СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок по химии»







Образовательная программа дополнительного

образования детей

(+поурочное планирование)


«Озадаченная химия»

(8-11 класс)


Срок реализации 4 года__(144 часов)


Возрастная категория учащихся:14-16 лет






Абакарова Б.З. учитель химии

МБОУ «Чиркейский образовательный центр им.А.Омарова»













Пояснительная записка.


Умение решать задачи есть искусство,

приобретающееся практикой.

Д.Пойа.

Данная программа предназначена для дополнительного изучения химии, как на базовом, так и на профильном уровне, имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы состоит в том, что она позволяет школьникам пополнить знания по решению теоретических и особенно практических задач по химии.

Срок реализации программы 4 года. Программа ориентирована на учащихся 8,9,10,11 классов. Реализация программы предполагает преподавание курса 1 час в неделю, в год 36 часов. Количество детей в группе 12-15 человек. Программа «Озадаченная химия», с учетом особенностей образовательного учреждения возраста и уровня подготовки детей может адаптироваться (например: 2 часа в неделю, в год 72, срок реализации 2 года).

Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ и их закрепления. В группы первого и второго годов обучения могут набираться дети 8-9 классов и старшие по возрасту, т.е. ученики 10-х и 11-х классов, которые приступили к изучению курса не с самого начала. В последующих группах (3-4 годов обучения) занимаются дети, более подготовленные по данному предмету.

В первый год обучения учащиеся учатся решать элементарные задачи по химии; использовать теоретический материал, основные законы и понятия при решении задач; воспринимать, систематизировать материал.

Второй год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе кроме теоретических задач предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества, выполнение практических работ.

Третий год обучения предусматривает закрепление выше изученных типов задач на примере различных классов органических веществ, а так же выполнение практических задач на качественное определение органических веществ.

Четвёртый год обучения по данной программе нацелен на обобщение, решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии; проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется тестовым заданиям, умению работать с информационными технологиями и подготовке к ЕГЭ.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.

Программа «Озадаченная химия» имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Важным компонентом этого процесса является умение решать химические задачи, так как оно всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью.

Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение, подобное тому, которое получают любители разгадывания кроссвордов.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем – постоянно, систематически решать задачи!

Необходимость появления данного курса возникла в связи с тем, что в последние годы сдача вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой. Разрыв между требованиями приемной комиссий вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии. Времени в объеме образовательного стандарта для успешного усвоения задач по химии недостаточно, и учащиеся нуждаются в прохождении дополнительного систематического курса. Кроме этого из года в год изменяются стандарты образования по химии, уменьшается количество требуемых типов задач, но при поступлении в вузы это не учитывается приемной комиссией. Количество часов, выделенных в школьном курсе на практические работы и ее виды, недостаточны для полного усвоения предмета. С помощью программы «Озадаченная химия» школьник приобретет и закрепит практические навыки в работе с веществами, выполняя различного уровня сложности практические задания.

В связи с этим данную программу по форме содержания и процесса педагогической деятельности можно отнести к интегрированному виду, т.к. она объединяет в целое области основного и дополнительного образования.


Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.


Задачи программы.

Образовательные задачи:


1.Формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии.

2.Формирование практических умений при решении практических задач на распознавание веществ.

3.Повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

Воспитательные задачи:


1.Создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей.

2. Формирование познавательных способностей в соответствии логикой развития химической науки.

3.Содействовие в профориентации школьников.


Развивающие задачи:


1.Развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли, при решении задач.

2.Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

3.Развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности.

4.Развитие практических умений учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.


Перечисленные виды задач охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.

Ожидаемые результаты.


После 1-ого года обучения воспитанники будут:


Тема «Растворы»

  • знать основные виды концентраций растворов: процентная и молярная;

  • уметь производить расчеты на определение процентной и молярной концентраций раствора;

  • иметь представление о растворе и его составных частях;

  • уметь определять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • знать основные пути перехода от одного вида концентраций к другому, уметь их применять в расчетах;

  • знать основные отрасли производства в народном хозяйстве, где применяются расчеты на растворы.

