СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крымская война 1853-1856 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку истории России 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Крымская война 1853-1856 гг.»

Тема урока: Крымская война (1853-1856 гг.)

Класс: 9

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Цель урока: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Задачи: показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполити­ческую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы меди­ков в труднейших условиях осаждённого Севастополя;

развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанав­ливать причинно-следственные связи.

План урока:

1. Организационный момент,

2. Изучение новой темы:

2.1 Причины войны,

2.2 Ход военных действий,

2.3 Парижский конгресс

2.4 Причины поражения

3. Рефлексия,

4. Итоги урока

Новые термины и даты: Крымская война (1853-1856 гг.) 18 ноября 1853 г. - Синопское сражение, Сент. 854 г. - август 1855 г. - оборона Севастополя

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, карта «Крымская война 1853-1856 гг.» , фрагмент из к/ф «Оборона Севастополя»

Предварительная подготовка: сообщения учащихся, сообщения о Корнилове, Нахимове, Тотлебэне, «Подвиг врачей в Крымскую войну».

Ход урока

  1. Определение учащимися темы урока путем решения ребуса (слайд 1)

  2. Запись темы урока «Крымская война 1853-1856» (слайд 2).

Учитель: Как вы считаете, что мы узнаем на уроке?

Мотивация: JI.H. Толстой - участник обороны Севастополя - писал в письме 20 но­ября 1854 г.: «Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрём?». «Умрём, Ваше превосхо­дительство. Ура!» И это был не эффект, а на лицах каждого было видно, что не шутят, а взаправду» (слайд 3).

Вопросы: Что вы услышали в приветствии адмирала? А в ответе войск? Почему такой настрой был у адмирала Корнилова? Это мы должны понять на уроке.

Знакомство с планом урока (слайд 4)

План урока:

1. Причины начала войны.

2. Ход военных действий.

3. Парижский конгресс.

4. Причины поражения России.

1. Причины войны

Актуализация знаний:

Учитель:

- Вспомните, что такое «Восточный вопрос?» (слайд 5)

Изучение новой темы:

Николай I говорил, что «Турция - это больной человек и его наследство можно и нужно делить». Каковы же причины Крымской войны? (слайд 6)

Работа с учебником: Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к войне. (слайд 7-8)

Спор из-за палестинских святынь сыграл роль детонатора в давно назре­вавшем европейском конфликте. После отказа султана выполнить это требование Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Османская империя в октябре 1853 г. объявила России войну.

Силы сторон: Рассмотрим схему «Участники войны» (слайд 9). Какой вывод можно сделать по этой схеме? (У России в Крымской войне не было союзников)

Учитель: А теперь посмотрим, какие же цели преследовали страны-участницы войны (слайд 10).

Давайте рассмотрим «Состояние российской армии накануне Крымской войны» (слайд 11). Рассмотрим необычно.

Игра в пазлы. «Состояние российской армии накануне Крымской войны» (Приложение 1)

Задача для учащихся: расположить карточки на лист бумаги, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями.

Работа в группах. Заслушать ответы учащихся.

Вопрос: Была ли готова российская армия к войне с таким соперником? Были ли у нее шансы на победу? (нет)

3.Ход военных действий:

27 сентября 1853 г. Османская империя объявила войну России.

Война началась на Кавказском и Балканском фронтах. (слайд 12).

Ребята для того, чтобы рассмотреть военные действия, вы разделились на группы. Каждая группа получит определенное задание и будет работать по нему (слайд 13).:

1 гр. 1-й этап войны

2 гр. 2-й этап войны (для 1 и 2 группы дается рабочий лист – Приложение 2)

3 гр. Итог войны.

На задание вам дается 7 минут. Ваша задача заполнить таблицу по своему этапу, а кто делает итог, записывает основные условия мира.

Этапы войны. Выступление групп.

1 группа.

Первый этап войны (окт. 1853 г. - апрель 1854 г.) - русско-турецкие военные действия

Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло.

Самым ярким событием этого периода войны стало Синопское сражение. Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье. С этой целью в порт Синоп прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в районе Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота.

Работа по схеме «Синопский бой» (слайд 14). 18 ноября 1853 г. отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены. Синопский бой вошел в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота. (слайд 15).

Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей. В начале марта Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении Дунайских княжеств и, не получив ответа, объявили войну России. (слайд 16).

2 группа Начался Второй этап войны (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.). Странам удалось привлечь на свою сторону Австрию, Пруссия, Сардинию.

Английские и французские суда обстреливали Одессу, Новороссийск, города Приазовья. Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты русской армией.

