СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 8 класс Урок География уч.географии Зелинская К.М. География Политическая карта мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это изображение земной поверхности условными обозначениями в уменьшенном виде на плоскости бумаги, выполненное с помощью математических закономерностей.

Первая географическая карта была создана около 2500 лет назад в Древней Греции, ее автором был Анаксимандр. Она имела форму круга, в центре находилась Греция. Вокруг нее были известные в те времена земли. Вся суша была окружена океаном.

Просмотр содержимого документа
«КСП 8 класс Урок География уч.географии Зелинская К.М. География Политическая карта мира»

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №14 отдела образования города Костаная»

Поурочный план урока по географии в 8 классе

Раздел:

РАЗДЕЛ 6. Страноведение с основами политической географии 6.1 Страны мира

ФИО педагога:

Зелинская К.М.

Дата:

26.04-02.05.2022

Класс:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Политическая карта мира

Цели обучения в соответствии

с учебной программой:

8.6.1.1 – характеризует основные объекты политической карты

Коррекционные цели (инклюзив):4,8,9,14

Цели урока:

Сформировать общее представление об условиях формирования политической карты; раскрыть суть государственной границы, суверенного государства и его отличие от страны; совершенствовать умения работы с контурной картой, атласом при характеристике государства и зависимых территорий.

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5 мин.

Организационный момент. Психологический настрой.

Повторение пройденного материала. Мозговой штурм.

Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть Хорошего настроения. Вы готовы к уроку? – Да! Тогда начнем наш урок.

Мозговой штурм:

  • Мировое хозяйство…

Определение темы и цели урока.

Запись темы урока.
Отвечают на вопросы поставленные учителем.

Определяют тему урока (Отсюда вытекает целепологание)

ФО: взаимооценивание, комментарии.


Презентация

Атлас




Середина урока

35 мин



Знакомство с темой. Работа с учебником, с текстом. Инклюзивная работа. Изучение пройденного материала. Развитие функциональной грамотности (текст, карта).

Групповая работа. Задание 1. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, карту, политическую карту, составляет и заполняет Кластер «Политическая карта».

Дескриптор. Обучающийся

  • Составляет и заполняет Кластер «Политическая карта».

ФО: «Две звезды одно пожелание» группы друг другу почасовой стрелке.

Обратная связь: учитель направляет учащихся и дополняет работу учащихся

Парная работа. Задание 2. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, карту, политическую карту, Составить Таблицу «Объекты политической карты».

Дескриптор. Обучающийся

  • Составляет Таблицу «Объекты политической карты».

  • Объяснение и защита постеров.

ФО: «Плюс, минус, интересно» взаимооценивание в паре.

Обратная связь учитель наблюдает за работой, исправляет и дополняет ответы учащихся

Групповая работа. Задание 3 - Практикум. Используя учебник, раздаточный материал, карта, параграф, нанести на контурную карту мира страны и их столицы.

1 группа – Страны Европы

2 группа – Страны Азии

3 группа – Страны Северной и Южной Америки

4 группа – Страны Африки и Австралии

Дескриптор. Обучающийся

  • Наносит на политическую карту мира страны и их столицы.

ФО: «Две звезды

ФО: «От кулака до пяти пальцев».

Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала.

Групповая работа. Задание 4 - Практикум. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, политическую карту мира, найти, назвать и показать страну и столицу.

Дескриптор. Обучающийся

  • Находит, называет и показывает на политической карте мира страны и их столицы.

ФО: «Две звезды одно пожелание» группы друг другу почасовой стрелке.

Обратная связь: учитель направляет учащихся и дополняет работу учащихся

Индивидуальная работа. Задание 5. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, выполнить задания разного уровня, используя Приложение 1,2.

Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное

.

Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б


Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия




2.2. Филиппины




.

Правильные ответы:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1-А,В,С, 2-А, 3-В,С,Е, 4.1-С, 4.2-А, 4.3-В

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1.1-Д, 1.2-А, 1.3-В, 1.4-С, 2.1-Рим, Полуостровное,Южная, 2.2-Манила,Страна-архипелаг,Юго-Восточная

Дескриптор. Обучающийся

  • Выполняет задания разного уровня, используя Приложение 1,2.

ФО «ТриМ»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала.

Просматривают презентацию. Учащиеся читают из учебника, параграф.

Отвечают на вопросы, записывают термины, составляют кластеры, заполняют таблицы, защищают работы.

