СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок «За страницами учебника химии» для учащихся 8-х классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «За страницами учебника химии» предусмотрен для учащихся 8-х классов.

Химия по популярности занимает далеко не первое место. Кружок – один из возможных путей популяризации химической науки. Химический кружок в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, укрепляют навыки экспериментирования, способствуют развитию творческих умений.

В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми учащимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии. Первые занятия вводят учащихся в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием, твердыми веществами, растворами, газами.

На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, с сайтов естественнонаучного образовательного портала, подготовкой небольших сообщений, домашнего эксперимента по заданию учителя. Немало в программе кружка отведено место занимательным опытам. В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин, экскурсий по химическим лабораториям, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту, для участия в олимпиадах, творческих конкурсах и конференциях по химии.

Программа рассчитана на 39 часов (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Кружок_Терентьева Л.М._Романова В.О.»



















ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ХИМИИ

Терентьева Людмила Михайловна

Романова Вероника Олеговна

муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ-Лицей №2

Октябрьского района г. Саратова

«Знание без воспитания – это

оружие в руках сумасшедшего».

Д.И.Менделеев

Пояснительная записка

Кружок «За страницами учебника химии» предусмотрен для учащихся 8-х классов.

Химия по популярности занимает далеко не первое место. Кружок – один из возможных путей популяризации химической науки. Химический кружок в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, укрепляют навыки экспериментирования, способствуют развитию творческих умений.

В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми учащимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии. Первые занятия вводят учащихся в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием, твердыми веществами, растворами, газами.

На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, с сайтов естественнонаучного образовательного портала, подготовкой небольших сообщений, домашнего эксперимента по заданию учителя. Немало в программе кружка отведено место занимательным опытам. В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин, экскурсий по химическим лабораториям, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту, для участия в олимпиадах, творческих конкурсах и конференциях по химии.

Программа рассчитана на 39 часов (1 час в неделю).

Основная цель: обеспечение учащихся основной теоретической информацией по химии, формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Задачи:

образовательные: закрепление и совершенствование основных химических понятий, вычислительных навыков, владение алгоритмами для решения расчетных задач; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям;

воспитательные: воспитание трудолюбия и целеустремленности; убежденности в познаваемости окружающего мира и необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры; формирование чувства само- и взаимовыражения в условиях работы в группе; умения использовать приобретенные знания для решения практических, жизненных задач; преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам.

развивающие: развитие внутренней мотивации учеников, познавательных и мыслительных способностей учеников; развитие общеучебных умений и навыков, (осуществлять самостоятельный поиск информации по химии с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), осуществлять её обработку и представление в разных формах (словесной, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использование межпредметных связей химии с физикой, математикой, биологией, географией, литературой; овладение специальными практическими умениями и навыками при выполнении химического эксперимента; формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании.

В результате прохождения программы кружка его участники должны

знать:

- химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

- основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

- определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения;

- выполнять несложные опыты; соблюдать правила безопасной работы при выполнении химического эксперимента; фиксировать и интерпретировать его результаты;

- связно и доказательно излагать учебный материал, как в устной, так и в письменной форме;

- находить нужную информацию химического содержания в дополнительной литературу и Интернет-ресурсах;

- решать задачи, обозначенные в программе кружка:

*вычислять: массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;

*устанавливать: состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;

- на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: энергетической, продовольственной, экологической;

- на основе теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематический план

темы

Наименование изучаемой темы

Число часов

общее

теория

практика

1.

Химия для нас

3

2

1

2.

Знакомство с приемами лабораторной техники

2

1

1

3.

Химия и …

10

6

4

4.

Химия вокруг нас

10

4

6

5.

Кислоты, основания, соли

7

3

4

6.

Химия и человека или химия внутри нас

4

4

-

7.

Итоговое занятие

2

2

-

8.

Резерв

1

1


Итого часов

39

23

16

Содержание программы

Тема 1. Химия для нас (3 часа)

Знакомство с учащимися, анкетирование: «Годитесь ли Вы в химики?» Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного руководителем. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Инструктаж по охране труда при работе в кабинете химии и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…..» (М.В.Ломоносов): значение химии в производствах, сельском хозяйстве, быту, в развитии науки и в познании окружающего мира

«Черная» сестра химии – алхимия. Путь длиной в тысячелетия: становление и этапы развития химии как науки.