Тема «Основные понятия и законы химии»

  • знать основные законы и понятия химии: атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, массовая доля химического элемента в веществе, нормальные условия, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, число Авогадро;

  • уметь производить расчеты с использованием основных законов и понятий.

Тема «Газообразные вещества»

  • иметь представление об особенностях строения газообразных веществ;

  • уметь производить расчеты на определение относительной плотности газообразного вещества, определив которую вычислить относительную молекулярную массу газообразного вещества;

  • уметь вычислять массу газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях, с использованием молярного объема газов и наоборот;

  • уметь определять молекулярные формулы веществ по массовым долям химических элементов и относительной плотности газов;

  • составлять задачи по данным темам;

  • повышается ответственность ученика;

  • повышается самооценка и статус ребенка, за счет соревновательного эффекта.



После 2-ого года обучения воспитанники будут:


Тема «Решение задач по химическим уравнениям: на избыток и недостаток, выход продукта, примеси, растворы»

  • иметь представление о химических реакциях, их видах;

  • знать основные принципы решения задач по химическим уравнениям, используя знания первого года обучения;

  • уметь делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества) продуктов реакции по массе (количеству) вступающих в реакцию веществ и наоборот;

  • уметь решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, с использованием закона объемных отношений газов;

  • уметь производить расчеты по термохимическим уравнениям;

  • знать и уметь применять методику решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке или недостатке; на выход продукта; примеси; растворы;

  • уметь производить выше указанные расчеты по химическим уравнениям и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ;

Тема «Окислительно-восстановительные реакции»

  • знать об окислительно-восстановительных реакциях; понятии окислитель и восстановитель; понятиях окислительный и восстановительный процесс;

  • уметь определять степень окисления химических элементов;

  • уметь расставлять коэффициенты в химических реакциях методами электронного баланса и полуреакций;

  • уметь применять полученные знания в расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических веществ.

Тема «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

  • знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;

  • уметь осуществлять цепочку превращений, с участием неорганических веществ;

  • уметь решать и составлять задачи по цепочке превращений;

  • уметь выделять главное и анализировать при осуществлении цепочки превращений.

Тема «Качественные реакции на неорганические вещества»

  • знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и на оборудовании ;

  • иметь представление о качественных реакциях и их применении;

  • знать и уметь проделывать качественные реакции на основные катионы и анионы неорганических веществ;

  • уметь применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе;

  • обладать волей и настойчивостью в достижении поставленной цели;

  • способны вести исследовательскую работу по определению химических веществ.


После 3-его года обучения учащиеся будут:


Тема « Нахождение формулы органического вещества»

  • знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии, их свойствах;

  • уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям химических элементов, по продуктам сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо газу.

Тема «Нахождение продуктов реакции или исходных веществ, по химическим реакциям, с участием органических веществ»

  • уметь производить расчеты по химическому уравнению и составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы (количества) продукта реакции или исходных веществ, на примеси, выход продукта, избыток и недостаток;

  • знать особенности химических процессов с участием органических веществ.

Тема «Генетическая связь между основными классами органических соединений»

  • знать химические свойства и способы получения органических веществ;

  • уметь осуществлять и составлять цепочку превращений с участием органических веществ;

  • уметь решать различные виды задач по цепочке превращений с использованием органических веществ;

  • уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;


Тема «Окислительно-восстановительные реакции»

  • уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;

  • составлять окислительно-восстановительные реакции.

Тема «Качественные реакции на органические вещества»

  • знать технику безопасности при работе с органическими веществами;

  • знать и уметь проделывать качественные реакции на различные органические вещества;

  • уметь применять полученные знания о качественных реакциях, при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;

  • уметь работать с химическими веществами и химическим оборудованием;

  • иметь расширенный кругозор;

  • иметь повышенный интеллект;


После 4-го года обучения учащиеся будут:


Тема «Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева»

  • знать строение атома;

  • уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов.

Тема «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие»

  • знать и уметь применять на практике основные принципы протекания химических реакций;

  • уметь производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакций, константы равновесия;

  • уметь осуществлять смещение химического равновесия, путем изменения температуры, давления, концентраций веществ, действие катализатора.

  • уметь прогнозировать течение химических реакций.

