СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРУЖОК "Занимательная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками.  Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Просмотр содержимого документа
«КРУЖОК "Занимательная физика"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУСЯТИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«ОБСУЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО зам. директора по ВР директор школы

Протокол № _____ от _______/Т.С.Миранкова/ ______/В.И.Сухорученко/

«____» августа 20 __г. Приказ № _______от

«____» сентября 20 __г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

покружку

для 7 – 9 классов

на 2016 – 2017 учебный год

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»




Рабочая программа составлена на основе:Увлекательная физика: Сборник заданий и

опытов для школьников и абитуриентов. –

Хуторской А.В.,Хуторская Л.Н.-

М:АРКТИ,2001.



Составитель: Костицына Светлана Валерьевна, кружок «Занимательная физика».



Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от «____» августа 20 __г.







д. Русятино

Пояснительная записка

Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цели:

  1. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

  2. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

  3. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой,умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.



Виды деятельности:

  • Занимательные опыты по разным разделам физики;

  • Применение ИКТ;

  • Занимательные экскурсии в область истории физики;

  • Применение физики в практической жизни;

  • Наблюдения за явлениями природы.



Форма проведения занятий кружка:занятия проводятся в виде бесед, лекций, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов.





































Тематический план

Тема

Используемый наглядный материал

Кол-во часов

план

факт

  1. Введение (1ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Основы эксперимента.

Правильность формулировки цели эксперимента.







1 опыт: графин с водой, бумага.

2 опыт: бутылка с широким горлышком, бумага, круто сваренное очищенное яйцо.

3 опыт: тарелка с водой, бумага, стакан, монета.

1



  1. Механические явления (6ч)

2

Инерция

1 опыт: ученическая линейка, несколько шашек, можно использовать монеты.

2 опыт: яйцо, стакан с водой, карточка, кольцо.

3 опыт: две длинные палки, два бумажных кольца.

1



3

Центробежная сила

1 опыт: зонт, скомканный лист бумаги, резиновый мяч, носовой платок.

2 опыт: детское ведро с водой с привязанной к нему веревкой.

1



4

Равновесие

1 опыт: пластилин, семечко подсолнуха, спички, перышки, проволока.

2 опыт: картон неправильной формы, нить, штатив, линейка, толстая иголка.

1



5

Поверхностное натяжение

1 опыт: нетолстая игла от швейной машинки, стакан с водой, капля масла.

2 опыт: бокал с водой, булавки или скрепки.

3 опыт: детская игрушка для выдувания мыльных пузырей, небольшая проволочная рамка разных форм, мыльный раствор с добавлением глицерина.

1



6

Реактивное движение

1 опыт: воздушные шарики.

2 опыт: пустая консервная банка, молоток да небольшой гвоздь.

1



7

Волны на поверхности жидкости

1 опыт: большая ванна с вертикальными стенками, заполненная водой.

1



  1. Тепловые явления (1ч)

8

Способы теплопередачи

1 опыт: тонкий картон, источник тепла (светильник, плитка), спица, воткнутая в пробку.

2 опыт: тонкий картон, карандаш, линейка, клей, бумага, спички.

1



  1. Кристаллы (1ч)

9

Кристаллы

Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях.

1



  1. Давление (4ч)

10

Давление твердых тел

1 опыт: тетрадный лист в клетку, карандаш, формула для расчета давления твердого тела (p=mg/s, где p –давление, m-масса, s-площадь).

1



11

Давление жидкости




Пузырьки-спасатели

1 опыт: стеклянная трубка большого сечения, картон, сосуд с водой, нитка.

2 опыт: сосуды разной формы, но с одинаковыми отверстиями, большой сосуд с водой, бумажный кружок, метки.

3 опыт: стакан, газированная вода, пластилин.

1



12

Давление газа

1 опыт: пластиковая бутылка, вода, пипетка с подкрашенной водой.

2 опыт: стеклянная чашка с водой, кусочек пенопласта, кусочек сахара-рафинада, стеклянная банка.

3 опыт: воронка с отверстием, сосуд с водой.

1



13

Атмосферное давление

1 опыт: стакан с водой, лист бумаги.

2 опыт: бутылка из-под кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички.

3 опыт: стакан и сосуд с водой.

1



  1. Выталкивающее действие жидкости и газа (1ч)

14

Выталкивающее действие жидкости



Выталкивающее действие газа

1 опыт: кусочки пластилина, ванна с водой.

2 опыт: Взять разные предметы, помещая в воду, проверить, тонут они или плавают, и вычислить объёмы предметов по количеству вытесненной ими воды.


3 опыт: шарик, бутылка с широким горлом, вода, пищевая сода.

1



  1. Световые явления (4ч)

15

Образование тени и полутени

1 опыт: настольная лампа с круглым плафоном (Солнце), маленький шарик на подставке (Луна) и шарик побольше (Земля).

1



16

Свет

1 опыт: картонка размером А4, карандаши, плоское зеркало, миска, нитки, электрическая настольная лампа, расчёска.

1



17

Отражение света

1 опыт: лазерная указка, зеркало, вода.

2 опыт: стакан с водой.

