СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок в 5 классе по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа поможет заинтересовать детей предметом и в интересной форме познакомить с трудным материалом

Просмотр содержимого документа
«Кружок в 5 классе по русскому языку»



Пояснительная записка

Программа занятий курса «Секреты орфографии» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, авторской Программы факультативного курса по русскому языку в 5 классе Гавриловой Т. В., Кольцовой И. К.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1час в неделю)

Курс преследует следующие цели:

- повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе,

- преодоление психологического барьера при изучении орфографии.

Общая характеристика курса

Программа предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Урок русского языка не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться. Используя информационные компьютерные технологии, вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Такая работа открывает большой простор для пробуждения интереса к русскому языку, воспитывает у учащихся любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать общую речевую культуру.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права учащихся на участие во внеклассной работе.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе внеурочной деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.



Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Место курса в учебном плане ОУ

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1час в неделю)

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к родному языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

\\



Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание курса

Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?

Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)

В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места.

Опасные согласные

На сцене гласные

«Фонемные» и «нефонемные» правила

Наш знакомый - Ь

«АУ! Непроизносимые согласные»

Строительная работа морфем

Приставки- труженицы

Для разных приставок – разные правила.

С этими приставками никаких хлопот

Приставки-нарушители!

Внимание! Самые трудные!

Смотри в корень! Слова-родственники.

Сколько бывает родственных слов?

Кто командует корнями? (полногласие)

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)

Кто командует корнями? (ударение)

Кто командует корнями? (согласные звуки)

Кто командует корнями? (смысл)

Приведём все знания в порядок . Речевые игры.

«Рождается внезапная строка» (Творческий тренинг).

«Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.

Бенефис знаний.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Виды деятельности

Кол. час

дата

Планируемый результат

1

Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?

Составление стилизованных писем и карт

1

Умение творчески мыслить. Самостоятельное создание лингвистических проектов.

2

Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)

Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!».

1

Уметь работать со словарями и словарной статьёй. Уметь составлять текст научного стиля.

3

В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места.

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

4

Опасные согласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

5

На сцене гласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

6

«Фонемные» и «нефонемные» правила

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

7

Наш знакомый - Ь

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

8

«АУ! Непроизносимые согласные»

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9-10

Строительная работа морфем

Тренировочные упражнения

2

Закрепление навыка вычленения морфем

11

Приставки- труженицы

Практикум.

Работа с карточками - морфемами Нахождение орфограммы приставки.

1

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

12

Для разных приставок – разные правила.

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

13

С этими приставками никаких хлопот

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

14

Приставки-нарушители!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

15

Внимание! Самые трудные!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

Тестирование

1

Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).

16-17

Смотри в корень! Слова-родственики.

Решение лингвистических задач. Нахождение корней в слове и орфограммы в корнях.

2

Без затруднения находить корень слова

18

Сколько бывает родственных слов?

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек.

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

19

Кто командует корнями? (полногласие)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

20

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

21

Кто командует корнями? (ударение)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

22

Кто командует корнями? (согласные звуки)

Составление опорных схем. Тестирование

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

23

Кто командует корнями? (смысл)

Составление опорных схем. Тестирование.

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

24-28

Приведём все знания в порядок . Речевые игры.

Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых заданий.

5

Самостоятельное создание лингвистических проектов

29-31

«Рождается внезапная строка» (Творческий тренинг)

Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём, письменные и устные упражнения)

3

Самостоятельное создание лингвистических проектов

32-34



35.

«Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.

Бенефис знаний

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

3

Самостоятельное создание лингвистических проектов.




Учебно- методическое обеспечение

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение,2004г.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г.

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2003 Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006г.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2009г.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007г.

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2012г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!