Но все же судьба войны решалась в Крыму. 2 сентября 1854 г. войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории. 8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым (слайд 17).. Путь на Севастополь был открыт.

В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся 11 месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855) (слайд 18).

Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Владимир.Алексеевич Корнилов, а после его гибели в самом начале осады- П.С. Нахимов. Выдающуюся роль в организации обороны Севастополя сыграли контр-адмирал В.И. Истомин, инженер-полковник Э.И. Тотлебен. (слайд 19-21).

Сообщения учащихся о Корнилове, Нахимове, Тотлебене. (если останется время)

17 октября 1854г. началась осада Севастополя. Город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника. 5 августа – пятая бомбардировка города. 27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.

Просмотр видеофрагмента «Оборона Севастополя» (слайд 22-23)

Учитель: Большую роль в защите Севастополя сыграли врачи и медсестры. (сообщение «Подвиг врачей в Крымскую войну») (слайд 24).

После прочтения сообщений, учитель задает всем ученикам вопрос: Почему оборона Севастополя стала самой героической страницей Крымской войны? (слайд 25).

(Потому что несмотря на численный перевес англичан, французов, турок и сардинцев, а также на техническое превосходство гарнизон Севастополя героически оборонялся 11 месяцев, нанося противнику огромный урон своими активными действиями, что ускорило в итоге заключение мирного договора и его относительную мягкость для России, спасло, вместе с победами на других фронтах, честь нашей страны)

5. Парижский конгресс

После внезапной смерти в феврале 1855 г. Николая I и падения е августе 1855 г. Севастополя Россия со­гласилась на участие в мирной конференции.

Выступление 3 группы.

Февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс (слайд 26-27).

Условия: 1. Потеря Россией южной части Бессарабии.

2. Сохранение Севастополя в обмен на Карс.

3. Запрещение России иметь военный флот, крепости и арсенал на Черном море.

4. Закрытие на время мира проливов Черного моря для всех стран. (нейтрализация Черного моря) Запрещение иметь военно-морской флот на Черном море было самым тяжелым для России условием Парижского мирного трактата, так как подрывало ее позиции в черноморском регионе и создавало постоянную угрозу ее обороноспособности на южных рубежах

5. Установление свободного режима плавания судов всех стран по Дунаю.

Работа с документом: Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». (слайд 28).

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете эту фразу? (Речь идёт о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими. Об этом сказано и в учебнике: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия, и стрелковое оружие, снабжение армии, не подверженное во­ровству интендантов, тактическая выучка войск. Всё это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров. слабость военной промышленности; плохое обеспечение армии; плохое состояние дорог; ошибки в разработке стратегических планов)

Вопрос: Вспомните строки из письма JI.H. Толстого. Теперь вам понятно настрое­ние адмирала Корнилова в начале осады Севастополя? Что показала война? (слайд 29).

Вывод: Война показала необходимость немедленного и решительного реформиро­вания всех сторон жизни российского общества.

III. Закрепление материала.

Работа с контурными картами. (слайд 30-31).

Синквейн на тему «Крымская война» (слайд 32).

Рефлексия: Прикрепить к доске смайлики с настроением. (слайд 33).

IV. Итог урока

Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 34).

На 4: Параграф 14, ответить на вопросы к параграфу и к документам устно

На 5: Параграф 14, ответить на вопросы к параграфу и документам письменно.

На 5: Написать эссе ««Действительно ли оборону Севастополя можно назвать героической»





















Приложение 1

Игра в пазлы. «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Расположите карточки на лист бумаги, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями.


1

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя


5

Низкая маневренность войск



2

Много времени на переброску войск к театру военных дейст­вий

6

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у против­ника боле совершенных, даль­нобойных орудий


3

Плохая подготовка сухопут­ных войск к ведению боевых действий



4

Большие расходы государства на содержание армии

7

Ошибки в разработке страте­гических планов ведения вой­ны



Рекрутская система формирования армии


Содержание армии численностью более 1 млн. чел

Отсутствие дееспособного генштаба. В.А.Долгоруков:«Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не рас страивать его дурными вестями, не перечить царю»


Войска рассредоточены по всей территории страны


Отсутствие разветвлённой системы железных дорог


В армии процветает показная строевая выучка,

проведение парадов


Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью


Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100 - 150м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800м. - 1880 единиц на 42 тыс. солдат;


Из 21 военного корабля черноморской эскадры- 7 паровые, остальные - парусные)



Приложение 2

Этапы Крымской войны 1853-1856 гг.


Этап войны

Противники России

Основные события













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!