3 опыт: монета, чайная чашка, вода.

1



18

Оптические иллюзии

1 опыт: обман зрения.

2 опыт: промасленная бумага, картон, две лампы.

1



  1. Электрические явления (1ч)

19

Электризация

1 опыт: плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы.

2 опыт: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка.

3 опыт: два воздушных шарика.

4 опыт: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см, шерстяной свитер.

1



  1. Магнитные явления (2ч)

20

Магниты и их взаимодействие

1 опыт: два магнита полосовых, дугообразный магнит, железные опилки, лист бумаги.

2 опыт: магнит, иголка, блюдце, вода.


1



21

Фокусы с магнитами

1 опыт: картон, тонкая палочка, булавка, магнит.

2 опыт: четыре медных стержня, обод из тонкой железной проволоки, вязальная спица, пробковый кружок, перламутровая пуговица, стеклянная бусина, подковообразный магнит, спиртовка.

1



  1. Физика и химия (2ч)

22

Физика на кухне

1 опыт: бутылка, теплая вода, дрожжи, сахар.

2 опыт: несколько кусочков мела, спички с заостренными концами.

3 опыт: сырое куриное яйцо, стакан с уксусом.

1



23

Физика на кухне

1 опыт: блюдце с водой, спички (зубочистки), кусочек сахара.

2 опыт: двухлитровая бутылка из-под лимонада, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, чашка воды.

3 опыт: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1



  1. Опыты и эксперименты с магнитами (3ч)

24

Динамик из пластиковых тарелок

При помощи магнита, проволоки и пластиковых тарелок можно изготовить вполне функционирующий динамик.

1



25

Компас из намагниченной иглы на воде

Одну половину иглы, лежащую на бумажном круге на воде, намагнитить одним полюсом магнита, а вторую противоположным, то бумажный круг станет компасом.

1



26

Рисует магнит



Магнит из гвоздя


Стальной барьер

1 опыт: разные магниты - прямоугольный, круглый и в форме подковы, железные опилки, бумажный стаканчик, листок бумаги.

2 опыт: метр изолированного провода толщиной до 1 мм, длинный железный гвоздь, батарейка на 6 вольт, металлические скрепки, взрослый помощник.

3 опыт: четыре маленькие металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

1



  1. Поверхностное натяжение (3ч)

27

Упрямый шарик и поверхностное натяжение


Поверхностное натяжение и нитка

Опыт иллюстрирует действие сил поверхностного натяжения. Если налить воду в стакан до самого верха, образуется сферическая шапка, к центру которой стремится теннисный шарик.



Нитка катается по поверхности мыльной пленки словно по льду и не падает даже в вертикальном положении.


1



28

Рисунки лаком на поверхности воды


Мыльный ускоритель

Капли лака для ногтей на воде создают причудливые узоры, которые потом можно перенести на твердый предмет.



Маленькая капля мыльного раствора может послужить "топливом" для лодочки и прокатить ее с ветерком.


1



29

Молоко и жидкое мыло – рисуем на молоке

При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.


1



  1. Статика (1ч)

30

Ватное облако.




Воздушный шарик, хлопья и статическое электричество

Опыт показывает возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, силой электрического поля.




Шарик заряжается статическим электричеством когда его трут о шерстяную поверхность. После этого к нему притягиваются овсяные хлопья.

1



  1. Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования (5ч)

31

«Не замочив рук»

«Подъем тарелки с мылом»

1 опыт: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

2 опыт: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

1



32

«Нервущаяся бумага»

«Как быстро погаснет свеча»

1 опыт: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.


2 опыт: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

1



33

«Несгораемая бумага»


«Несгораемый платок»

1 опыт: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка).


2 опыт: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

1



34

«Несгораемая нитка»


«Вода кипит в бумажной кастрюле»

1 опыт: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

2 опыт: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

1



35

Колебания и звук


Маятник

1 опыт: 2 спичечных коробка, нитки, пустые стеклянные бутылки, бокал, деревянные и металлические линейки, камертон, молоточек.

2 опыт: бечевка, шайба, ножницы, линейка, клейкая лента, стол, тяжелая книга, секундомер или часы с секундной стрелкой, помощник.

1























Список литературы

  1. ХуторскойА.В.,Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. - М:АРКТИ,2001.

  2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., “Просвещение”, 1985 г.

  3. Рабиза В. Г. Простые опыты. М., “Детская литература”, 2002 г.

  4. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит., 1993.

  5. Коган Б.Ю. Сто задач по механике. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1973.

  6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред.и стар. возраста. - Мн.: Беларусь, 1994.

  7. 5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. - Мн.: Университетское, 1993.













































Тематический план кружка по физике


Разделы программы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Механические явления

6

3

Тепловые явления

1

4

Кристаллы

1

5

Давление

4

6

Выталкивающее действие жидкости и газа

1

7

Световые явления

4

8

Электрические явления

1

9

Магнитные явления

2

10

Физика и химия

2

11

Опыты и эксперименты с магнитами

3

12

Поверхностное натяжение

3

13

Статика

1

14

Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования

5


Всего

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!