СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Путешествие в Мир интересных явлений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Путешествие в Мир интересных явлений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа



Согласовано Утверждаю

«____»_____202_ «___»______202_

Зам.директора по ВР Директор школы

______/Л.В.Данилова ______/Е.Е.Юрганова








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Путешествие в Мир Интересных Явлений»





Уровень реализации программы:

Основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год



Разработчик: Доржеева Зинаида Георгиевна,

учитель химии и биологии













с.Могоенок, 2021



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в Мир Интересных Явлений» базируется на знаниях, полученных школьниками из курса «Окружающий мир». При ее разработке использовалась рабочая программа внеурочной деятельности, автор составитель Пильникова Наталья Николаевна, учитель химии и биологии ГОУ СОШ № 496 Московского района г. Санкт-Петербурга.

Программа рассчитана для учащихся возрастной категории 11-12 лет на 34 часа и включает 16 аудиторных занятий, 16 часов самостоятельной работы, 2 часа отводится на представление результатов исследовательской деятельности. Срок реализации 1 год.

Основной формой организации занятий является лабораторный практикум, проводимый в малых группах.

Актуальность программы в том, что составлена по интересам детей, проводя множество разнообразных опытов, школьники получают возможность раскрыть секреты природы и лучше понять происходящие вокруг явления, поэтому программа называется «Путешествие в Мир Интересных Явлений».

Практическая значимость программы обусловлена формированием у школьников умений генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; аргументированно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; планировать собственную деятельность и осуществлять самоконтроль, которые являются составляющими универсальных учебных действий.

Цели данной программы – создание условий для интеллектуального развития пятиклассников в области естествознания; привлечение школьников к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

– показать необходимость познания свойств веществ для объяснения различных природных явлений;

– сформировать у учащихся первоначальные экспериментальные умения;

– познакомить учащихся с основными этапами исследовательской деятельности.

Условиями достижения поставленных целей являются организация самостоятельной работы учащихся при направляющей роли учителя, использование разнообразных познавательных заданий, поощрение инициативности обучающихся, создание ситуации успеха. Методическим сопровождением программы является тетрадь для учащихся.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Воспитательные результаты


Уровни

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

Первый

Приобретение школьниками знаний о правилах безопасного обращения с различными веществами; способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; основах проведения исследовательской деятельности

Познавательные беседы; работа с дополнительной литературой и электронными ресурсами

Второй

Формирование у школьников позитивного отношения к знанию как общественной ценности

Работа учащихся в группах
с обсуждением хода экспериментальной деятельности и полученных результатов

Третий

Приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта разработки исследовательского проекта

Работа учащихся над исследовательскими проектами; научные конференции учащихся

Предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные:

– учащиеся расширят знания о веществах, используемых в повседневной жизни, а также о происходящих с ними явлениях;

– сформируют первоначальные экспериментальные умения.

Метапредметные:

– научатся использовать различные способы коммуникативной деятельности;

– научатся генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; аргументированно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Личностные: у учащихся будет формироваться позитивное отношение к знанию.


Формы подведения итогов реализации программы

Формами контроля являются

- мини-опросы;

- лабораторный практикум;

- самоанализ исследовательских работ;

- анализ и оценка работ педагогом (лист учета УУД);

- защита проектных работ.

В оценке результативности выполнения лабораторного практикума используются такие критерии:

- умение применять знания о правилах безопасного обращения с различными веществами; способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; основах проведения исследовательской деятельности;

- умение работать с лабораторным оборудованием;

- самостоятельно выполнять домашние опыты;

- умение оценивать качество работы.

Данные формы дают детям возможность оценить свои исследовательские работы, ощутить радость успеха.





Учебно-тематический план

Содержание программы

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего


теория


практика


1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1



2

Лабораторный практикум

1. Чем мы будем заниматься?

