии пейзажей с ярко выраженной воздушной пер- спективой (можно воспользоваться фотографиями из учеб- ника, можно найти другие более крупные). Может, кто–то из детей сам заметит разницу между ближним и дальним планом и определит ее. Если дети затрудняются это сделать, то учитель должен задать им наводящие вопросы о цветовой гамме – пусть дети определят разницу в цвете предметов, находящихся на переднем плане и на заднем. Это они уже могут сделать, так как к этому моменту должны познако- миться с насыщенными и ненасыщенными цветами – отда- ленные предметы имеют ненасыщенные, несколько про- хладные оттенки, а близкие – насыщенные и более теплые. В этом и заключается явление воздушной перспективы, ко- торое сформулировано на с. 7 учебника. Далее можно про- смотреть некоторые репродукции живописных пейзажей с ярко выраженной воздушной перспективой. И обратить внимание детей уже не только на воздушную, но и на ли- нейную перспективу. Если есть такая возможность, то конец первого урока можно провести на свежем воздухе и предложить детям поступить, как настоящие исследователи, и проверить, как расстояние влияет на изменение окраски предметов. На природе учащи- еся могут наглядно на объектах живой природы убедиться, что действительно расстояние довольно сильно меняет цвет предметов. Но если на уроке объяснение материала прово- дил учитель, то на экскурсии он должен отдать честь само- стоятельных открытий детям. Пусть они сами прокоммен- тируют, какую разницу в цвете они наблюдают в стволах деревьев, в холмах и горах, в зданиях и т. д. Выполнение самостоятельной работы: После объяснения материала учитель предлагает ученикам сначала выполнить задания в рабочей тетради №1, а затем приступить к созданию самостоятельной творческой рабо- ты. |