Тема урока: Крымская война (1853-1856 гг.)
Класс: 9
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Цель урока: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.
Задачи: показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя;
развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
План урока:
1. Организационный момент,
2. Изучение новой темы:
2.1 Причины войны,
2.2 Ход военных действий,
2.3 Парижский конгресс
2.4 Причины поражения
3. Рефлексия,
4. Итоги урока
Новые термины и даты: Крымская война (1853-1856 гг.) 18 ноября 1853 г. - Синопское сражение, Сент. 854 г. - август 1855 г. - оборона Севастополя
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, карта «Крымская война 1853-1856 гг.» , фрагмент из к/ф «Оборона Севастополя»
Предварительная подготовка: сообщения учащихся, сообщения о Корнилове, Нахимове, Тотлебэне, «Подвиг врачей в Крымскую войну».
Ход урока
Определение учащимися темы урока путем решения ребуса (слайд 1)
Запись темы урока «Крымская война 1853-1856» (слайд 2).
Учитель: Как вы считаете, что мы узнаем на уроке?
Мотивация: JI.H. Толстой - участник обороны Севастополя - писал в письме 20 ноября 1854 г.: «Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрём?». «Умрём, Ваше превосходительство. Ура!» И это был не эффект, а на лицах каждого было видно, что не шутят, а взаправду» (слайд 3).
Вопросы: Что вы услышали в приветствии адмирала? А в ответе войск? Почему такой настрой был у адмирала Корнилова? Это мы должны понять на уроке.
Знакомство с планом урока (слайд 4)
План урока:
1. Причины начала войны.
2. Ход военных действий.
3. Парижский конгресс.
4. Причины поражения России.
1. Причины войны
Актуализация знаний:
Учитель:
- Вспомните, что такое «Восточный вопрос?» (слайд 5)
Изучение новой темы:
Николай I говорил, что «Турция - это больной человек и его наследство можно и нужно делить». Каковы же причины Крымской войны? (слайд 6)
Работа с учебником: Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к войне. (слайд 7-8)
Спор из-за палестинских святынь сыграл роль детонатора в давно назревавшем европейском конфликте. После отказа султана выполнить это требование Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Османская империя в октябре 1853 г. объявила России войну.
Силы сторон: Рассмотрим схему «Участники войны» (слайд 9). Какой вывод можно сделать по этой схеме? (У России в Крымской войне не было союзников)
Учитель: А теперь посмотрим, какие же цели преследовали страны-участницы войны (слайд 10).
Давайте рассмотрим «Состояние российской армии накануне Крымской войны» (слайд 11). Рассмотрим необычно.
Игра в пазлы. «Состояние российской армии накануне Крымской войны» (Приложение 1)
Задача для учащихся: расположить карточки на лист бумаги, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями.
Работа в группах. Заслушать ответы учащихся.
Вопрос: Была ли готова российская армия к войне с таким соперником? Были ли у нее шансы на победу? (нет)
3.Ход военных действий:
27 сентября 1853 г. Османская империя объявила войну России.
Война началась на Кавказском и Балканском фронтах. (слайд 12).
Ребята для того, чтобы рассмотреть военные действия, вы разделились на группы. Каждая группа получит определенное задание и будет работать по нему (слайд 13).:
1 гр. 1-й этап войны
2 гр. 2-й этап войны (для 1 и 2 группы дается рабочий лист – Приложение 2)
3 гр. Итог войны.
На задание вам дается 7 минут. Ваша задача заполнить таблицу по своему этапу, а кто делает итог, записывает основные условия мира.
Этапы войны. Выступление групп.
1 группа.
Первый этап войны (окт. 1853 г. - апрель 1854 г.) - русско-турецкие военные действия
Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло.
Самым ярким событием этого периода войны стало Синопское сражение. Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье. С этой целью в порт Синоп прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в районе Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота.
Работа по схеме «Синопский бой» (слайд 14). 18 ноября 1853 г. отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены. Синопский бой вошел в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота. (слайд 15).
Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей. В начале марта Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении Дунайских княжеств и, не получив ответа, объявили войну России. (слайд 16).
2 группа Начался Второй этап войны (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.). Странам удалось привлечь на свою сторону Австрию, Пруссия, Сардинию.
Английские и французские суда обстреливали Одессу, Новороссийск, города Приазовья. Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты русской армией.