31

1

-

31

1

2. В Стране Растворов

2


2

3. В Алебастровой пещере

4


4

4. Солёное озеро

2


2

5. Разноцветная река

2


2

6. Масляное озеро

2


2

7. В Цветном море

2


2

8. В Стране Красок

2


2

9. Во Дворце королевы Кислоты

2


2

10. Королевский огород

6


6

11. В Зелёном лесу

2


2

12. На Поляне Красок

4


4

3

Какими мы стали.

2

-

2

Защита проектов


Всего

34

1

34



Календарный учебный график


Содержание/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводное занятие.

инструктаж по ТБ

1









Лабораторный

практикум

3

4

3

5

3

4

4

4

1

Защита проектов









2

Всего

4

4

3

5

3

4

4

4

3


Оценочные материалы

Проверочный опрос по теме «Инструктаж по ТБ»

Цель: закрепление знаний по теме

Прочтите предложения, впишите пропущенные слова:

-Приступайте к работе только с разрешения____!

-Выдаваемые вам порошки берите __, а жидкости —.

-Внимательно рассматривайте то, что берёте для работы, и то, что у вас получилось. Но при этом ничего НЕ___ на вкус!

-Работайте аккуратно, соблюдайте на____порядок.

-После проведения работы ____руки с мылом!

Отгадайте кроссворд:

Используя рисунки под соответствующими номерами на с. 7, заполните клеточки в каждой строке. При этом в выделенном столбце вы получите название подставки для пробирок.




Оценочный лист «Теперь я знаю!»

Обведите рисунок, на котором показан процесс образования раствора:




или






Что ещё ты хочешь узнать о растворимости веществ?

Содержание программы

Чем мы будем заниматься.Правила работы в лаборатории. Тела. Вещества. Обозначение веществ. Понятие о свойствах веществ и явлениях.

В Стране Растворов. Вода как растворитель. Растворение веществ в воде. Получение растворов. Растворимость твёрдых веществ в воде. Вещества растворимые и нерастворимые. Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах. Раствор как пример однородной смеси. Взвесь как пример неоднородной смеси.

В Алебастровой пещере. Алебастр как малорастворимое вещество. Понятие о жёсткой и мягкой воде. Устранение жёсткости воды. Затвердевание смеси алебастра с водой.

Образование углекислого газа при дыхании. Углекислый газ – компонент газированной воды. Обнаружение углекислого газа. Растворимость газов в воде. Понятие о концентрированных и разбавленных растворах.

Солёное озеро. Испарение воды из раствора. Конденсация водяного пара. Вода солёная, пресная, дистиллированная.

Разноцветная река. Разделение смеси окрашенных растворённых веществ в колонке с порошком адсорбента, понятие о хроматографии.

Масляное озеро. Растительное масло как растворитель. Растворимость веществ в масле. Жиры и масла. Эмульсия как пример жидкой неоднородной смеси.

В Цветном море. Запах как свойство некоторых веществ. Поглощение летучих веществ активированным углём. Понятие об адсорбентах. Поглотительная способность различных адсорбентов.

В Стране Красок. Кислоты как представители группы едких веществ. Понятие о кислой среде. Лакмус как индикатор для распознавания кислой среды. Взаимодействие пищевой соды с кислотой.

Во Дворце королевы. Кислоты Рассмотрение свойств кислоты и их практического применения (на примере лимонной кислоты).

Королевский огород. Растительные красители (пигменты). Выделение красителей, содержащихся в различных частях растений. Окрашивание пищевых продуктов растительными красителями.

Крахмал как запасающее вещество растений и компонент нашего питания. Распознавание крахмала. Получение крахмала из растительного сырья. Применение крахмала.

В Зелёном лесу. Симпатические краски и чернила.

На Поляне Красок. Темперная живопись. Получение темперных красок.

Получение чернил обработкой растительного сырья, окрашивание хлопчатобумажной ткани растительными пигментами.

Какими мы стали. Защита проектов.

Демонстрации. Собираем пары воды и исследуем полученную воду.

Лабораторные опыты.

1. Знакомимся с обозначением веществ.

