Цель:
|
1.Познакомить с идейным содержанием и общечеловеческим смыслом комедии на примере характеристики главного героя; расширить умение точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.
2.Стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
-развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
|
Вводная часть
1.Организационный момент
2.Проверка дом. зад.
3.Деление на группы.
4. Мозговой штурм.
Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке.
|
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”.
Проверка дом. зад.: приём «Горячий стул»
Вашему вниманию предлагается презентация ученицы А «Фамусовское общество».Смотрите внимательно, т.к. этот материал понадобится вам для выполнения следующего задания.
Просмотр
Презентации учащегося А.
Письмо герою ученик Б
Кроссворд ученик В
Приём «Пазлы»
-Какой эпизод у вас изображён? Объясните, как вы это поняли?
Учитель:
-Каким представлено московское дворянство 10-20х годов XIX века в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
-Сформулируйте жизненные принципы этих людей.( личная выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу; ценность человека по его положению, состоянию)
-Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу?
( сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди)
- Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?
( с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с высокими нравственными убеждениями, идеалами…)
|
Настраиваются на урок.
Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания
Задают вопросы по комедии.
Глубокое аудирование и визуализация уч-ся.
Ученики выбирают пазл, являющийся часть целой иллюстрации из комедии.
Затем они собирают целую картину, находя нужные части Таким образом собирается пазл.
Ученики выходят к доске и записывают на кластере с одной стороны качества представителей фам. общества, в центре- какие качества противостоят им,в 3-й части- качества передового человека .
Ответы на закрытые вопросы.
|
Основная часть
Работа над новой темой.
1.В чем смысл активности человека, жизненных его усилий? – вот вопросы, ответы на которые я предлагаю найти, обратившись к образу главного героя комедии «Горе от ума» - Чацкому.
2.Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.
3.Вывод по образу Чацкого. Ответ на вопрос « В чём драма Чацкого?» Работа с карточками – высказываниями.
|
Переход к новой теме.
Повторение терминов Приём «Лови ошибку», одновременно на знание афоризмов :«Литературная дуэль» (2уч-ся)
Работа над проблемным вопросом
«Основной конфликт». Приём «Пробел в информации».
Характеристика Чацкого.
Приём «Драма» и «Группы стикеров»
Заполнение таблицы. Каждая группа заполняет графы таблицы. Затем используется приём «Карусель».
Сопоставительные признаки
|
Чацкий
|
Молчалин
|
Происхождение
|
|
|
Воспитание, образование
|
|
|
Жизненные ценности.
|
|
|
Отношение к Софье
|
|
|
Отношение к фамусовскому обществу
|
|
|
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе. Каждая группа получает по одному высказыванию.
Карточка № 1
Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.
Карточка № 2
Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.
Карточка № 3
Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.
|
Находят ошибку в определении термина, исправляют.
Самопроверка.
Работа в парах: собирают информацию воедино, представляют.
Инсценирование.
Заполнение таблицы по характеристике героя.
Уч-ся размышляют на заданную тему и согласовывают свое мнение с членами группы. Каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).
Группы отвечают на вопросы по высказываниям.
Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости.
|