СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Знатоки географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок помогает учащимся больше узнать о географических открытиях и великих путешественниках. Продолжает развитие интеллектуальных , познавательных и творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Знатоки географии"»

Пояснительная записка


Кружок «Знатоки географии» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 35 часов, адресована учащимся 8-9 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.

Школьный курс программы по географии предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. На освоения данного материала в вышеперечисленных классах отводится всего 1 час. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.

Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к федеральному компоненту среднего общего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у учащихся умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

  • задания для традиционной самостоятельной работы;

  • творческое проектирование;

  • работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:

- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

Цель и задачи курса:

Основной целью курса является формирование у учащихся законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;

  • Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;

  • Продолжить развитие картографической грамотности учащихся;

  • Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.

Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.

Ожидаемый результат

Кружок «Знатоки географии» способствует активному формированию географического мышления учащихся, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.

В курсе изучения учащиеся закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.

Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.


Формы проведения занятий

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют учащимся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

Для достижения цели используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.







































Содержание тем курса

Введение (1 час)

Что и с какой целью изучает кружок «Знатоки географии». Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)

Раздел 1 (2 часа)

Тема 1(2часа)

Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.

Практическая работа

Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина

Раздел 2 (8 ч.)

Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)

Тема 1 (3 часа)

Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.

Тема 2 (3 часа)

Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.

Тема 3 (2 час)

Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).

Практическая работа

Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.

Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута.


Раздел 3 (11 ч.)

Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)

Тема 1 (1 час)

Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.

Тема 2 (1 час)

Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.

Тема 3 (2 час)

Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.

Тема 4 (1 час)

Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.

Тема 5 (1 час)

Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.

Тема 6 (2 час)

Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».

Тема 7 (1 час)

Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.

Тема 8 (2 час)

Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.

Практическая работа

Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).

Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных открытий.

Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.


Раздел 4 (8 ч.)

Открытия нового времени

Тема 1 (2 часа)

Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».


Тема 2 (2 часа)

Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.

Тема 3 (1 час)

Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.

Тема 4 (1 час)

Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.

Тема 5 (2 час)

Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.

Практическая работа

Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.

Написание эссе русских исследователей.

Создание мультимедийных презентаций .

Новейший этап географических открытий.

Раздел 5. (5часов).

Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.

Тема 2 (2 часа)

Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.

Тема 3 (3 часа)

Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников».

Практическая работа

Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.

Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса.

















































Тематическое планирование

№ уро-

ка

Название общей темы, название урока

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Что и с какой целью изучает факультативный курс «Знатоки географии». (1час)


05.09


Раздел I. Русские исследователи раннего средневековья (IIIXIY вв.) Путешествие А. Никитина в Индию.(2часа)



2.

3.

Путешествие А. Никитина в Индию. Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина»

2

12.09

19.09




4.

Раздел 2. Эпоха Великих географических открытий (XYXYII вв.) (8часов)





Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева.

1




26.09

5.

Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена.


1

03.10


6.


7.

Путешествие по реке Амур.

Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии

2

10.10

10.10

8.

9

Путешествие А. Никитина в Индию.

Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий».

2

17.10

17.10

10.

11.

Путешествие А. Никитина в Индию.

Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута»

2

24.10

07.11



Раздел 3. Эпоха первых научных экспедиций (XYIIXIY вв.) (11 часов)






12.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов.

1

14.11

13.

Исследования А.И. Чирикова.

1

21.11


14.



Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым.


1


28.11

15.

С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России.

1

05.12

16.

Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова.

1

13.12

17.

Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна.

1

19.12

18.

Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский.

1

26.12

19.

Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана.

1

16.01

20.

21.

Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды - Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев.

Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)»

2

23.01

30.01


22.

Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды - Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев. Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций

1

06.02



23.

Раздел 4. Открытия нового времени.(8 часов)



Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского.

1

13.02

24.

Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби.

1

20.02

25.

Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи.

1

27.02

26.

Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров.

1

06.03

27.

Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым.

1

13.03

28.

«Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий».

Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий».

1

20.03

29.

«Написание эссе русских исследователей».

Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей».

1

03.04

30.


Великие путешественники Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций .

1

10.04







Раздел 5. Новейший этап географических открытий.(5часов)

.






31.

О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного Ледовитого океана .

И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс».

1

17.04

32.

Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич.

Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий».

1

24.04

33.

«Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса».

Практическая работа: «Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса».

1

08.05

34.

Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич.

1

15.05

35.

Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич.

1

22.05

























Список литературы:

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. – М.: 2012.

Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.

Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.

Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.

Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1998.

Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – М.: 1997.

Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.

Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.

Сто великих путешественников. – М.: 2010.

Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.

Энциклопедия . Том 12. Россия. – М.: Аванта плюс.

Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!