Рабочая учебная программа кружка «Трудные вопросы русского языка». 9 класс
2019/20 уч. г. 2ч. в неделю – вторник, четверг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Программа разработана на основе
- Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
- Учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2011: Л.И.Мальцева, П.И. Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:
технологии;
(сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом,
их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
проведение деловых игр и практикумов;
работа с пакетами КИМов;
написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны
УМЕТЬ:
соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
дать понятие о нормах языка;
рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в
которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые
доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему
упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую
корректировку следующих умений учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Культура речи
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
II. ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
III. ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С 2
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
2ч. в неделю – вторник
четверг