2. Знакомимся с лабораторной посудой.

3. Изготавливаем фильтр.

4. Определяем растворимость веществ в воде.

5. Раскрываем секреты жёсткой воды.

6. Обнаруживаем углекислый газ.

7. Выпариваем воду из раствора соли.

8. Разделяем вещества, находящиеся в растворе.

9. Используем масло в качестве растворителя.

10. Извлекаем запах фруктов и устраняем его.

11. Определяем кислую среду с помощью лакмуса.

12. Исследуем свойства лимонной кислоты.

13. Раскрываем тайну зелёного листа.

14. Распознаём крахмал.

15. Обнаруживаем крахмал в продуктах питания.

16. «Волшебный» рисунок.

17. Изготавливаем темперные краски на основе яичного желтка.

18. Получаем чернила из чая.

Практические работы. Создаём домашнюю лабораторию.

Домашние опыты.

1. Изучаем влияние температуры на растворимость твёрдого вещества.

2. Изготавливаем сувенир из гипса.

3. Изучаем влияние температуры на растворимость газов.

4. Определяем наличие соли в разной воде.

5. Обесцвечиваем раствор.

6. Обнаруживаем масло в семенах подсолнечника.

7. Обнаруживаем масло в молоке.

8. Исследуем силу поглотителей запаха.

9. Определяем кислую среду с помощью соды.

10. Выясняем практическое применение лимонной кислоты в быту.

11. Используем растительные красители в кулинарном искусстве.

12. Получаем крахмал из картофеля.

13. Готовим клей из крахмала.

14. Невидимые чернила.

15. Изготавливаем темперные краски на основе клея ПВА.

16. Окрашиваем ткань чаем.

Примерная тематика проектных работ учащихся

1. Очистка воды от нерастворимых веществ.

2. Очистка воды от растворённых веществ.

3. Сравнение выталкивающей силы разных растворов.

4. Исследование растворимости различных веществ.

5. Устранение жёсткости воды.

6. Исследование скорости застывания смеси алебастра с водой от присутствия различных веществ.

7. Уменьшение содержания углекислого газа в воздухе помещений.

8. Сравнение содержания соли в различных минеральных водах.

9. Выращивание кристаллов из растворов различных веществ.

10. Пятновыведение (домашняя химчистка).

11. Получение масла из молока.

12. Сравнение жирности молока разных молокозаводов.

13. Получение индикаторов из растений.

14. Получение углекислого газа разными способами.

15. Практическое применение уксусной кислоты в быту.

16. Выделение красителей из овощей и фруктов.

17. Самодельные чернила.

18. «Волшебные» чернила.

19. Обнаружение крахмала в различных частях растений.

20. Обнаружение крахмала в различных продуктах питания.

21. Получение красок.

22. Окрашивание ткани растительными красителями.

23. Получение крахмала из различного природного сырья.

24. Исследование поглотительной способности различных адсорбентов.

25. Хроматографическое разделение красителей чёрного фломастера.

26. Хроматографическое разделение красителей, извлечённых из листьев различных растений.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование

Посуда.

Воронки простые конусообразные.

Колба круглодонная (для перегонки).

Пробирки (П1-14) и (ПШ-10).

Стаканы высокие тонкостенные (50 мл, 100 мл).

Ступки с пестиками.

Цилиндры измерительные с носиком (25 мл).

Чаши выпарительные.

Чаша кристаллизационная.

Чашки Петри.

Принадлежности для опытов.

Вата хлопчатобумажная.

Газоотводные трубки.

Иглы препаровальные.

Палочки стеклянные.

Пинцеты.

Пипетки глазные (с зауженным носиком).

Пробки резиновые.

Спички.

Стеклянные пластинки (предметные стёкла).

Трубки стеклянные (диаметр 6–8 мм).

Фильтры (белая лента).

Шпатели.

Штативы для пробирок.

Штативы лабораторные с набором держателей.

Щипцы тигельные.

Приборы.

Пульверизатор.

