Пояснительная записка
В последнее время в российском и мировом обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.
В нашей многонациональной стране проживают около 140 миллионов человек разных вероисповеданий. И вместе с тем обостряются межнациональные отношения, на почве которых возникают конфликты.
В связи с этим мной был разработан проект кружка «Радуга культур», направленный на формирование толерантного отношения подрастающего поколения к культурам разных народов. Проект проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи:
приобщить обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;
выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежностью к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Кружок имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни.
Место кружка в учебном плане
Кружок проводится в неделю 1 раз ( 34 часа в год)
Общая характеристика кружка
Программа состоит из модулей:
1.Историческое прошлое народов, природно-климатические условия жизни народов.
историческое прошлое народов, верования
2. Духовная культура
религия;
культура: литература, мифы, былины, предания, сказки.
3. Быт народов.
национальная одежда ;
народные игрушки;
народные традиции, праздники, игры;
особенности национальной кухни;
4. Заключительные занятия.
Формы организации занятий:
практические занятия;
игры-конкурсы
видео-путешествия;
театрализованные постановки;
самостоятельные и игровые работы
проектная деятельность.
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д., театрализованные представления, занятия декоративно – прикладным творчеством, изготовления национальных блюд, различные конкурсы и соревнования.
II. Основное содержание курса
Общая характеристика народов. Названия и этногруппы. Топонимика. Генезис и история. Документы о происхождении народов. Летописец Нестор о вепсах. Родственные народы. Легенды о происхождении. Места проживания народов. Численность, современное расселение.
Природно-климатические условия мест проживания народов. Водоёмы: реки, озёра, болота
Растительность и животный мир. Основные занятия. Взаимоотношения человека и природы.
Верования народов России. Традиционные и религиозные праздники.
Мифы, сказания, пословицы, поговорки. Эпос, сказки бытовые, сказки о животных, волшебные сказки, предания, заговоры. Традиционные обряды и обычаи. Фольклор.
Основные занятия. Национальная одежда. Традиционные праздники, религиозные праздники, национальные игры, национальная кухня
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина | Ознакомление учащихся с народами России | 1 |
3 | Величие многонациональной культуры России | Ознакомление учащихся с генезисом народов России | 1 |
4 | Величие многонациональной российской культуры | Ознакомление учащихся с генезисом народов России | 1 |
5 | Одна Родина на всех | Групповая творческая работа учащихся. Изготовление гео – этно - фотоколлажа «Наша Родина» | 1 |
6 | Одна Родина на всех | Групповая творческая работа учащихся. Изготовление гео – этно - фотоколлажа «Наша Родина» | 1 |
2 | Топонимические названия мест проживания народов России | Исследовательская работа учащихся с топонимикой | 1 |
7 | Человек – творец и носитель культуры | Изучение учащимися сказаний, притчей, сказок народов России | 1 |
8 | Человек – творец и носитель культуры | Подготовка учащихся к театрализованному представлению на основе сказок народов России | 1 |
9 | Человек – творец и носитель культуры | Показ учащимися театрализованных постановок | 1 |
10 | Самобытная красота России | Ознакомление учащихся с национальными костюмами народов России | 1 |
11 | Самобытная красота России | Подготовка учащихся к выставке рисунков «Самобытная красота России» | 1 |
12 | Быстрее, выше, сильнее! | Ознакомление учащихся со спортивными играми народов России | 1 |
13 | Быстрее, выше, сильнее! | Проведение среди учащихся спортивных соревнований по национальным видам спорта | 1 |
14 | Верования народов России | Ознакомление учащихся с верованиями народов России | 1 |
15 | Верования народов России | Показ учащимися презентаций | 1 |
16 | Кухня народов России | Ознакомление учащихся с национальными блюдами народов России. | 1 |
17 | Кухня народов России | Подготовка к выставке национальных блюд | 1 |
18 | Кухня народов России | Выставка национальных блюд | 1 |
19 | Человек - дитя Природы | Творческая работа учащихся (написание сочинений о значимости Природы в жизни каждого народа). | 1 |
20 | Человек - дитя Природы | Подготовка сочинений к публикации в школьной газете | 1 |
21 | Народные игрушки | Ознакомление учащихся с игрушками народов России | 1 |
22 | Народные игрушки | Изготовление игрушек (сувениров) народов России на выбор учащегося | 1 |
23 | Народные игрушки | Изготовление игрушек народов России на выбор учащегося | 1 |
24 | Народные игрушки | Подготовка к выставке игрушек народов России | 1 |
25 | Пословицы и поговорки народов России | Ознакомление учащихся с пословицами и поговорками народов России | 1 |
26 | Пословицы и поговорки народов России | Сравнительный анализ пословиц и поговорок народов России | 1 |
27 | Пословицы и поговорки народов России | Сравнительный анализ пословиц и поговорок народов России | 1 |
28 | Музыкальная палитра | Ознакомление учащихся с песнями и танцами народов России | 1 |
29 | Музыкальная палитра | Творческая работа учащихся (разработка музыкальных клипов) | 1 |
30 | Музыкальная палитра | Творческая работа учащихся (видеозапись музыкальных клипов) | 1 |
31 | Музыкальная палитра | Презентация музыкальных видеоклипов | 1 |
32 | Традиционные праздники народов России | Исследовательская проектная работа учащихся | 1 |
33 | Религиозные праздники народов России | Исследовательская проектная работа учащихся | 1 |
34 | Обобщение и систематизация знаний по разделам года | Презентация исследовательских проектных работ учащихся за год | 1 |
IV. Планируемые результаты обучения
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
11