Оценивают друг друга.

ФО: взаимооценивание, комментарии.








ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА:

  • Современная политическая карта мира - https://www.youtube.com/watch?v=z_wheM3YCYQ

  • Угадай страну на карте за 10 секунд! - https://www.youtube.com/watch?v=UE-Hmw1Zb2w

Выполнение заданий.

ФО: наблюдение, комментарии учителя.



Раздаточный материал: Задания разного типа.


Информация о ДЗ

2 мин

Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Параграф 49, читать, ответить на вопросы на стр.230

Запись ДЗ, особенностей его выполнения



Конец урока

3 мин

Рефлексия деятельности. Рефлексия по уроку

Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Обратная связь «Мишень»

Учащиеся, используя вводные слова, оценивают свою работу на уроке.



Презентация


Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное




Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное





Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное





Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное





Приложение 1

1. Что изображают на политической карте: 3Б

А. государства

В. столицы

С. границы государств

Д. климатические пояса

Е. численность населения

Ж. горные системы

2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б

А. Внутриконтинентальное

В. Островное

С. Полуостровное

Д. Страна-архипелаг

3. Определи международные территории: 3Б

А. Остров Тасмания

В. Пролив Дрейка

С. Антарктида

Д. Гренландия

Е. Река Дунай

Ж. Река Волга

З. Гавайские острова

4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б

4.1. Италия

А. островное

4.2. Мадагаскар

В. архипелаг

4.3. Япония

С. полуостровное








Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины



Показать ответ


Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины



Показать ответ


Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины


Показать ответ



Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины


Показать

ответ


Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины


Показатьтвет


Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины


Показать ответ



Приложение 2

1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б

1.1. Франция

А. непризнанное государство

1.2. Республика Абхазия

В. зависимая территория

1.3. Бермудские острова

С. международная территория

1.4. Антарктида

Д. суверенное государство

2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б

Столица

Географическое положение

Регион

2.1. Италия


2.2. Филиппины


Поать ответ8 класс Тема: «Политическая карта мира»

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это изображение земной поверхности условными обозначениями в уменьшенном виде на плоскости бумаги, выполненное с помощью математических закономерностей.

Первая географическая карта была создана около 2500 лет назад в Древней Греции, ее автором был Анаксимандр. Она имела форму круга, в центре находилась Греция. Вокруг нее были известные в те времена земли. Вся суша была окружена океаном.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

По территориальному охвату

По масштабу

По содержанию

По назначению

  • мировая

  • материков и океанов

  • стран и их частей

  • крупномасштабные (1 : 200 000 и крупнее)

  • среднемасштабные (от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000)

  • мелкомасштабные (1 : 1 000 000 и мельче)

  • общегеографические (физические)

  • тематические (климатическая, экономическая, природных зон, политическая и другие)

  • административные

  • дорожные

  • туристические

  • синоптические

  • учебные

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА – это специальная географическая карта, на которой вместе с общей географической информацией (материки, океаны, крупные реки и острова) показаны государства, их границы, столицы, а также зависимые территории.

Страны мира по географическому положению делятся на

  • приморские (страны, имеющие выход к морю);

  • внутриконтинентальные (страны, не имеющие выход к морю);

  • островные и страны-архипелаги (страны, расположенные на острове или группе островов).

ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: Казахстан, Монголия, Боливия, Непал, Чад и т. д.

ПРИМОРСКИЕ

Материковые, омываются морем

Полуостровные

Островные

Страны-архипелаги

  • Франция, Китай, Канада, Египет, Бразилия

  • Швеция, Дания, Италия, Саудовская Аравия, Индия и т. д.

  • Ирландия, Куба, Великобритания, Мадагаскар, Шри-Ланка и т. д.

  • Япония, Филиппины, Индонезия, Коморские острова и т.д.

Большинство стран мира расположено на материках и имеет выход к Мировому океана.

В мире насчитывается 44 страны, не имеющие выхода к морю (в Африке — 16, в Европе — 14, в Азии — 12, в Южной Америке — 2).

Материки и части света

Страны

АФРИКА

Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Свазиленд, Уганда, ЦАР, Чад, Эфиопия, Южный Судан

ЕВРОПА

Австрия, Андорра, Беларусь, Ватикан, Венгрия, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Молдавия, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Чехия, Швейцария

АЗИЯ

Азербайджан, Армения, Афганистан, Бутан, Казахстан, Киргизия, Лаос, Монголия, Непал, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Боливия, Парагвай

Острова, которые принадлежат данному государству, окрашиваются в тот же цвет. Рядом с названием острова указывается название этой страны.

