Тема: «Заповедные места Курского края»
Цель: знакомство с заповедными местами Курского края.
задачи:
познакомить с заповедными местами Курской области,
развивать интерес к природе родного края,
воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознают себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.
проявляют чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе,
Метапредметные:
умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа ;
Предметные:
имеют представления об особо охраняемых природных территориях и их роли в жизни планеты и региона.
овладевают основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимают роль и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России.
Ход занятия.
Ребята, вы любите путешествовать.
Для чего люди путешествуют? (чтобы узнать что-то новое)
А вы хотите сегодня узнать что-то новое?
тогда я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю.
Перед вами карта Курской области, где обозначены точки нашего маршрута. А чтобы понять, что мы будем посещать, я предлагаю вам прочитать высказывание.
1.Высказывание о том, чтобы беречь природу.
Охранять природу — значит охранять Родину. (Пришвин М. М.)
Как мы можем охранять природу?
Об этом задумывались люди давно, так что проблема эта не новая.
послушайте стихотворение и определите, о чем буде тема нашего занятия.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают,
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоемов и болот,
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
О чем говорится в стихотворении?
Значит, какая будет тема нашего урока?
Тема: «Заповедные места Курского края»
Цель: знакомство с заповедными местами Курского края.
Давайте составим план нашего путешествия.
1. Познакомимся с заповедными местами Курского края.
2. Узнаем, почему эти места являются заповедными.
3. Вспомним правила поведения в заповедниках.
Центрально-Черноземный заповедник имени Василия Алехина
Создать этот заповедник предложил геоботаник, профессор Василий Алёхин. В 1907 году он нашёл под Курском поля, которые ни разу не вспахивались.
Долгое время в этих степях либо пасли скот, либо косили траву для животных. Под диким полем с богатой растительностью сформировались уникальные почвы – эталонные черноземы, плодородный слой которых достигает метровой толщины.
Ребята я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по этому заповеднику. https://yandex.ru/video/preview/17859306797930740899
Стрелецкий участок
Это самый большой участок заповедника. Почти половину территории Стрелецкого участка занимают дубравы, лиственные леса из осины, липы, березы, вяза и черемухи, почти столько же – степи и луга. Также степь заселяют мелкие грызуны: хомяки, сурки, крапчатые суслики, слепыши, барсуки, куницы. В густой высокой траве гнездятся дрофы, жаворонки, стрепеты. В кустарниках селятся семьи соловьёв – живого символа Курского края. В заповедных лесах встречаются кабаны, енотовидные собаки, лисы и зайцы-русаки. (фото)
Здесь находятся центральная усадьба заповедника, музей природы, эколого-информационный центр и каменная статуя XI века – так называемая «каменная баба» или «половецкий воин».
как вы запомнили то, что я рассказала, проверим на карточках.
задание в парах.
соедини изображение с его описанием
Здесь находятся центральная усадьба заповедника, музей природы, эколого-информационный центр и каменная статуя XI века – так называемая «каменная баба» или «половецкий воин».
Баркаловка
На меловых склонах, также как и на Букреевых Бармах, растёт волчеягодник и ещё четыре вида растений из Красной книги России: касатик безлистный, рябчик русский, ковыль перистый и красивейший. (фото). Всего на этом участке зарегистрировано более 650 видов растений. На этой местности встречается множество кабанов и косуль, иногда сюда заходят лоси. Также здесь живёт бурый ушан, обыкновенная полёвка, уж, прыткая ящерица и крупный грызун – водяная полёвка, гнездится орёл-карлик и каменка-плясунья. Всего ученые насчитывают здесь семь видов земноводных, пять видов пресмыкающиеся, 34 вида млекопитающих и 165 видов птиц.
Казацкий участок
В окрестностях хутора Зелёная Степь в Медвенском районе находится Казацкий участок заповедника. Большую часть территории занимают степи и луга. В состав заповедного участка также входит Казацкий лес. От степей его отделяет Барыбин лог.
Здесь растут клен татарский и полевой, липа, ясень, береза, степная вишня, дикорастущие груша и яблоня, боярышник и миндальник. На этом участке можно встретить семь видов растений из Красной книги России: пион тонколистный, касатик безлистный, рябчик русский, ковыли Залесского, перистый, опушеннолистный и красивейший.
В заповеднике водятся кабаны, европейские косули, прыткие ящерицы, степные гадюки, белки и садовые камышевки. Всего здесь обитают около четырех тысяч разных видов насекомых, семь видов земноводных, пять видов пресмыкающихся, 164 вида птиц, 38 видов млекопитающих.
задание в карточках сколько видов (проверка)
составление правил поведения в заповедных местах.
запрещается-разрешается
шуметь в лесу
оставлять мусор
беречь лес от пожара
рвать букет цветов
ходить только по тропинкам
ломать деревья, ветки
ходить и топтать на лугах траву и цветы
сажать деревья
разжигать костры в лесу
кричать и включать громкую музыку
гулять в лесу
ловит бабочек и насекомых
собирать мусор в ямку и закапывать
разорять муравейники
разрушать грибницы
Подведение итогов.
План
цель
Рефлексия
Вам захотелось посетить эти заповедные места?
Что для себя нового вы узнали?