Тема « Растворы»

  • уметь производить расчеты на определение концентраций растворов при смешивании растворов;

  • уметь с помощью различных видов расчетов переходить от одного вида концентраций к другому.

Тема «Промышленное получение важнейших неорганических веществ»

  • знать промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;

  • уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;

  • знать о важнейших химических заводах по получению химических веществ в России и Московской области;

  • знать о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности.

Тема «Металлы»

  • знать основные свойства и способы получения металлов;

  • уметь применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;

  • уметь составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач.

Тема «Неметаллы»

  • знать основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице, основные способы получения;

  • уметь применять полученные знания при решении различных типов задач на основные свойства неметаллов и их соединений;

  • уметь осуществлять и составлять генетические цепочки, показывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.

По окончании всего курса дети будут:

  • уметь решать и составлять задачи с использованием неорганических и органических веществ основными способами и методами;

  • уметь применять теоретические знания при решении задач;

  • уметь решать и составлять комбинированные задачи с участием органических и неорганических веществ;

  • уметь выполнять различные виды экспериментальных задач;

  • уметь находить рациональный способ решения определенной задачи;

  • уметь грамотно оформлять задачи;

  • уметь работать с тестовыми заданиями по книгам и с использование информационных технологий;

  • профессионально ориентированы.


Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения по каждой теме являются: конкурсная защита решенных и составленных задач; семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний и т.д.



Учебно-тематический план


1-й год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

Индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

1

1



2

Растворы

10

3

6

1

3

Основные понятия и законы химии

16

3

9

4

4

Газообразные вещества

8

2

5

1

5

Итоговое занятие

1

-

1

-


Всего:

36

9

21

6





2-ой год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

Индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

2

-

2

-

2

Решение задач по химическим уравнениям на избыток и недостаток, примеси, растворы с участием неорганических веществ

20

6

9

5

3

Окислительно-восстановительные реакции

5

2

2

1

4

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

3

1

1

1

5

Качественные реакции на неорганические вещества

5

2

3

-

6

Итоговое занятие

1

-

1

-


Всего:

36

11

18

7





3-й год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

Индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

1

-

1

-

2

Нахождение молекулярной формулы органического вещества

5

1

3

1

3

Нахождение продуктов реакции или исходных веществ по химическому уравнению, с участием органических веществ

9

3

5

1

4

Генетическая связь между основными классами органических соединений и неорганическими веществами

10

3

6

1

5

Окислительно-восстановительные реакции

3

1

2

-

6

Качественные реакции на органические вещества

7

2

4

1

7

Итоговое занятие

1

-

1

-


Всего:

36

10

22

4




4-й год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

Индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

2

-

2

-

2

Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева

2

1

1

-

3

Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие.

6

2

3

1

4

Растворы

4

2

2

-

5

Промышленное получение важнейших неорганических веществ

4

1

2

1

6

Металлы

5

2

3

-

7

Неметаллы

4

1

3

-

8

Обобщение

8

2

5

1

9

Итоговое занятие

1

-

1

-


Всего:

36

11

22

3




Содержание 1-ого года обучения


Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с программой, структурой, тематикой и задачами обучения всего курса и 1-ого года обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии.

Раствор. Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход одного вида концентрации к другому.

Практическая часть: решение задач по данной теме; конкурс на приготовление раствора с заданной концентрацией.

Основные понятия и законы химии. Методика решения задач на нахождение относительной молекулярной массы; на вычисление отношений масс элементов в веществе; на определение массовой доли химического элемента в веществе; на нахождение количества или массы вещества по его массе или количеству вещества; на выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении; на расчет числа структурных единиц по его массе, количеству вещества или объему.

Практическая часть: решение типовых задач на данную тему; оформление задач; обсуждение рациональных способов решения.

Обсуждение алгоритма составления задач на данную тему; составление задач; участие в олимпиаде по химии; индивидуальные консультации;

Газообразные вещества. Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Молярный объем газов. Нормальные условия.

Принципы решения задач на определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях; вычисление объема газообразного вещества, по его количеству; на определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.

Практическая часть: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. Составление задач по темам первого года обучения и их защита; конкурс « Озадачь друга», «Исправь ошибку у соседа».

Итоговое занятие. Подведение итогов. Обобщение материала.

