СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Радуга культур

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в российском и мировом  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

В нашей многонациональной стране проживают около 140 миллионов человек разных вероисповеданий. И вместе с тем обостряются межнациональные отношения, на почве которых возникают конфликты.

В связи с этим мной был разработан проект кружка «Радуга культур», направленный на формирование толерантного отношения подрастающего поколения к культурам разных народов. Проект проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Кружок Радуга культур»







Пояснительная записка

В последнее время в российском и мировом  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

В нашей многонациональной стране проживают около 140 миллионов человек разных вероисповеданий. И вместе с тем обостряются межнациональные отношения, на почве которых возникают конфликты.

В связи с этим мной был разработан проект кружка «Радуга культур», направленный на формирование толерантного отношения подрастающего поколения к культурам разных народов. Проект проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Цель – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи:

  • приобщить обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;

  • выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

  • развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

  • выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежностью к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.





  1. Ценностные ориентиры содержания кружка

Кружок имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни.

Место кружка в учебном плане

Кружок проводится в неделю 1 раз ( 34 часа в год)

Общая характеристика кружка

Программа состоит из модулей:

1.Историческое прошлое народов, природно-климатические условия жизни народов.

  • историческое прошлое народов, верования

2. Духовная культура

  • религия;

  • культура: литература, мифы, былины, предания, сказки.

3. Быт народов.

  • национальная одежда ;

  • народные игрушки;

  • народные традиции, праздники, игры;

  • особенности национальной кухни;

4. Заключительные занятия.

Формы организации занятий:

  • практические занятия;

  • игры-конкурсы

  • видео-путешествия;

  • театрализованные постановки;

  • самостоятельные и игровые работы

  • проектная деятельность.

Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д., театрализованные представления, занятия декоративно – прикладным творчеством, изготовления национальных блюд, различные конкурсы и соревнования.

II. Основное содержание курса

    1. Историческое прошлое. Природно-климатические условия проживания народов. Основные занятия. (6 часов)

Общая характеристика народов. Названия и этногруппы. Топонимика. Генезис и история. Документы о происхождении народов. Летописец Нестор о вепсах. Родственные народы. Легенды о происхождении. Места проживания народов. Численность, современное расселение.

Природно-климатические условия мест проживания народов. Водоёмы: реки, озёра, болота

Растительность и животный мир. Основные занятия. Взаимоотношения человека и природы.

    1. Духовная культура (14 часов)

Верования народов России. Традиционные и религиозные праздники.

Мифы, сказания, пословицы, поговорки. Эпос, сказки бытовые, сказки о животных, волшебные сказки, предания, заговоры. Традиционные обряды и обычаи. Фольклор.

    1. Быт народов (11 часов)

Основные занятия. Национальная одежда. Традиционные праздники, религиозные праздники, национальные игры, национальная кухня

    1. Заключительное занятие (1 час)







      1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина

Ознакомление учащихся с народами России

1

3

Величие многонациональной            культуры России

Ознакомление учащихся с генезисом народов России

1

4

Величие многонациональной            российской культуры

Ознакомление учащихся с генезисом народов России

1

5

Одна Родина на всех

Групповая творческая работа учащихся. Изготовление гео – этно - фотоколлажа «Наша Родина»

1

6

Одна Родина на всех

Групповая творческая работа учащихся. Изготовление гео – этно - фотоколлажа «Наша Родина»

1

2

Топонимические названия мест проживания народов России

Исследовательская работа учащихся с топонимикой

1

7

Человек – творец и носитель культуры

Изучение учащимися сказаний, притчей, сказок народов России

1

8

Человек – творец и носитель культуры

Подготовка учащихся к театрализованному представлению на основе сказок народов России

1

9

Человек – творец и носитель культуры

Показ учащимися театрализованных постановок

1

10

Самобытная красота России

Ознакомление учащихся с национальными костюмами народов России

1

11

Самобытная красота России

Подготовка учащихся к выставке рисунков «Самобытная красота России»

1

12

Быстрее, выше, сильнее!

Ознакомление учащихся со спортивными играми народов России

1

13

Быстрее, выше, сильнее!

Проведение среди учащихся спортивных соревнований по национальным видам спорта

1

14

Верования народов России

Ознакомление учащихся с верованиями народов России

1

15

Верования народов России

Показ учащимися презентаций

1

16

Кухня народов России

Ознакомление учащихся с национальными блюдами народов России.

1

17

Кухня народов России

Подготовка к выставке национальных блюд

1

18

Кухня народов России

Выставка национальных блюд

1

19

Человек - дитя Природы

Творческая работа учащихся (написание сочинений о значимости Природы в жизни каждого народа).

1

20

Человек - дитя Природы

Подготовка сочинений к публикации в школьной газете

1

21

Народные игрушки

Ознакомление учащихся с игрушками народов России

1

22

Народные игрушки

Изготовление игрушек (сувениров) народов России на выбор учащегося

1

23

Народные игрушки

Изготовление игрушек народов России на выбор учащегося

1

24

Народные игрушки

Подготовка к выставке игрушек народов России

1

25

Пословицы и поговорки народов России

Ознакомление учащихся с пословицами и поговорками народов России

1

26

Пословицы и поговорки народов России

Сравнительный анализ пословиц и поговорок народов России

1

27

Пословицы и поговорки народов России

Сравнительный анализ пословиц и поговорок народов России

1

28

Музыкальная палитра

Ознакомление учащихся с песнями и танцами народов России

1

29

Музыкальная палитра

Творческая работа учащихся (разработка музыкальных клипов)

1

30

Музыкальная палитра

Творческая работа учащихся (видеозапись музыкальных клипов)

1

31

Музыкальная палитра

Презентация музыкальных видеоклипов

1

32

Традиционные праздники народов России

Исследовательская проектная работа учащихся

1

33

Религиозные праздники народов России

Исследовательская проектная работа учащихся

1

34

Обобщение и систематизация знаний по разделам года

Презентация исследовательских проектных работ учащихся за год

1

IV.  Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!