СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП Биография Ф.М.Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план для урока по русской литературе в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«КСП Биография Ф.М.Достоевского»

Четверть 2

Неделя 1

День 4

Урок 26

Тема урока:

Ф.М. Достоевский. Биография и личность писателя. Этапы творческого пути.

Цель:


1.познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;

2.помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе; Показать связь личности и мировоззрения писателя с его книгами.

3.привить любовь к литературе.

Результат обучения для ученика А:

Знают материал по биографию писателя, понимают и объясняют. Знают и объясняют связь личности и мировоззрения писателя с его книгами. Умеют обобщать, структурировать по ходу анализа данного материала. Умеют оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Создают свои творческие работы на основе анализа изученного материала.

Результат обучения для ученика Б:

Знают биографию писателя, понимают и объясняют особенности мировоззрения писателя, своеобразие его творчества. Умеют сопоставлять, выделять главное, делать выводы, пользуясь терминологией. Умеют оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Результат обучения для ученика В:

Знают биографию писателя, основные этапы его творческого пути, умеют отвечать на открытые вопросы по его произведениям (название, когда созданы, основные проблемы, раскрываемые в них), находить ответы в тексте учебной статьи. Умеют работать в группе.

Основные ключевые идеи:

Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.

Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.

Сведения о жизни Федора Михайловича помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» — одного из самых сложных в мировой литературе романов.


Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя.
















































Выразительное чтение стихотворения Семёна Надсона, посвящённое Ф.М.Достоевскому

Памяти Достоевского Ф. М.




Целеполагание

Ф. М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира.

Творчество Достоевского — новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским днем его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги... жить мне оставалось не более минуты», — так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.

Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».

Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 г смертью.

Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.

Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славяно-фильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами — были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической действительностью. Зрелые го-ды его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому — Достоевский














Предлагает озвучить цели урока, записав их на доске.



Обучающиеся слушают вступительное слово учител
















































Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворения






Запись в тетрадь темы урока и осмысление.

Деление на группы

Приём Пазлы






Стадия вызова

Приём

«Круги по воде»

















Основная часть

Биография Ф.М.Достоевского

1.Приём Зигзаг









2.Проврка усвоения материала

Приёмы: таблица вопросов

и “Верю-не верю”













3.Работа над темой

Мировоззрение Ф.М.Достоевского.

Истоки взглядов писателя.

Приём Группы стикеров

Толстые вопросы









Слово учителя


















4.Индивидуальные задания для учеников А и Б (сильные и средние)



6.Выводы по уроку.


Предлагает выбрать стикеры с названиями произведений Достоевского. Названия необходимо собрать, так как на стикерах дано либо начало, либо концовка названия.




Рассмотрите портрет Ф.М.Достоевского, проведите исследование личности писателя по портрету.


Д

О

С

Т

О

Е

В

С

К

И

Й








Раздаёт задания ученикам под номерами 1,2,3,4 (по кол-ву участников в группе)

Каждый ученик получает свой объект исследования.

  1. Детство и юность писателя

  2. Годы учёбы и кружок петрашевцев

  3. Годы каторги

  4. Романы Достоевского





2 команды составляют вопросы по таблице так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 


2 команды Составляют таблицу вопросов Верю не верю

Вопрос

Верю+

Не верю -





Затем команды обмениваются таблицами и отвечают на вопросы.




1 и 2 команде даётся текст. После его прочтения команда пишет на стикерах своё мнение об истоках мировоззрения Достоевского.

3-4 команде составить по тексту толстые вопросы


• дайте объяснение, почему...

• почему вы думаете...

• почему вы считаете...

• в чем разница...

• предположите, что будет, если...

• что, если...



Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна.


Сложен и противоречив Достоевский. Величайший русский писатель-реа­лист, знаток жизни, психолог-ясновидец, сострадающий бедным и угнетённым, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия, буржуазных порядков и «демократии», вечно озабоченный судьбой своего народа и человечетва, он ставил и решал вопросы о совершенствовании личности, об идеа­лах человеческого общежития. Он был придирчивым оппонентом революционеров и социалистов своего времени, самоотверженно искавших пути спасения народа.


Эссе Каким я представляю себе человека и писателя Достоевского.




Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался не вполне поня­тым и оценённым. Манера его творчества была резко субъективной. Главенствующая идея его произведе­ний всегда была глубо­ким отголоском вре­мени, она дышала жаром при­страстной полемики, часто была противоречива и развива­лась автором по своим особым ассоциативным законам. Вот почему идеи Достоевского тут же вызывали от­ветную бурю в демократической крити­ке. Многое в его сим­патиях и антипатиях было прямо-таки парадок­сальным.


Иван Бунин считал Достоевского просто «плохим» писателем, его ценитель Томас Манн пре­дупреждал: «Достоевский, но в меру», а М. Горький называл Достоевского и «ин­квизитором», и пси­хологом, «равным Шекспиру».



Собирают пазл ( название), рассаживаются по группам.



На каждую букву фамилии подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания)


Время для размышления 2 мин.

Оценивание: ламинированные таблички

Обратная связь: коробка вопросов(на протяжении всего урока)



Исследовательская беседа помогает выявить главное для разработки постера структурировать и обобщить.

10 мин.


Оценивание: 10 баллов


Составляют вопросы, затем отвечают на вопросы других команд.


5-7 мин.


Оценивание: по критериям.(составляют сами ученики)














Ученики слушают составленные высказывания, обсуждают.





Вопросы и

ответы учащихся.



Оценивание: резюме одним предложением.









Заключительная часть

Рефлексия "Благодарю…".

И

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.







Заслушать эссе.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ:

1. Кем был отец Федора Михайловича Достоевского по профессии? (лекарем)

2. Какое событие произошло в жизни Достоевского 23 апреля 1849 года? (арест и заключение в Петропавловскую крепость)

3. Куда Достоевский был отправлен на каторжные работы? (в Омский острог)

4. Как звали первую жену Ф. М. Достоевского? (Мария Дмитриевна Исаева)

5. Как назывался журнал, на издание которого Достоевский получил официальное разрешение? (Журнал «Эпоха»)

6. Какой тяжелый недуг преследовал Федора Михайловича всю жизнь? (эпилепсия)

7. В каком городе разрешено было проживать Достоевскому после его отставки? (в Петербурге)

8. С каким известным человеком встретился Достоевский во время его военной службы в Семипалатинске? (С П.П. Семеновым – Тян-Шанским)

9. Кому Достоевский сумел предсказать блестящую будущность и замечательную известность? (Шокану Уалиханову)

10. Где покоится прах Достоевского? (на Тихвинском кладбище г. Петербурга)


Итоговая рефлексия


Ответы на вопросы из «Коробки вопросов»


Записывают домашнюю работу в дневниках.

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Ресурсы:

Портрет писателя, презентация, карточки с заданиями. Сигнальные карточки, рабочие тетради.

Домашнее задание:

- Подготовиться к беседе по роману "Преступление и наказание":

ч.1., гл. 1,2 (первый день Раскольникова в Петербурге);

ч.1., гл. 3 (письмо матери Раскольникова);

ч.1., гл. 5 (сон Раскольникова);

ч.2., гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);

ч.4., гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня);

ч.5., гл. 2,3 (сцена с Лужиным);

ч.5., гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

- Вопросы:

1) Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

2) Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?

3) Каково ваше ощущение, когда вы "входите" в трактир, в комнату Мармеладовых?

4) Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!