Практическая часть: обсуждение и подведение итогов конкурса «Озадачь друга!»



Содержание 2-ого года обучения


Вводное занятие. Знакомство с программой, структурой, тематикой и задачами 2-ого года обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии.

Решение задач по химическим уравнениям на избыток, выход продукта, примеси, растворы с участием неорганических веществ. Методика решения задач по химическим уравнениям. Нахождение массы (количества, объема) продуктов реакции по массе (количеству, объему) исходных веществ. Закон объемных отношений газов и применение его при решении задач.

Термохимические уравнения и типы задач по ним.

Нахождение продуктов реакции, если известны массы 2-х исходных веществ (задачи на избыток). Нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащей примеси. Нахождение массы (количества, объема) продукта реакции, по исходному веществу, находящемуся в растворе.

Практическая часть: решение задач по данным темам; составление алгоритма решения данных типов задач; самостоятельная работа: составление задач и оформление их на карточках для использования на уроках химии.

Подготовка и участие в олимпиаде. Написание сценария по проведению недели химии в школе.

Окислительно-восстановительные реакции. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окислительный процесс, восстановительный процесс. Расстановка коэффициентов, в реакциях с участием неорганических веществ, методами электронного баланса и полуреакций.

Практическая часть: отработка навыков по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием неорганических веществ, методами электронного баланса и полуреакций;

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Основные классы неорганических соединений и их химические свойства, способы получения. Способы перехода одного класса к другому, с помощью различных химических реакций. Методика решения задач, с использованием цепочки превращений.

Практическая часть: решение задач на осуществление цепочки превращений и нахождение массы (количества, объема) одного из веществ.

Оформление стендов «Реши кроссворд» составленных самостоятельно детьми.

Качественные реакции на неорганические вещества. Качественные реакции. Катионы и анионы. Качественные реакции на катионы: водорода, аммония, серебра, лития, калия, натрия, кальция, бария, меди(II), железа (II,III), алюминия. Качественные реакции на анионы: хлорид, сульфат, нитрат, фосфат, сульфид, карбонат, гидрооксид ион, хромата иона.

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами и при работе в кабинете химии.

Практическая часть: решение экспериментальных задач на определение веществ в растворе, с помощью качественных реакций. Подбор занимательных опытов для химического вечера, их отработка. Проведение вечера «Удивительная химия!» и его анализ.

Составление сборника задач по неорганической химии.

Итоговое занятие. Обобщение материала. Подведение итогов.

Практическая часть: обсуждение сборника задач по неорганической химии.



Содержание 3-его года обучения


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи третьего года обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической. Органические вещества.

Практическая часть: семинар «Живая и неживая природа».

Нахождение молекулярной формулы органического вещества. Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих химических элементов; по относительной плотности данного вещества по какому-либо газу и продуктам сгорания.

Практическая часть: решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.

Составление задач и участие в конкурсе « Озадачь друга!»

Отбор интересных задач для сборника «Озадаченная химия для юных химиков».

Нахождение продуктов реакции или исходных веществ по химическому уравнению с участием органических веществ. Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ.

Практическая часть: решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ на нахождение массы (количества, объема), продуктов реакции по массе (количеству, объему) исходных веществ; на нахождение продуктов реакции, если известны массы 2-х исходных веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащей примеси.

Подготовка учащимися дидактического материала; участие в школьной и городской олимпиадах; составление заданий по химии для интеллектуального марафона.

Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических веществ с неорганическими веществами. Основные классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути перехода от органических веществ к неорганическим.

Практическая часть: осуществление цепочек превращений и решение по ним задач.

Составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода.

Окислительно-восстановительные реакции. Особенности окислительно-восстановительных реакции с участием органических веществ. Расстановка коэффициентов в них методами электронного баланса и полуреакций.

Практическая часть: расстановка коэффициентов в уравнениях с участием органических веществ; составление окислительно-восстановительных реакций.

Оформление дидактического материала: карточки с заданиями, составление кроссвордов.

Качественные реакции на органические вещества. Качественные реакции. Катионы и анионы. Качественные реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомны спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.

Практическая часть: решение экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.

Разработка программы и участие в вечере занимательной химии.

Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием органических веществ.

