СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Занимательная математика" (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассной работы по математике. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Занимательная математика" (5 класс)»

Пояснительная записка


Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассной работы по математике. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах.

Содержание занятий кружка полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к изучению предметной области «Математика». Занятия математического кружка являются неотъемлемой частью учебного процесса и естественно влияют на улучшение результатов в выполнении требований ФГОС.

Цель – повышение уровня мотивации и развитие устойчивого интереса к изучению математики.

Задачи:

- развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;

- воспитание культуры математического мышления;

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 классов.

Режим занятий: 35 часов в год; 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1год.

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Данная программа предусматривает следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме;

- конкурсы.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности

Занятия в математическом кружке дают возможность обучающимся в 5 классе достичь следующих результатов:

  1. в направлении личностного развития

- познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);

- способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;

- критичность мышления.


  1. в метапредметном направлении:

- способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);

- способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты;

- способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.


  1. в предметном направлении:

-способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических); решать задачи на различные отношения межу величинами;

-умение находить рациональные способы вычислений;

-умение выявлять и описывать закономерности в структурированных объектах (числовых последовательностях, геометрических узорах и т.п.);

-умение изображать точки на плоскости по их координатам и находить координаты точек на плоскости;

-умение строить описания геометрических объектов, и конструировать геометрические объекты по их описанию, выполнять простейшие построения циркулем и линейкой;

-умение измерять геометрические величины разными способами (прямое измерение, измерение с предварительным преобразованием фигуры, с использованием инструментов, вычисления по формулам);

- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм;

-решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи,

Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1. Организационное занятие.. (1 час).

Теория. Ознакомление с работой кружка «Математическая шкатулка», необходимость изучение математики, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми.

Раздел 2. Из истории математики. (5 часов).

Теория. Ознакомление с историей развития математики, счёта, русскими и советскими учёными – математиками, с древними русскими мерами длины, объёма и денежными единицами.

Практическая часть. Решение задач конкурсных программ.

Форма занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 3. Занимательная математика (4 часа)

Теория. Ознакомление с правилами разгадывания математических ребусов и кроссвордов.

Практическая часть. Решение задач-шуток, задач-загадок, математических ребусов, кроссвордов, пословиц и поговорок о числах.

Форма занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 4. Наглядная геометрия (12 часов)

Теория. Знакомство с координатной плоскостью. Биография древнегреческого учёного Декарта.

Практическая часть. Задачи на разрезание по линиям клеток. Построение фигур одним росчерком карандаша. Построение фигур по координатам. Рисунки с помощью координат. Игры «Танграм», «Морской бой», с пентамимо. Задачи на вычисление периметров многоугольников, площадей квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников, объёма различных параллелепипедов, используя готовые модели геометрических фигур.

Форма занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 5. Элементы статистики (3 часа)

Теория. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах, медиана, частота.

Практическая часть. Решение задач на вычисление моды, размаха, медианы, частоты и среднего арифметического нескольких полученных данных.

Форма занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 6. Логические задачи (4 часа)

Теория. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Принцип Дирихле.

Практическая часть. Решение задач на переливание, взвешивание, с помощью кругов Эйлера и на принцип Дирихле.

Форма занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 7. Реальная математика (4 часа)

Теория. Задач на части, на скорость, на нахождение числа по его сумме и разности.

Практическая часть. Решение задач реальной математики. Конкурс «Математика в жизни семьи».

Форма занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.

Раздел 7. Итоговое занятие (2 часа)

Теория. Математическая газета.

Практическая часть. Выпуск Математической газеты. Конкурсная программа «Математическое кафе».

Форма занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.












Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

п\п

Наименование раздела, темы

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата

План.

Факт.

1

Организационное занятие-1 час.

Математика вокруг нас.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение информации.



2

Из истории математики-5 часов.

1)История развития математики.

2)История счёта.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение информации.



3

Русские и советские учёные - математики

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации.



4

Древние русские меры длины, объёма и денежные единицы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации.



5

Героические эпизоды Великой Отечественной войны в числах и задачах.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль коррекция, оценка действий партнера.



6

Из истории замечательных чисел

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений



7

Занимательная математика-4 часа.

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания



8

Математические ребусы

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания



9

Математические кроссворды

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания



10

Пословицы и поговорки с числами

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания



11

Наглядная геометрия-12 часов.

Задачи на разрезание по линиям клеток. Равные фигуры.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



12

Построение фигур одним росчерком карандаша.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



13

Координатная плоскость

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



14

Построение фигур по координатам.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



15

Рисуем с помощью координат.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



16

Геометрия на спичках

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



17

Геометрические фигуры. Игра «Танграм»

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



18

Игра «Морской бой»

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



19

Игры с пентамимо.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



20

Задачи на разрезание геометрических фигур.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



21

Задачи на вычисление периметров многоугольников, площадей квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



22

Задачи на нахождение объёма различных параллелепипедов.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



23

Элементы статистики-3 часа.

Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;



24

Статистические характеристики: медиана, частота

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;



25

Элементы статистики. Практическое занятие.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;



26

Логические задачи-4 часа.

Задачи на переливание

Личностные планирование учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий



27

Логические задачи. Задачи на взвешивание

Личностные планирование учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий



28

Логические задачи. Решение задач с помощью кругов Эйлера

Личностные планирование учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий



29

Логические задачи. Принцип Дирихле.

Личностные планирование учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий



30

Реальная математика-4 часа.

Задачи на части

Личностные планирование учебной деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.



31

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности

Личностные планирование учебной деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.



32

Задачи на скорость

Личностные планирование учебной деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.



33

Конкурс «Математика в жизни семьи»

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль коррекция, оценка действий партнера.



34

Итоговое занятие

Выпуск газеты «Математика может быть интересной».

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль коррекция, оценка действий партнера.



35

Конкурсная программа «Математическое кафе»

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль коррекция, оценка действий партнера.





Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения



Список литературы для учителя:

  1. А.В. Фарков. Внеклассная работа по математике. – Москва «Айрис-пресс» 2013г;

  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2013г;

  3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2012г;

  4. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений»/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.: Дрофа, 2013.


Медиаресурсы:

1.http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

2.http://videouroki.net- полезные материалы для учителя.

Список литературы для учащихся:

1.«Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений»/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.: Дрофа, 2013;


  1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – Изд. Физико-математическая литература. 2010г;

  2. Л.М. Лоповок. Математика на досуге. – Издательство «Просвещение».2013 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!