Спиртовки лабораторные.

Химические реактивы и материалы

Реактивы.

Алюминия оксид.

Железа (II) сульфат семиводный.

Железа (III) хлорид шестиводный.

Калия (II) гексацианоферрат.

Кобальта (II) хлорид шестиводный.

Крахмал.

Лимонная кислота.

Меди (II) гидроксокарбонат.

Меди (II) сульфат пятиводный.

Медь (пластинки).

Натрия гидрокарбонат.

Натрия карбонат безводный.

Натрия хлорид.

Никеля (II) сульфат семиводный.

Спирт этиловый.

Материалы.

Алебастр.

Известковая вода.

Лакмус.

Мел.

Мыло хозяйственное.

Сахар.

Спирт этиловый (горючее для спиртовок).

Спиртовой раствор йода (5 %).

Уголь активированный


2. Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

Основная

1. Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии [Текст] : кн. для учителя / В. Н. Алексинский. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1995. – 96 с.

2. Аликберова, Л. Ю. Занимательная химия [Текст] : кн. для учащихся, учителей и родителей / Л. Ю. Аликберова. – М. : АСТ-Пресс, 1999. – 560 с.

3. Балаев, И. И. Домашний эксперимент по химии [Текст] : пособие для учителей. Из опыта работы / И. И. Балаев. – М. : Просвещение, 1977. – 127 с.

4. Оганесян, Э. Т. Важнейшие понятия и термины в химии [Текст] : справ. пособие / Э. Т. Оганесян. – М. : Высш. шк., 1993. – 352 с.

5. Стрельникова, Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе [Текст] / Л. Н. Стрельникова ; под ред. Г. Эрлиха. – М. : Яуза-Пресс, 2011. – 208 с.

6. Яковишин, Л. А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома [Текст] / Л. А. Яковишин. – Севастополь : Библекс, 2005. – 116 с.

Дополнительная

1. Баталин, А. Х. Юным химикам. Занимательные опыты по химии [Текст] / А. Х. Баталин, Л. Е. Олифсон. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд., 1970. – 236 с.

2. Воскресенский, П. И. Техника лабораторных работ [Текст] / П. И. Воскресенский. – М. : Химия, 1973. – 717 с.

3. Малышкина, В. Занимательная химия [Текст] / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576 с.

4. Степин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии [Текст] / Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. – М. : Дрофа, 2002. – 432 с.

Литература для учащихся

Основная

1. Аликберова, Л. Ю. Занимательная химия [Текст] : кн. для учащихся, учителей и родителей / Л. Ю. Аликберова. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 560 с.

2. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями [Текст] : кн. для учащихся / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Народная асвета, 1991. – 208 с.

3. Леенсон, И. А. Занимательная химия [Текст] / И. А. Леенсон. – М. : Росмэн, 1999. – 104 с. – (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).

4. Стрельникова, Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе [Текст] / Л. Н. Стрельникова ; под ред. Г. Эрлиха. – М. : Яуза-Пресс, 2011. – 208 с.

Дополнительная

1. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона [Текст] : кн. для учащихся сред. и ст. шк. возраста / Н. М. Верзилин. – М. : Просвещение, 1994. – 218 с.

2. Гроссе, Э. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты [Текст] / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель ; пер. с нем. Л. Н. Исаевой. – 3-е изд., стереотип. – Л. : Химия, 1987. – 392 с.

3. Малышкина, В. Занимательная химия [Текст] / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576 с.

4. Химия: справочные материалы [Текст] : кн. для учащихся / Ю. Д. Третьяков [и др.] ; под ред. Ю. Д. Третьякова. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1994. – 287 с.

5. Штремплер, Г. И. Химия на досуге [Текст] : кн. для учащихся сред. и ст. шк. возраста / Г. И. Штремплер. – Фрунзе : Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192 с.

6. Яковишин, Л. А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома [Текст] / Л. А. Яковишин. – Севастополь : Библекс, 2005. – 116 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!