Практическая часть: обсуждение сборника задач по органической химии и его защита.



Содержание 4-ого года обучения


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 4-ого года обучения. Тематика занятий. Профориентация.

Практическая часть: выявление знаний и умений по решению задач.

Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева. Электронные и графические формулы атомов и ионов, больших и малых периодов.

Практическая часть: написание электронных и графических формул атомов и ионов, больших и малых периодов; семинар « От натрия до аргона» (интересные факты о химических элементах).

Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа. Катализатор. Закон действующих масс. Скорость химической реакции. Константа скорости реакции. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Константа равновесия.

Практическая часть: решение задач на определение скорости реакции по изменениям концентрации веществ, давлении, температуры; на определение константы равновесия; на смещение химического равновесия, путем изменения температуры, давлении, концентраций веществ, действие катализатора.

Выполнение экспериментальной работы, показывающей, что влияние различных условий способно изменять течение химической реакции.

Растворы. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход одного вида концентрации к другому. Смешивание растворов. Метод креста. Применение растворов в быту. Применение расчетов в жизни.

Практическая часть: решение задач на смешивание растворов; переход одного вида концентраций к другому.

Приготовление рассола и сиропа определенной концентрации.

Промышленное получение важнейших неорганических веществ. Синтез аммиака. Производство серной кислоты контактным способом.

Практическая часть: решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения аммиака и серной кислоты.

Сообщения учащихся о важнейших химических производствах веществ.

Подготовка и участие в олимпиаде по химии.

Металлы. Металлы I,II,III групп главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп. Их физические и химические свойства, способы получения. Применение.

Практическая часть: решение задач на основные свойства металлов.

Составление и редактирование задач для сборника.

Неметаллы. Неметаллы IV,V,VI,VII групп главных подгрупп. Их физические и химические свойства неметаллов, их способы получения и применение. Основные соединения.

Практическая часть: решение задач на основные свойства неметаллов.

Составление и редактирование задач для сборника.

Обобщение. Обобщение и закрепление материала. Комбинированные задачи по неорганической и органической химии. ЕГЭ. Тестовые задания.

Практическая часть: решение комбинированных задач по органической и неорганической химии; выполнение тестовых заданий; работа на компьютерах по выполнению тестовых заданий; подготовка к ЕГЭ; составление альбома задач «Озадаченная химия».

Составление экспериментальных задач, их защита и выполнение. Смотр знаний.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Подведение итогов занятий за 4-е года.


Методическое обеспечение программы


  • Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; соревнование; зачет; объяснение материала; межпредметные занятия; практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных задачу учащимися.

  • Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнение; практическая работа; решение типовых задач; частично- поисковый; исследовательский лабораторный метод; метод индивидуального обучения; составление разного типа задач и комплектование их в альбом, для использования на уроках химии; составление химических кроссвордов; приготовление растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии.

  • Техническая оснащенность: работа на компьютерах в компьютерном классе; использование ТСО; наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.

  • Использование дидактического материала: работа по карточкам; пособия с разными типами задач и тестами; пособия для проведения практических работ; кодотранспоранты по разным темам.

  • Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения по каждой теме являются: конкурсы по решению и составлению задач; семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний и т.д..


Список рекомендуемой литературы для педагога.


1. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир 1982

2. Адамович Т. П., Васильева Г.И., Мечковский С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. – Минск: Народная асвета, 1980.

3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981

4. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. -М.: Просвещение, 1989.

5. Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов: В 6 ч. /Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992

6. Химия:» Для школьников ст. кл. и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / Н. Е Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. – М.: Дрофа, 1995.

7. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996;

8. Лидин Р. А., Молочко В. А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. - М.: Химия, 1994.

9. Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г. Химия в вопросах с использованием ЭВМ. М. Высшая школа 1991г

10. Оржековский П.А., Титов И.А. Организация творческого сотрудничества учащихся на практических занятиях // Химия в школе.

11. Польские химические олимпиады (сборник задач). Пер. с польск. П.Г.Буяновской и др./Под ред. С.С.Чуранова. – М.: Мир, 1980.

12. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 частях Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып.

13. Суровцева Р.П. Савицкий С.Н. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. – М: Просвещение, 1991.

