Рассмотрена На заседании МС Протокол № 1 От 5. 09.2017года | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по УВР _____Руденок С.В. « _15_» .09. 2017 года | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «СОШ №4» Подошва Н.И. _Приказ № , от . 15.09.2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
в 9 классе
«Трудные вопросы лингвистики.
Подготовка к ГИА»
Программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году
Учитель русского языка
и литературы
Горланова Г.Г.
Пояснительная записка
Программа занятий кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного общего образования по русскому языку на базовом уровне.
Цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ.
Задача - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
На занятия кружка отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Содержание тем
Введение. Структура экзаменационной работы.
Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста.
Отработка заданий ОГЭ.
Изобразительно-выразительные средства языка. Отработка заданий ОГЭ.
Орфограммы в приставках. Отработка заданий ОГЭ.
Орфограммы в корне.
Орфограммы в суффиксах. Отработка заданий ОГЭ.
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах.
Отработка заданий ОГЭ.
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Сложносочиненное предложение. Отработка задания ОГЭ.
Сложноподчиненное предложение. Отработка задания ОГЭ.
Виды связи слов в словосочетании. Отработка задания ОГЭ.
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
Отработка задания ОГЭ.
Виды односоставных предложений.
Бессоюзное сложное предложение. Отработка задания ОГЭ
Способы связи в сложной синтаксической конструкции.
Тестирование в формате ОГЭ.
Структурные особенности сжатого изложения.
Основные приёмы компрессии исходного текста.
Написание сжатого изложения.
Редактирование изложений.
Структура сочинения-рассуждения.
. Принципы русской орфографии.
Принципы русской пунктуации.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему.
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную
с анализом содержания прочитанного текста.
Лексические нормы. Отработка задания ОГЭ.
Виды речевых ошибок и недочетов.
Грамматические нормы.
Синтаксические нормы.
Написание авторского текста по предложенной модели.
Редактирование и рецензирование сочинений.
Содержание тем | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Орфографические и пунктуационные нормы | 16 |
Творческие задания: изложение и сочинение-рассуждение | 17 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Введение. Структура экзаменационной работы. | |
2. | Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. Отработка заданий ОГЭ. | |
3. | Изобразительно-выразительные средства языка. Отработка заданий ОГЭ | |
4. | Орфограммы в приставках. Отработка заданий ОГЭ. | |
5. | Орфограммы в корне. Отработка заданий ОГЭ. | |
6. | Орфограммы в суффиксах. Отработка заданий ОГЭ. | |
7. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах. Отработка заданий ОГЭ. | |
8. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Отработка заданий ОГЭ. | |
9. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Отработка заданий ОГЭ. | |
10. | Сложносочиненное предложение. Отработка заданий ОГЭ. | |
11. | Сложноподчиненное предложение. Отработка заданий ОГЭ. | |
12. | Виды связи слов в словосочетании. Отработка заданий ОГЭ. | |
13 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Отработка заданий ОГЭ. | |
14. | Виды односоставных предложений. Отработка заданий ОГЭ. | |
15. | Бессоюзное сложное предложение. Отработка заданий ОГЭ. | |
16. | Способы связи в сложной синтаксической конструкции. Отработка заданий ОГЭ. | |
17 | Тестирование. Тест в формате ОГЭ | |
18. | Структурные особенности сжатого изложения. | |
19. | Основные приёмы компрессии исходного текста. | |
20,21 | Написание сжатого изложения. | |
22 | Редактирование изложений. | |
23 | Структура сочинения-рассуждения . | |
24. | Принципы русской орфографии | |
25 | Принципы русской пунктуации | |
26 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | |
27 | Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему. | |
28 | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | |
29 | Лексические нормы. | |
30 | Виды речевых ошибок и недочетов. | |
31 | Грамматические нормы. | |
32 | Синтаксические нормы. | |
33 | Написание авторского текста по предложенной модели. | |
34 | Редактирование и рецензирование сочинений. | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в день проведения ОГЭ.
Учебно - методическое обеспечение
1. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2017
2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2015
3. Сенина Н. А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ 2017, ЛЕГИОН, Ростов –на – Дону, 2017.
4.. Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012
5.. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2017: Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2017
6. ФИПИ: http://www.fipi.ru/