СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Рукодельница" для детей 6кл с интеллектуальными нарушениями в развитии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Рукодельница" для детей 6кл с интеллектуальными нарушениями в развитии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок «Рукодельница» реализует художественно- эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Занятия кружка проводится 2 раза в неделю, в целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительные и физкультурные паузы.

Программа кружка разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, Уставом ГБОУ СО "Первоуральская школа".

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является шитьё мягкой игрушки. Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые их переносят в мир детства. Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки – куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Работа с детьми над мягкой игрушкой - самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, способствуют формированию трудовых навыков,

формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Занятия по изготовлению мягкой игрушки тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых игрушек – творческий процесс.

При оформлении игрушки у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику мягкой игрушки определяет разнообразный тканевый материал.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Данная программа является компилятивной и разработана на основ

- авторской программы Н.М.Конышевой «Технология», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учетом стандарта начального образования по трудовому обучению.

Из данной программ взят только раздел "Мягкая игрушка".

Цели кружка: 1. Способствовать развитию у обучающихся творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.

2. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

3. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

4. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Задачи:

Образовательные задачи

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов; -ознакомить с профессиями, связанными с обработкой тканей, профессией дизайнер; -ознакомить с разными видами декоративно- прикладного искусства, народного творчества; -научить изготавливать игрушки в различных техниках исполнения.

Воспитательные задачи

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца; - воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе; - умение обогатить и разнообразить свой досуг; - соблюдение правил техники безопасности.

Развивающие задачи

- развитие художественной инициативы; -развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи; -развитие зрительного восприятия; - развитие мелкой моторики пальцев рук; -формирование эстетического и художественного вкуса.



Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.

Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Обучающиеся должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

-общие сведения об истории игрушки; -виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны; -понятие о композиции в одежде, виды в отделке изделий; -правила техники безопасности; - технологию изготовления игрушки.

- подготавливать материалы для работы, - подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку; -пользоваться инструментами и материалами, приспособлениями; -соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение между собой; -экономно расходовать между собой; - эстетично оформлять изделия.



Содержание программы кружка: Содержание программы определяется возрастными, индивидуальными особенностями младших школьников с ОВЗ. 1. РАЗДЕЛ. « ВВЕДЕНИЕ» 14ч. Вводное занятие. – 1ч. Традиционные и современные игрушки. – 6 ч. Работа с тканью. – 4ч. Простейшие швы. – 3ч. 2 РАЗДЕЛ. «ТРАДИЦИОННАЯ ИГРУШКА» 13ч. Нитяная кукла – 2ч. Кукла из природного материала – 8ч. Куклы обереги - 3 ч. 3 РАЗДЕЛ. «ОБЪЁМНАЯ ИГРУШКА» 13 ч. Цельнокроеная игрушка. ( игольница) 3ч. Игрушка с минимальным количеством деталей до 5 деталей - 4ч. Игрушка, состоящая из нескольких деталей до 6 деталей – 5ч. Вводное занятие. -1ч. 4 РАЗДЕЛ. «КОФЕЙНАЯ ИГРУШКА» 13 ч. Цельнокроеная игрушка - 3 ч. Игрушка с минимальным количеством деталей. – 4 ч. Игрушка помощница. – 6ч. Корзинка для рукоделия. - 2ч. Игрушка – подушка. 6ч.

Для занятий кружка необходимо приготовить рабочие места, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников, а так же наглядных пособий.

Материально-техническое обеспечение

  • Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

  • Видеофильмы, альбомы по народному творчеству, схемы поэтапного выполнения работ.

  • Рабочая одежда: фартук с нарукавниками.

  • Рабочие материалы: ткань разного качества и назначения, ножницы, иголки.

  • Индивидуальные комплекты дидактического материала.(шаблоны, трафареты.)




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема

Кол-во часов.

1

Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и содержанием работы в кружке.

1

2

Требования техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами.

1

3

Организация рабочего места. Уборка рабочего места.

1

4

История, традиция, современность игрушки.

1

5

Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека.

1

6

Беседа « История народной игрушки»

1

7

Цветоведение при изготовлении и оформлении игрушек. Основные цвета.

1

8

Тёплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.

1

9

Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы.

1

10

Основные признаки определения направления основной нити.

1

11

Строение, состав и свойства тканей.