14..Химические олимпиады в школе. Сост. С.Н.Перчаткин М.: НПО «Образование», 1997

15. Хомченко Г.Н., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы.– М., Новая волна, 1997

16. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998

17.Интернет- ресурсы:

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

http://www.hemi.nsu.ru/

http://www.repetitor.1c.ru/online

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chemistry.ru/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41

http://www.maratakm.narod.ru/

18. Компакт-диски:

  1. Цифровая база видео «Химия. Сетевая версия» - Институт новых технологий, 2006.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс, 10-11 класс»- ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.

  3. «Открытая химия» - ООО «Физикон», 2005.

  4. Ваш репетитор «Химия 7-11 класс» - ООО «Равновесие», 2004.

  5. Образовательная коллекция «Химия для всех XXI . Химические опыты со взрывами и без»- ООО «1С-Паблишинг», 2006

  6. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.8-9 класс.-Электронная библиотека «Просвещение»-2002.



Список рекомендуемой литературы для учащихся:


  1. Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с. межпредметным содержанием (спецпредметы): Учеб. Пособие для СПТУ. М.: Высшая школа, 1989.

  2. Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов МГУ 1992-1993. /Под ред. Н.Е.Кузьменко

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1995.

  4. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для самостоятельной подготовки к экзаменам. - М.: Школа-Пресс, 1996

  5. Лидин Р. А., Молочко В. А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. - М.: Химия, 1994

  6. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4-х ч. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991

  7. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: / Пузаков С.А., Попков В.А. - : Высшая школа,.2000.

  8. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников и абитуриентов. - СПб: Химия, 1996.

  9. Суровцева Р. П., Савицкий С. Н., Иванова Р. Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М., Просвещение, 2-е изд., 1981.

  10. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Новая волна, 2002

  11. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2000.

  12. Интернет-ресурсы:

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

http://www.hemi.nsu.ru/

http://www.repetitor.1c.ru/online

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chemistry.ru/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41

Приложение


Поурочное планирование:


Первый год обучения.


п./п.

Темы занятий

всего часов

часы теории

часы практики

индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

1

1




Тема «Растворы» (10 часов)

10

3

6

1

2

Вычисление массовой доли растворенного вещества и массы вещества в растворе. Процентная концентрация.

2

1

1


3

Расчеты, связанные с молярной концентрацией.

3

1

2








4

Переход от одного вида концентрации к другому.

4

1

3







1


Тема «Основные понятия и законы химии» (16 часов)

16

3

9

4

5

Расчет относительной молекулярной массы соединения.

2

1

1


6

Вычисление отношений масс элементов в веществе.

1


1


7

Определение массовой доли химического элемента в веществе.

1


1


8

Расчет массы элемента по известной массе вещества, содержащего данный элемент.

1


1


9

Вычисление массы вещества по массе элемента в нем.

1


1







1

10

Вычисление количества вещества по его массе.

1


1


11

Расчет массы по известному количеству вещества.

1


1







1

12

Расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении.

2

1

1







1

13

Расчет числа частиц (молекул, атомов) по его массе, по количеству вещества или по объему. Число Авогадро.

2

1

1







1


Тема «Газообразные вещества» (8 часов)

8

2

5

1

14

Определение относительной плотности газа.

2

1

1


15

Вычисление относительной молекулярной массы газа по его относительной плотности.

1


1


16

Определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях. Молярный объем газов.

1


1


17

Вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества.

1


1


18

Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.

2

1

1







1

19

Итоговое занятие

1


1



Итого: 36 часов.




Второй год обучения


п/п

Темы занятий

Всего часов

Часы теории

Часы практики

индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

2


2



Тема «Решение задач по химическим уравнениям, на избыток, выход продукта, примеси, растворы» (20 часов)

20

6

9

5

2

Решение задач по химическому уравнению. Нахождение массы (количества) образующихся веществ по массе (количеству) вступающих в реакцию веществ.

2

1

1


3

Вычисление по химическим уравнениям объема газов по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате ее.

1


1







1

4

Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям.

2

1

1


5

Расчеты по термохимическим уравнениям.

1


1


6

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

3

1

2







1

7

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.

2

1

1







1

8

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

2

1

1


9

Нахождение массы (количества, объема) продукта реакции, по исходному веществу, находящемуся в растворе.

