Пояснительная записка
Кружок «Знатоки географии» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 35 часов, адресована учащимся 8-9 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.
Школьный курс программы по географии предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. На освоения данного материала в вышеперечисленных классах отводится всего 1 час. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.
Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к федеральному компоненту среднего общего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у учащихся умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:
задания для традиционной самостоятельной работы;
творческое проектирование;
работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цель и задачи курса:
Основной целью курса является формирование у учащихся законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;
Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;
Продолжить развитие картографической грамотности учащихся;
Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.
Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.
Ожидаемый результат
Кружок «Знатоки географии» способствует активному формированию географического мышления учащихся, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.
В курсе изучения учащиеся закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.
Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
Формы проведения занятий
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют учащимся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Методы обучения
Для достижения цели используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
Содержание тем курса
Введение (1 час)
Что и с какой целью изучает кружок «Знатоки географии». Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)
Раздел 1 (2 часа)
Тема 1(2часа)
Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.
Практическая работа
Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина
Раздел 2 (8 ч.)
Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)
Тема 1 (3 часа)
Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.
Тема 2 (3 часа)
Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.
Тема 3 (2 час)
Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).
Практическая работа
Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.
Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута.
Раздел 3 (11 ч.)
Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)
Тема 1 (1 час)
Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.
Тема 2 (1 час)
Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.
Тема 3 (2 час)
Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.
Тема 4 (1 час)
Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.
Тема 5 (1 час)
Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.
Тема 6 (2 час)
Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».
Тема 7 (1 час)
Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.
Тема 8 (2 час)
Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.
Практическая работа
Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).
Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных открытий.
Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.
Раздел 4 (8 ч.)
Открытия нового времени
Тема 1 (2 часа)
Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».
Тема 2 (2 часа)
Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.
Тема 3 (1 час)
Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.
Тема 4 (1 час)
Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.
Тема 5 (2 час)
Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.
Практическая работа
Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.
Написание эссе русских исследователей.
Создание мультимедийных презентаций .
Новейший этап географических открытий.
Раздел 5. (5часов).
Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.
Тема 2 (2 часа)
Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.
Тема 3 (3 часа)
Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников».
Практическая работа
Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.
Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса.
Тематическое планирование
№ уро- ка | Название общей темы, название урока | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. Что и с какой целью изучает факультативный курс «Знатоки географии». (1час) | | 05.09 |
| Раздел I. Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.) Путешествие А. Никитина в Индию.(2часа) | | |
2. 3. | Путешествие А. Никитина в Индию. Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина» | 2 | 12.09 19.09 |
4. | Раздел 2. Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.) (8часов) | | |
Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева. | 1 | 26.09 |
5. | Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена. | 1 | 03.10 |
6. 7. | Путешествие по реке Амур. Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии | 2 | 10.10 10.10 |
8. 9 | Путешествие А. Никитина в Индию. Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | 2 | 17.10 17.10 |
10. 11. | Путешествие А. Никитина в Индию. Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута» | 2 | 24.10 07.11 |
| Раздел 3. Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) (11 часов) | | |
12. | Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов. | 1 | 14.11 |
13. | Исследования А.И. Чирикова. | 1 | 21.11 |
14. |
Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым. | 1 | 28.11 |
15. | С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России. | 1 | 05.12 |
16. | Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова. | 1 | 13.12 |
17. | Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна. | 1 | 19.12 |
18. | Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский. | 1 | 26.12 |
19. | Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана. | 1 | 16.01 |
20. 21. | Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды - Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев. Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)» | 2 | 23.01 30.01 |
22. | Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды - Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев. Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций | 1 | 06.02 |
23. | Раздел 4. Открытия нового времени.(8 часов) | | |
Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского. | 1 | 13.02 |
24. | Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. | 1 | 20.02 |
25. | Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи. | 1 | 27.02 |
26. | Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров. | 1 | 06.03 |
27. | Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым. | 1 | 13.03 |
28. | «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий». Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий». | 1 | 20.03 |
29. | «Написание эссе русских исследователей». Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей». | 1 | 03.04 |
30. | Великие путешественники Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций . | 1 | 10.04 |
|
Раздел 5. Новейший этап географических открытий.(5часов) . | | |
31. | О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного Ледовитого океана . И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». | 1 | 17.04 |
32. | Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич. Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий». | 1 | 24.04 |
33. | «Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса». Практическая работа: «Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса». | 1 | 08.05 |
34. | Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич. | 1 | 15.05 |
35. | Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич. | 1 | 22.05 |
Список литературы:
Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. – М.: 2012.
Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.
Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.
Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.
Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1998.
Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – М.: 1997.
Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.
Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.
Сто великих путешественников. – М.: 2010.
Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.
Энциклопедия . Том 12. Россия. – М.: Аванта плюс.
Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2012.