Тема 2. Знакомство с приемами лабораторной техники (2 часа)

Техника демонстрации опытов (на примере 1-2-х занимательных опытов). Знакомство с техникой выполнения общих химических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде.

Практическая работа «Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность».

Тема 3. Химия и …(10 часов)

Прекрасный союз химии и физики. Три состояния вещества: сходство и различие. Взаимные переходы. Практическая работа «Опыты, подтверждающие основные положения атомно-молекулярного учения» (диффузия раствора медного купороса, «склеивание» стеклянных пластинок, смоченных водой, диффузия в газах)».

Химия и биология. Химия жизни: углерод + вода, спирт + кислота = жир, жизнь = белок. Качественные реакции.

Химическая азбука или как химики учились понимать друг друга. Изготовление коллекций в виртуальный музей «Химия в знакомых веществах», содержащих кислород, водород, азот, серу, фосфор. Чистые вещества в лаборатории, технике, быту и науке.

Понятие о смесях и их классификация. Практическая работа «Разделение смесей хроматографическим способом, фильтрованием, выпариванием, дистилляцией и перекристаллизацией».

Химия и география. Минералы и горные породы, их образование на Земле.

Физические и химические явления в литературе, в природе и жизни человека. Сущность химических явлений и их возможные внешние признаки. Практическая работа «Физические и химические превращения при работе горении свечи».

Закон сохранения массы веществ. Практическая работа «Опыты по доказательству закона сохранения массы веществ».

Химия и математика. Решение расчетных задач с вычислениями по химическим уравнениям.

Тема 4. Химия вокруг нас (10 часов)

Семейство газов, именуемое воздухом. Воздух и жизнь на Земле. Количественное определение кислорода в воздухе. Практическая работа «Изучение растворимости воздуха воде». Практическая работа «Получение кислорода разложением пероксида водорода (гидроперита). Изучение некоторых свойств кислорода». Горение и медленное окисление. Практическая работа «Знакомство с видами топлива».

Водород – самый распространенный элемент Космоса. Демонстрация правил техники безопасности при работе с водородом и приборами для получения газов. Занимательные опыты с водородом. Практическая работа «Получение водорода в лаборатории и изучение некоторых химических свойств».

Вода – вещество №1 на планете Земля. Практическая работа «Зависимость растворимости твердых веществ от температуры». Его Величество Раствор. Практическая работа «Приготовление растворов для опытов с заданной концентрацией».

Тема 5. Кислоты, основания, соли (7 часов)

Классификация неорганических веществ. Практическая работа «Определение наличия кислот в продуктах питания (яблоках, лимонах, кефире, ягодах)». Практическая работа «Приготовление индикаторов из растительного материала». Практическая работа «Получение известковой воды из яичной скорлупы и опыты с ней». Практическая работа «Получение соли несколькими способами». Решение экспериментальных задач на распознавание веществ и осуществление превращений.

Трудная задача? Начнем по порядку (решение расчетных задач).

Подготовка к внеклассному мероприятию «Химия – наука чудес и превращений» в рамках предметной недели.

Тема 6 . Химия и человек или химия внутри нас (4 часа)

Химические реакции внутри нас. Охрана внутренней среды. Почему Минздрав предупреждает? Внимание! Опасность! Алкоголь! Наркотики!

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа)

Каждый человек должен знать историю страны, каждый химик – историю химии. Все мы дома – химики.

Резерв (1 час)

Ожидаемые результаты

Все члены кружка будут участниками школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников согласно квоте – участниками муниципального этапа, конкурсов и научно- практических конференций, при проведении предметной недели в школе.

Методическое обеспечение

1. Таблицы: ПСХЭ Д.И.Менделеева; растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов; кривые растворимости; взаимная связь физических величин; латинский и греческий алфавиты.

2. Опорные конспекты к теоретическим занятиям.

3. Презентации проектов.

4. Сайты по химии Интернета.

5. Оборудование и реактивы для решения качественных задач.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Форма занятий

Химия для нас (3 часа)

1.


Вводное занятие. Анкетирование: «Годитесь ли вы в химики?» Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…..»(М.В.Ломоносов)

Входное тестирование, рассказ, презентация

2.


Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Инструктаж по охране труда при работе в кабинете химии и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования

Фронтальная беседа,

инструктаж

3.


«Черная» сестра химии – алхимия. Путь длиной в тысячелетия: становление и этапы развития химии как науки

Семинар

Знакомство с приемами лабораторной техники (2 часа)

4.


Техника демонстрации опытов (на примере 1-2-х занимательных опытов). Знакомство с техникой выполнения общих химических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде

Рассказ, демонстрация опытов, работа в микро группах

5.


Практическая работа «Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность»

Работа в парах

Химия и …(10 часов)

6.


Прекрасный союз химии и физики. Три состояния вещества: сходство и различие. Взаимные переходы

Беседа,

демонстрация опытов

7.


Практическая работа «Опыты, подтверждающие основные положения атомно-молекулярного учения» (диффузия раствора медного купороса, «склеивание» стеклянных пластинок, смоченных водой, диффузия в газах»

Работа в парах

8.


Химия и биология. Химия жизни: углерод + вода, спирт + кислота = жир, жизнь = белок. Качественные реакции

Беседа, демонстрация опытов

9.


Химическая азбука или как химики учились понимать друг друга. Изготовление коллекций в виртуальный музей «Химия в знакомых веществах», содержащих О, Н, N, S, P. Чистые вещества

Работа в группах

10.


Понятие о смесях и их классификация. Практическая работа «Разделение смесей хроматографическим способом, фильтрованием, выпариванием, дистилляцией и перекристаллизацией»

Фронтальная беседа,

работа в парах

11.


Химия и география. Минералы и горные породы, их образование на Земле

Экскурсия в музей

12.


Физические и химические явления в литературе, в природе и жизни человека. Сущность химических явлений и их возможные внешние признаки

Беседа,

демонстрация опытов

13.


Практическая работа «Физические и химические превращения при работе горении свечи»

Работа в парах

14.


Закон сохранения массы веществ. Практическая работа «Опыты по доказательству закона сохранения массы веществ»

Фронтальная

беседа,

работа в парах.

15.


Химия и математика. Решение расчетных задач с вычислениями по химическим уравнениям

Решение задач по алгоритму.

Химия вокруг нас (10 часов)

16.


Семейство газов, именуемое воздухом. Воздух и жизнь на Земле. Количественное определение кислорода в воздухе

Семинар,

демонстрация

опыта

17.


Практическая работа «Изучение растворимости воздуха воде»

Работа в парах

18.


Практическая работа «Получение кислорода разложением пероксида водорода (гидроперита). Изучение некоторых свойств кислорода»

Работа в парах

19.



Горение и медленное окисление. Практическая работа «Знакомство с видами топлива»

Работа в парах

20.


Водород – самый распространенный элемент Космоса. Демонстрация правил техники безопасности при работе с водородом и приборами для получения газов. Занимательные опыты с водородом

Беседа, демонстрация опытов

21.


Практическая работа «Получение водорода в лаборатории и изучение некоторых химических свойств»

Работа в парах

22.


Вода – вещество №1 на планете Земля

Семинар

23.


Практическая работа «Зависимость растворимости твердых веществ от температуры»

Работа в парах

24.


Его Величество Раствор

Конференция

25.


Практическая работа «Приготовление растворов для опытов заданной концентрации, определение плотности растворов ареометром»

Работа в парах

Кислоты, основания, соли (7 часов)

26.


Классификация неорганических веществ.

Практическая работа «Определение наличия кислот в продуктах питания»

Работа в парах

27.


Практическая работа «Приготовление индикаторов из растительного материала»

Работа в парах

28.


Практическая работа «Получение известковой воды из яичной скорлупы и опыты с ней»

Работа в парах

29.


Практическая работа «Получение соли несколькими способами»

Работа в парах

30.


Решение экспериментальных задач на распознавание веществ и осуществление превращений

Отработка алгоритмов

31.


Трудная задача? Начнем по порядку. Решение расчетных задач

Работа с задачником

32.


Подготовка к внеклассному мероприятию «Химия – наука чудес и превращений» в рамках недели химии

Работа в группах

Химия и человек или химия внутри нас (4 часа)

33.


Химические реакции внутри нас

Семинар

34.


Охрана внутренней среды

Семинар

35.


Почему Минздрав предупреждает?