2

1

1







2


Тема «Окислительно – восстановительные реакции» (5 часов)

5

2

2

1

10

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

2

1

1


11

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом полуреакций.

2

1

1







1


Тема «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений». (3 часа)

3

1

1

1

12

Нахождение массы (количества, объема) по цепочке превращений.

2

1

1







1


Тема «Качественные реакции на неорганические вещества». (5 часов)

5

2

3


13

Решение задач на качественное определение катионов и анионов неорганических веществ (металлы, хлорид, сульфат, фосфат, нитрат, карбонат, силикат, кислоты, основания, соли).

5

2

3


14

Итоговое занятие.

1


1



Итого: 36 часов.


Третий год обучения


п/п

Темы занятий

Всего часов

Часы теории

Часы практики

индивидуальные консультации

1

Вводное занятие

1


1



Тема «Нахождение формулы органического вещества» (5 часов).

5

2

3

1

2

Нахождение молекулярной формулы вещества, по массовым долям химических элементов.

2

1

1


3

Нахождение молекулярной формулы вещества, по продуктам сгорания и плотности его паров по какому-либо газу.

2

1

1







1


Тема «Нахождение продуктов реакции или исходных веществ, по химическому уравнению» (9 часов)

9

3

5

1

4

Нахождение массы (объема) продукта реакции, по исходному органическому веществу, содержащему примеси (на примере алканов, алкенов, алкодиенов, алкинов).

3

1

2


5

Решение задач на выход продукта.

2

1

1


6

Решение задач на избыток и недостаток.

3

1

2







1


Тема «Генетическая связь между основными классами органических соединений» (10 часов).

10

3

6

1

7

Осуществить цепочку превращений, и решить по ней задачу (на примере углеводородов).

3

1

2


8

Осуществить цепочку превращений и решить по ней задачу (на примере кислородосодержащих органических веществ).

3

1

2


9

Осуществить цепочку превращений, связывающей органические и неорганические вещества и решить по ней задачу.

1


1


10

Осуществить цепочку превращений и решить по ней задачу (на примере азотосодержащих веществ).

2

1

1







1


Тема «Окислительно - восстановительные реакции» (3 часа).

3

1

2


11

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, с участием органических веществ, метод электронного баланса и полуреакций.

3

1

2



Тема «Качественные реакции на органические вещества» (7 часов).

7

2

4

1

12

Определение органических веществ с помощью качественных реакции (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особ., муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы).

4

2

2


13

Решение экспериментальных задач по органической химии.

2


2







1

14

Итоговое занятие

1


1


Итого: 36 часов.




Четвертый год обучения


п/п

Темы занятий

всего часов

часы теории

часы практики

индивидуальные консультации

1

Вводное занятие.

2


2



Тема «Строение атома, периодический закон» (2 часа)

2

1

1


2

Написание электронных и графических формул атомов и ионов элементов.

2

1

1



Тема «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие» (6 часов)

6

2

3

1

3

Рассчитать скорость реакции по изменениям концентраций веществ, давления, температуры.

2

1

1







1

4

Определение константы равновесия

1


1


5

Решение задач на смещение химического равновесия, путем изменения температуры, давления, концентраций веществ, действие катализатора.

2

1

1



Тема «Растворы» (4 часа).

4

2

2


6

Задачи на смешивание растворов.

2

1

1


7

Переход от одного вида концентраций к другому.

2

1

1



Тема «Промышленное получение важнейших неорганических веществ» (4 часа).

4

1

2

1

8

Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака, производство серной кислоты).

3

1

2







1


Тема «Металлы» (5 часов).

5

2

3


9

Решение задач на основные свойства металлов.

3

1

2


10

Электролиз.

2

1

1



Тема «Неметаллы» (4 часа).

4

1

3


11

Решение задач на основные свойства неметаллов и их соединений.

4

1

3



Тема «Обобщение» (8 часов).

8

2

5

1

12

Комбинированные задачи по неорганической химии и органической химии.

3

1

2


13

Подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания.

2

1

1







1

14

Работа на компьютерах. Тестовые задания.

2


2


15

Итоговое занятие

1


1



Итого: 36 часов


31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!