Но все же судьба войны решалась в Крыму. 2 сентября 1854 г. войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории. 8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым (слайд 17).. Путь на Севастополь был открыт.
В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся 11 месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855) (слайд 18).
Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Владимир.Алексеевич Корнилов, а после его гибели в самом начале осады- П.С. Нахимов. Выдающуюся роль в организации обороны Севастополя сыграли контр-адмирал В.И. Истомин, инженер-полковник Э.И. Тотлебен. (слайд 19-21).
Сообщения учащихся о Корнилове, Нахимове, Тотлебене. (если останется время)
17 октября 1854г. началась осада Севастополя. Город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника. 5 августа – пятая бомбардировка города. 27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.
Просмотр видеофрагмента «Оборона Севастополя» (слайд 22-23)
Учитель: Большую роль в защите Севастополя сыграли врачи и медсестры. (сообщение «Подвиг врачей в Крымскую войну») (слайд 24).
После прочтения сообщений, учитель задает всем ученикам вопрос: Почему оборона Севастополя стала самой героической страницей Крымской войны? (слайд 25).
(Потому что несмотря на численный перевес англичан, французов, турок и сардинцев, а также на техническое превосходство гарнизон Севастополя героически оборонялся 11 месяцев, нанося противнику огромный урон своими активными действиями, что ускорило в итоге заключение мирного договора и его относительную мягкость для России, спасло, вместе с победами на других фронтах, честь нашей страны)
5. Парижский конгресс
После внезапной смерти в феврале 1855 г. Николая I и падения е августе 1855 г. Севастополя Россия согласилась на участие в мирной конференции.
Выступление 3 группы.
Февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс (слайд 26-27).
Условия: 1. Потеря Россией южной части Бессарабии.
2. Сохранение Севастополя в обмен на Карс.
3. Запрещение России иметь военный флот, крепости и арсенал на Черном море.
4. Закрытие на время мира проливов Черного моря для всех стран. (нейтрализация Черного моря) Запрещение иметь военно-морской флот на Черном море было самым тяжелым для России условием Парижского мирного трактата, так как подрывало ее позиции в черноморском регионе и создавало постоянную угрозу ее обороноспособности на южных рубежах
5. Установление свободного режима плавания судов всех стран по Дунаю.
Работа с документом: Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». (слайд 28).
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете эту фразу? (Речь идёт о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими. Об этом сказано и в учебнике: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия, и стрелковое оружие, снабжение армии, не подверженное воровству интендантов, тактическая выучка войск. Всё это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров. слабость военной промышленности; плохое обеспечение армии; плохое состояние дорог; ошибки в разработке стратегических планов)
Вопрос: Вспомните строки из письма JI.H. Толстого. Теперь вам понятно настроение адмирала Корнилова в начале осады Севастополя? Что показала война? (слайд 29).
Вывод: Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества.
III. Закрепление материала.
Работа с контурными картами. (слайд 30-31).
Синквейн на тему «Крымская война» (слайд 32).
Рефлексия: Прикрепить к доске смайлики с настроением. (слайд 33).
IV. Итог урока
Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 34).
На 4: Параграф 14, ответить на вопросы к параграфу и к документам устно
На 5: Параграф 14, ответить на вопросы к параграфу и документам письменно.
На 5: Написать эссе ««Действительно ли оборону Севастополя можно назвать героической»
Приложение 1
Игра в пазлы. «Состояние российской армии накануне Крымской войны»
Расположите карточки на лист бумаги, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями.
1 | Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя | | 5 | Низкая маневренность войск |
| |
2 | Много времени на переброску войск к театру военных действий | 6 | Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника боле совершенных, дальнобойных орудий |
|
3 | Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий | |
|
4 | Большие расходы государства на содержание армии | 7 | Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны |
Рекрутская система формирования армии | | |
Содержание армии численностью более 1 млн. чел | |
Отсутствие дееспособного генштаба. В.А.Долгоруков:«Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не рас страивать его дурными вестями, не перечить царю» | | |
Войска рассредоточены по всей территории страны | | |
Отсутствие разветвлённой системы железных дорог | | |
В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов | | |
Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью | | |
Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100 - 150м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800м. - 1880 единиц на 42 тыс. солдат; | | |
Из 21 военного корабля черноморской эскадры- 7 паровые, остальные - парусные) | |
Приложение 2
Этапы Крымской войны 1853-1856 гг.
Этап войны | Противники России | Основные события |
| | |
| | |