Островные государства (47 стран) могут занимать один остров, несколько островов или находиться на нескольких тысячах островов (Индонезия — 13 тыс. островов, Филиппины — 7 тыс., Япония — 4 тыс.).

Крупнейшие островные государства

Объекты политической карты можно разделить на 2 группы:

  • государства

  • территории.

  • Главными объектами политической карты являются государства. Государства обладают суверенитетом (независимостью). Государственный суверенитет – это норма международного права. Государства могут самостоятельно решать вопросы внутренней жизни и внешней политики. Суверенное государство - государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств.

В мире насчитывается около 200 независимых государств.

Материки и части света

Количество суверенных государств

Весь мир

194

Африка

54

Азия

47

Европа

44

Северная Америка

23

Австралия и Океания

14

Южная Америка

12


  • Территории: колонии, заморские департаменты, международные, арендованные, оккупированные.

  • Колония – это страна или территория, находящаяся под властью другого государства. Она лишена самостоятельности. В 1960 году ООН (Организация Объединенных Наций) приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и их народам. Был составлен список колоний, которым должна быть предоставлена независимость. На 2017 год в данном списке осталось 17 территорий.

  • Заморские департаменты и территории – это территории, которые принадлежат государству, но удалены от него.

  • Зависимые территории - территории, которые находятся под властью другого государства.

Самой крупной зависимой территорией по площади является ГВИАНА в Южной Америке (заморский департамент Франции). 

ГИБРАЛТАР (принадлежит Великобритании) — самая известная зависимая территория в Европе.

К несамоуправляющимся территориям относятся некоторые острова в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. На многих из этих островов размещены военно-морские и военно-воздушные базы тех стран, которым они принадлежат.

В XVIII–XIX существовало большое количество зависимых территорий (колоний), особенно в Америке, Африке, Австралии и Океании. Самыми крупными колониями обладали Великобритания, Испания, Франция, Португалия, Голландия, Германия.

На политической карте выделяют международные, арендованные, оккупированные территории.

  • Международными являются те территории, которые расположены за пределами государственных границ. Право на их использование есть у всего мирового сообщества. Ни одно государство не имеет права присвоить их. Они служат для научных целей. К таким территориям относят: Антарктиду, открытое море, океан, воздушное пространство над ними, международные реки и каналы (реки Дунай, Рейн, Висла, проливы Дрейка, Магелланов, Ла-Манш), дно океанов или морей, космическое пространство.

  • Арендованные территории – это территории, которые временно используются отдельным государством. Например, космодром Байконур в Казахстане арендован Россией.


  • Оккупированные территории – это территории, которые насильно присоединены с помощью военных действий.


СТРАНА - территория, которая имеет определённые государственные границы и живёт по определённым законам.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - это линия, которая отделяет одно государство от другого и устанавливается по соглашению между этими странами.

СТОЛИЦА - главный город, в котором размещаются учреждения, осуществляющие управление страной.

Все государства мира различаются между собой по ряду показателей:

  • особенности географического положения;

  • размер территории;

  • численность населения;

  • форма государственного правления;

  • уровень развития экономики.

 

Названия стран подписываются на изображении их территории. Небольшие государства обозначаются цифрами, их названия выносятся в легенду карты.

СТРАНЫ ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ

Около половины суши занимают 6 крупнейших стран мира: 

  • Россия (столица - Москва), 

  • Канада (Оттава), 

  • Китай (Пекин), 

  • США (Вашингтон), 

  • Бразилия (Бразилиа)

  • Австралия (Канберра).

Крупнейшие страны мира (площадь в млн км²)

Большинство стран мира имеет небольшие по размерам территории. Существуют и совсем маленькие по площади территории государства (ВатиканМонакоСан-МариноЛихтенштейнАндорраЛюксембург). Огромное количество маленьких государств расположено на островах (Науру, Тувалу, Мальта и др.).

Страны по численности населения

  • Первое место в мире принадлежит Китаю,

  • второе — Индии.

  • Далее с огромным отрывом следуют СШАИндонезияПакистанБразилияНигерияБангладешРоссия и др.

В целом в мире преобладают страны с небольшим количество населения и небольшой площадью. Самым маленьким по территории и численности населения является государство Ватикан.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!