1

12- 13

Изготовление « Салфетки с бахромой»

2

14-15

Стежок вперёд иголка. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

16-17

Стежок назад иголка. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

18-19

Петельный стежок. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

20-21

Стебельчатый стежок. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

22-23

Тамбурный стежок. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

24-25

Петельный стежок. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

26-27

Крестообразный стежок. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

2

28-29

Отделка изделий аппликацией, вышивкой. Инструктаж по ТБ при работе с иглой, клеем.

2

30-31

«Мартиничка» -кукла изготовленная из цветных ниток, история куклы и её назначение.

2

32-33

Практическая работа Изготовление кукол из льняных ниток или пряжи.

2

34-35

История, традиционная техника изготовления куклы из природного материала. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами.

2

36-37

Плетение цветных косичек в три нити.

2

28-39

Кукла оберег «Богиня-удачи». История, назначение и традиционная техника.

2

40-41

Практическая работа. Изготовление куклы и наряда для неё.

2

42-43

Изготовление игольницы « Божия коровка». Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иглой.

2

44-45

Практическая работа. Отделка готовых игольниц.

2

46-47

Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иглой. Изготовление мягкой игрушки «Котики».

2

48-49

Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иглой. Изготовление мягкой игрушки « Зайчик».

2

50-51

Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иглой. Изготовление мягкой игрушки « Мишка».

2

52-53

Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иглой. Изготовление мягкой игрушки « Слоник».

2

54-55

Практическая работа .Отделка игрушки , оформление мордочки.

2

56-57

История прихватки. Игрушка- прихватка.

2

58-59

Аппликация, выбор эскиза. Раскрой, сборка, соединение, сшивание деталей.

2

60-61

Корзинка для рукоделия. Раскрой, сборка, соединение, сшивание деталей. Отделка корзинки.

2

62-63

Игрушка – подушка. История, материалы, отделка. Особенности изготовления.

2

64-65

Раскрой подушки по шаблонам. Сборка, сшивание.

2

66-67

Практическая работа. Влажно- тепловая обработка изделия.

2

68

Подведение итогов. Оформление выставки работ.

1


Итого за год 68 занятий.




Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка

«Рукодельница»

Личностные

  • Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

  • Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности.

  • Участие в выставках детского творчества. Испытание чувства радости от достигнутого результата.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

  •  Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • Развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

Предметные.

  • Уверенно кроят ткань по соответственно эскизу.

  • Владеют техническими приёмами: раскроя, соединения, сшивания, разметки, отделки.

  • Сшивают работы разными стежками: вперёд иголка, назад иголка, петельные, стебельчатые.

  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи

Критерии результативности:

  • применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;

  • соблюдение технологии изготавливаемых изделий;

  • отсутствие травм во время работы;

  • переход от простых работ к более сложным;

Формы подведения итогов

Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:

  • конкурс на самую лучшую игрушку;

  • конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.

По итогам участия в общешкольных, городских выставках.



ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

1.Личностные.

У обучающегося будут сформированы:

  • Интерес к новыми видами прикладного творчества

  • потребность участвовать в коллективной деятельности, в выставках детского творчества.

  • чувство радости от достигнутого результата

  • самостоятельность и добросовестность при выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

  • готовность к организации взаимодействия с детским коллективом.

  • Бережное отношение к результатам своего и чужого труда,

Обучающийся получит возможность для формирования

  • чувства прекрасного и эстетических чувств

  • понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;



2. Регулятивные

Обучающийся научится:

  • Адекватно реагировать на успех/неуспех своей творческой деятельности

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • различать способ и результат действия

Обучающийся получит возможность научиться

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


3. Коммуникативные

Обучающийся сможет:

  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • договаривается, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • Повышать качество связной речи, монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

4. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • кроить ткань по соответственному эскизу.

  • техническим приёмам: раскроя, сшивания, соединения, разметки, отделки.

  • выполнять работы разными стежками: вперёд иголка, назад иголка, стебельчатые, тамбурные, петельные, крестообразные.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн Г. «Игрушка в культуре России», коллекция книг(4 книги), Хотьково, Сергиев Посад,2010-2012 2. Дайн Г., Дайн М. «Русская тряпичная кукла», « Культура и традиции». М.,2008 3. Кузьмина М. « Такие разные куклы»» М., «ЭКСМО», 2005 4.» Самоделки из текстильных материалов» Г.И.Перевертень М. Просвещение1990




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!