СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 4 по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четверть       

Неделя

День

Урок 4

Тема урока:

Художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке.

Цель:

 

1.Проследить новаторские приёмы А.С. Грибоедова в индивидуализации речевых характеристик героев комедии, познакомить  с мнениями критиков о комедии(тезисная работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний»)

2.Развивать монологическую речь учащихся,  умение сотрудничать  в группах.

3. Повышать  интерес к художественным произведениям писателей и поэтов XIX века.

 

Результат обучения для ученика А:

Знает афоризмы и объясняет их смысл, показывая ,в какой жизненной ситуации они применимы. Составляет план работы с критич. статьёй, фиксирует и интерпретирует основные положения. Объясняет значимость комедии. Цитирует наизусть ,анализирует, пользуясь полным набором литер. понятий.

Результат обучения для ученика Б:

Может не только составить афоризм, но и определить ,кому он принадлежит. Устанавливает соответствие речи героя с его положением в обществе. Определяет ключевые моменты критической статьи. Читает и комментирует.

Результат обучения для ученика В:

Знают и умеют воспроизвести афоризмы из комедии, работают по учебнику , находят нужный материал, воспроизводит прочитанное , поднимается на шаг : может объяснить почитанное ,высказывая своё понимание. Выразительно читает.

Основные ключевые идеи:

Новаторство – своеобразный язык «Горе от ума».

Грибоедов мастерски владел  методом речевой характеристики персонажей.

Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и культурному уровню.

Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком.

Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы  он затронул?

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Деление на группы.

 

 

 

 

3.Проверка дом.зад. Приём

«Паутина»

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш сегодняшний урок будет посвящен тому, что еще, по мнению Пушкина, должно было обеспечить комедии “Горе от ума” бессмертие, любовь многих поколений – меткому, афористичному языку комедии. Все критики, писавшие о комедии сходились в том, что  “язык ее героев – это естественная, простая, взятая из жизни речь”. И сегодня нам предстоит выявить справедливость этих суждений, показать, как пользуется писатель таким средством создания образа, как речевая характеристика. Попытаемся проникнуть в тайны художественного творчества и понять, как создается живой, непосредственный образ, за которым читатели видят живого человека.

 

Учащимся предлагаются карточки со словам, взятыми из афоризмов комедии. Чтобы объединиться в  группу, надо найти все слова.

 

 

Дома вы должны были выписать афоризмы, так что это задание не будет для вас сложным.

Каждая группа получает лист с «паутиной». Задание:

Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.

 

А.С.Пушкин, познакомившись с комедией, воскликнул: «О стихах не говорю: половина из них  должны войти в пословицу».

В.Г. Белинский тоже отмечал эту особенность комедии: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли Русской».

 

 

 

Приветствие. Психологический настрой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики сами приводят примеры таких выражений, которые нашли дома в тексте комедии и отвечают на вопрос ,к каким реалиям, ситуациям жизни он применим?

 

Самопроверка.

 

 

Учащиеся группы А делают выводы.

Основная часть.

Особенности языка комедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа с учебной статьёй.

Ключевая презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ языка персонажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Вывод по заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа над статьёй Гончарова «Мильон терзаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный Вопрос

Вопрос –задание.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

 

 

Грибоедов мастерски владел  методом речевой характеристики персонажей.

Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и культурному уровню.

Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком

 

Работа группы учеников по составлению презентации «Язык комедии».

Остальные три группы работают с учебной статьёй.           

Каждая команда читает свою часть статьи, затем объясняет другой команде. Приём

«Представитель».

 

 

«Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.

Еще одно новаторство – своеобразный язык «Горе от ума».

- Грибоедова  до глубины души возмущало то, что в большинстве представители дворянства не владеют своим родным языком, русской речью. Вспомните, ребята, культ какого языка и культуры царил в XIX веке в России? (Французского).

- Да, это отмечали и современники Грибоедова. Так И.М. Муравьёв-Апостол говорил: «Войди в любое общество: презабавное смешенье языков, разных наречий французского с русским пополам».