Лекция

36.


Внимание! Опасность! Алкоголь! Наркотики!

Лекция

Итоговое занятие (2 часа)

37.


Каждый человек должен знать историю страны, каждый химик – историю химии. Судьбы ученых и их открытий

Защита презентаций

38.


Все мы дома – химики. Химические опыты с «домашними» реактивами

Отчет

39.


Резерв


Разработка занятия

технологическая карта ЗАНЯТИЯ

Тема: Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.

Дидактическая цель: создать условия для изучения способов разделения смесей, использование информационно-коммуникационных технологий.

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить понятия « чистое вещество» и «смесь»; обобщить знания учащихся об основных способах разделения смесей.

Развивающие: развивать умения и навыки по выполнению химических опытов; развивать умение логически мыслить, грамотно выражать свои мысли, наблюдать и делать выводы; развивать умение работать коллективно и интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать желание учиться с интересом, без принуждения; воспитывать самостоятельность мышления посредством саморефлексии.

Технология обучения: информационно-коммуникационная.

Тип учебного занятия: применение знаний ранее изученного материала с элементами практической работы.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-практический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: работа в микро группах, индивидуальная.

Средства обучения: презентация, лабораторное оборудование, реактивы, раздаточный материал – опорный конспект.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя и слушателей кружка

1. Организацион-ный момент

Приветствие и проверка готовности к занятию.

2. Целеполагание и мотивация

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем:

1. Дайте определение чистому веществу. Приведите 3 примера чистых веществ, встречающихся вам в быту.

2. Дайте определение смеси. Как иначе называются вещества смеси?

3. Приведите 3 примера смеси, встречающихся вам в природе.

4. В зависимости от размера частиц, образующих смесь, смеси подразделяются на: однородные или гомогенные и неоднородные или гетерогенные. Приведите по два примера однородных и неоднородных смесей.

5. Почему вещества выделяют из смесей?

6. Какие способы разделения вам известны?

3. Актуализация знаний и умений

Неоднородные смеси легко разделить:

Сначала отстаивание,

Потом фильтрование.

Однородные смеси сложнее очищаются:

Выпариваются или перегоняются.

Когда в воде чистой нуждаются,

То дистилляцией занимаются.

Ученики собирают простейшие установки (предложенные каждой группе по одной) для фильтрования, выпаривания и перегонки, используя оборудование, приготовленное учителем на демонстрационном столе.

4. Осознание и осмысление учебной информации

Лабораторный опыт «Разделение смеси с помощью хроматографии». (Хроматограмма на яичной скорлупе водных чернил для фломастеров, сока смородины, кока-колы).

5. Закрепление учебного материала

Выполнение заданий мини – теста.

6. Рефлексия

Оценивают свою работу на занятии и по количеству рутениев («валюта» химико-биологических классов), розданных им в ходе занятия.

Мини–тест:

1. Индивидуальным веществом, а не смесью является:

1) природный газ 3) морская вода

2) молоко 4) дистиллированная вода

2. Из данного перечня выберите смесь:

1) кислород 3) гранит

2) медь 4) сера

3. Верны ли следующие суждения:

А. Смеси не обозначаются одной химической формулой.

Б. Компоненты смеси сохраняют все свои индивидуальные свойства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

4. Что является газообразной смесью?

1) газированный напиток 3) воздух

2) нефть 4) каменный уголь

5. Найдите соответствие между номером рисунка и методом очистки

Метод очистки Номер рисунка

А) Действием магнита 1

Б) Перегонка 2

В) Фильтрование 3

Г) Отстаивание 4

(1)(2)(3)(4)

Литература

1. Гильманшина С. И. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО. Учебное пособие / С.И. Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Казань: Отечество, 2012. – 104с.

2. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Часть1/ В.А.Крицман – М.: Просвещение, 1993. – 190с.

3. Степин В.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Химия, 2002. – 430с.

4. Химические кружки. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / под ред. Л.А.Коробейниковой. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.

5.Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии / Г.И. Штремплер. – М.: Дрофа, 2007. – 170с.

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / под ред. В.А.Володина. – М.: Аванта+, 2000. – 640с.

- http://www.en.edu.ru. Естественнонаучный образовательный портал

- http://www.alhimik.ru. АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.


Скачать

© 2018 998 21

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!