СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 3 по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четверть

Неделя

День

Урок 3

Тема урока:

Драма Чацкого.

Цель:

 

1.Познакомить с  идейным содержанием и общечеловеческим смыслом комедии на примере характеристики главного героя; расширить умение точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.

2.Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

-развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Результат обучения для ученика А:

Знать и уметь объяснить наличие 2 конфликтов в пьесе, делать обобщение по  герою, опираясь на цитаты и высказывания критиков, раскрывать  характер героя через инсценирование, давать свою оценку поступкам героя. Сравнивать его с другими персонажами пьесы.

Результат обучения для ученика Б:

Знать и уметь объяснить 2 сюжетные линии в пьесе, знать суть основного конфликта, уметь составлять целостную характеристику героя, сравнивать его с другими персонажами, отвечать на проблемные вопросы, выразительно читать по ролям.

Результат обучения для ученика В:

Знать суть основного конфликта в пьесе, уметь рассказать о Чацком, выразительно читать по ролям.

Основные ключевые идеи:

В центре урока - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу? Вот главные вопросы урока.

Применяю с целью ответа на эти вопросы приёмы диалогического обучения , критического мышления с целью не управлять, а направлять учащихся в процессе обучения.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

1.Организационный момент

 

 

 

 

2.Проверка дом. зад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Деление на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мозговой штурм.

Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”.

 

 

 

Проверка дом. зад.: приём «Горячий стул»

 

Вашему вниманию предлагается презентация ученицы А  «Фамусовское общество».Смотрите внимательно, т.к. этот материал понадобится вам для выполнения следующего задания.

Просмотр

Презентации учащегося А.

Письмо герою ученик Б

Кроссворд  ученик   В

 

Приём «Пазлы»

-Какой эпизод у вас изображён? Объясните, как вы это поняли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

-Каким представлено московское дворянство 10-20х годов XIX века в комедии Грибоедова «Горе от ума»? 

 -Сформулируйте жизненные принципы этих людей.( личная выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу; ценность человека по его положению, состоянию)

 

 

 

 

 -Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу?

( сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди)

-  Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

( с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с высокими нравственными убеждениями, идеалами…)

Настраиваются на урок.

Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания

Задают вопросы по комедии.

 

Глубокое аудирование  и визуализация уч-ся.

 

 

 

 

 

Ученики выбирают пазл, являющийся часть целой иллюстрации из комедии.

Затем они собирают целую картину, находя нужные части Таким образом собирается пазл.

 

Ученики выходят к доске и записывают на кластере с одной стороны качества представителей фам. общества, в центре- какие качества противостоят им,в 3-й части- качества передового человека .

 

Ответы на закрытые вопросы.

 

Основная часть

 

 

 

 

Работа над новой темой.

1.В чем смысл активности человека, жизненных его усилий? – вот вопросы, ответы на которые я предлагаю найти, обратившись к образу главного героя комедии «Горе от ума» - Чацкому.

 

2.Сравнительная характеристика Чацкого  и Молчалина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Вывод по образу Чацкого. Ответ на вопрос « В чём драма Чацкого?» Работа с карточками – высказываниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход к новой теме.

Повторение терминов Приём  «Лови ошибку», одновременно на знание афоризмов :«Литературная дуэль» (2уч-ся)

Работа над проблемным вопросом

«Основной конфликт». Приём «Пробел в информации».

 

 

 

 

Характеристика Чацкого.

Приём «Драма» и «Группы стикеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы. Каждая группа заполняет графы таблицы. Затем используется приём «Карусель».

 

 

Сопоставительные признаки

 Чацкий

 Молчалин

Происхождение

 

 

Воспитание, образование

   

Жизненные ценности.

 

 

Отношение к Софье

 

 

Отношение к фамусовскому обществу

   

 

 

 

 

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе. Каждая группа получает по одному высказыванию.

Карточка № 1

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 2

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 3

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

Находят ошибку в определении термина, исправляют.

Самопроверка.

Работа в парах: собирают информацию воедино, представляют.

 

Инсценирование.

Заполнение таблицы по характеристике героя.

 

 

 

 

 

 

Уч-ся размышляют на заданную тему и согласовывают свое мнение с членами группы. Каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

 

 

Группы отвечают на вопросы по высказываниям.

Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

 

 

 

Итоги к уроку высказывают сами учащиеся

Рефлексия анкета «Каким я был на уроке?» и самооценивание групп по фразам стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

Презентация учащихся. Текст по комедии. Карточки с заданиями.

Листы А-4,3 фломастеры. Учебник. Таблица. Рабочие тетради.

Домашнее задание:

Выписать афоризмы ,конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Б- Подобрать цитаты А.С.Пушкина о комедии.

А- подгот. ответ на вопрос: «В чём значение творчества Грибоедова?»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!