- Ребята, в нашей комедии тоже есть подобное высказывание. Это произносит Чацкий:

…Здесь нынче тон таков?

На съездах, на балах, по праздникам приходским

Господствует смешенье языков:

Французского с нижегородским?»

 

Представление презентации учащихся.

 

 

Задание (формулировка, общая для всех групп)

По данным  репликам определите,  кому эти реплики принадлежат, выявите характерные особенности речи этого персонажа.

Карточка для первой группы

   Час битый ехала с Покровки, силы нет…

Вели их накормить, дружочек мой, ужо.

Ведь создал же Господь такое племя!

Чёрт сущий…

Ух! Я точнёхонько избавилась от петли…

Прощайте, батюшка, пора б перебесится…

Ответ: Это реплики Хлёстовой.

Признаки речевой манеры:

Специфическое просторечие с примесью слов, выражений, взятых из простонародного языка.

Бесцеремонность, грубость, властность.

Карточка для второй группы

По – прежнему-с…

С бумаги-с…

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью почесть…

Ответ: Реплики принадлежат Молчалину.

Признаки речевой манеры:

Почтительное, угодливое-с, отражающее подхалимство.

Отпечаток канцелярски-делового языка, что говорит об ограниченности

Жеманность.

Карточка для третьей группы

Искусно так коснулись вы

Предупреждения Москвы

К любимцам. к гвардии. к гвардейцам, к гвардионцам…

Взглянуть, как треснулся он – грудью или в бок?..

Мы с нею вместе не служили…

Ответ: Это реплики Скалозуба.

Признаки речевой манеры:

Насыщенность речи военной терминологией

Грубость бесцеремонность

Грубые «солдафонские» шутки, говорящие об ограниченности и тупости.

Карточка для четвёртой группы

Я видела из глаз…

Я полагала вас далёко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!..

Какой эшарп cousin мне подарил!..

Ответ: Реплики Натальи Дмитриевы и 3-й княжны.

Признаки речевой манеры:

Искусственность, книжность, построение фраз по законам французского языка.

Употребление французских слов без знания французского эквивалента.

 

Выступления групп.

 

Что можем сказать о языке героев?

(Проанализировав реплики, вы смогли убедиться, что язык каждого действующего лица индивидуален. Оставаясь в рамках общенародной живой разговорной речи, вместе с тем  он настолько колоритен, что сквозь него отчетливо проступают черты индивидуального человеческого характера. Грибоедов окрашивал речевую манеру действующего лица своеобразными индивидуальными характерными словечками, оборотами. Благодаря этому Грибоедов создал типичные  и вместе с тем индивидуально-выразительные образы).

 

Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал художником-реалистом и новатором в области литературного языка.

Вопросы языка имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей – своих современников. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным Грибоедов был подлинным создателем русского  литературного языка.

 

 Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы  он затронул?

Приём Мозговой штурм.

 

Задание по группам:

Что говорит Гончаров о героях комедии. Свои ответы подкрепить цитатами из статьи.

1 гр.- о Чацком.

2 гр.- о Софье.

3 гр.- о Фамусове.

4 гр.- о значении комедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с материалом ,затем ученик В назначается представителем

 

 

 

 

Ответы учащихся на открытые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся используют лексические понятия, вычленяют их из данных примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание по заранее выработанным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тезисами статьи. Запись в тетради ключевых примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание кластера.

 

Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока.

 

Заключительная часть

Рефлексия.

 

Синквейн  по произведению.

Прием: «Моя рука»

Ученики пишут на стикерах

и  вывешивают.

Ресурсы:

Итоговая презентация. Учебник. Статья Гончарова

«Мильон терзаний». Стикеры. Рабочие тетради.

Домашнее задание:

Начать подготовку к сочинению.

А- представить список тем.

Б- вспомнить ,как составлять сложный план.

В-выписать цитаты из статьи Гончарова ,которые могут подойти для написания вступления и заключения.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!