СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Веселый Карандаш

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Кружок Веселый Карандаш»

Пояснительная записка


Изобразительные занятия в кружке направлены на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.


Актуальность программы обусловлено потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно художественными средствами возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, фантазированию. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.


Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).


Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.


Задачи: 

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративного искусства;

  • развитие художественно творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • освоение знаний об образном языке изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта, о выразительных средствах живописи, графики и декоративно-прикладного искусства и различных техниках работы с ними.

Возраст ребят. Участвующих в реализации программы от 10 до 11 лет.

Программа рассчитана на 1 год.


Формы и методы работы

Для реализации программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах, в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.


Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета 1 час в неделю. Каждое занятие длится 45 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся, что предлагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На занятиях изобразительного искусства формируются умения:

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

  • анализировать результаты сравнения;

  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

  • решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

  • работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

  • участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

  • складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

  • передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.




Результаты обучения

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.


К концу года учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.


Формой подведения итогов считать: участие в различных конкурсах по изобразительному искусству.


Учебно – тематический план

Живопись 11 часов.
Графика 11 часов.
Скульптура 4 часа.
Аппликация 4 часа.
Бумажная пластика 3 часа.
Работа с природными материалами 3 часа.
Организация и обсуждение выставки детских работ - 1 час
Итого: 37 часа



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

 07.09

1

Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно.

Рисунок «Моя семья»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

2.

 14.09

1

Беседа о природных материалах в аппликации.

Аппликация из листьев «Сказочный лес»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

3.

 21.09

1

Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской».

Живопись. «Мой котик»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

4.

 28.09

1

Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина.

Скульптура. Уточка

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

5.

 05.10

1

Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета.

Живопись. «Солнечный день»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

6.

 12.10

1

Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики.

Графика. «Идет дождь»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

7.

 19.10

1

Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи

Живопись. «Красивый коврик»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

8.

 26.10

1

Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах.

Аппликация. «Сказочный цветок».

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

9.

 02.11

1

Беседа о видах изобразительного искусства.

Экскурсия в музей. Графика.

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

10.

 09.11

1

Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета».

Живопись. «Красивая бабочка»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

11.

 16.11

1

Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета».

Живопись. «Красивая рыбка»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

12.

 23.11

1

Беседа о технике «вырезанная аппликация».

Аппликация. «Сказочная птица»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

13.

 30.11

1

Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал».

Графика. «Ажурная ограда»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

14.

 07.12

1

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».

Живопись. «Дед Мороз»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

15.

 14.12

1

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».

Живопись. «Снегурочка»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

16.

 21.12

1

Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.

Бумажная пластика. «Гирлянда»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

17.

28.12 

1

Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.

Бумажная пластика. «Елка»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

18.

 11.01

1

Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике.

Графика. «Мой дом»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

19.

 18.01

1

Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.

Графика. «Зимний сад»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

20.

 25.01

1

Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.

Графика. «Узор на окне»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

21.

 01.02

1

Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении.

Скульптура. «Сказочный дом»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

22.

 08.02

1

Беседа о выразительных возможностях пластилина.

Скульптура. «Сказочный дом»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

23.

 15.02

1

Беседа о выразительных возможностях пластилина.

Скульптура. «Сказочный герой»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

24.

 22.02

1

Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов.

Природный материал. «Уголок природы»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

25-26.

29.03

07.03

2

Беседа об аппликации из природных материалов

Природный материал. «Узор из семян»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

27-28.

14.03

21.03

2

Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами.

Графика. «Мой дом - буква»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

29.

 28.03

1

Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами.

Графика. «Мой дом - буква»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

30.

 04.04

1

Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.

Строим дом из бумаги

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

31.

 11.04

1

Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.

Строим дом из бумаги

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

32.

 18.04

1

Беседа о технике «вырезанная аппликация».

Аппликация. «Сказочный лебедь»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

33.

25.04

1

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».

Живопись. «Сады цветут»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

34-35.

02.05

16.05

2

Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке

Живопись. «Дружат дети на планете»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

36.

 23.05

1

Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно.

Живопись. «Здравствуй лето»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

37.

 30.05

1

 

Праздник. «Страна мастеров»

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Итого: 37 часов










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Живопись. 11 часов. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

1. Графика. 11 часов. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура. 4 часа. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация. 4 часов. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации и техникой «вырезанная аппликация». Знакомство с засушенными цветами и травами и с необычными материалами, например с фантиками.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика. 3 часа. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами. 3 часа. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.
Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ. 1 час. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.










ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование под редакцией В. А. Горского. М, Просвещение, 2010.

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 — 4классов/Е.И.Коротеева—М.,2003.
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский — М., 1987.

Учебно-методический комплект
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.- М., 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!