МБОУ Кадыйская СОШ имени М.А. Четвертного
СОГЛАСОВАНА зам. директора по воспитательной работе Коротаева Л.Ф. « » 22 года | УТВЕРЖДЕНА директор МБОУ Кадыйская СОШ Петраков О.В » 22 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
ПИОНЕРБОЛ
для 3-4 классов
на 2022-2023 учебный год
срок реализации программы: 1 год
Составитель: Коротаева Ирина Александровна
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры» во 2-3 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целе- сообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъ- емлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно
– спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: пионербола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит:
пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;
планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;
способы проверки результатов;
материально-техническое обеспечение;
тематическое планирование, состоящее из учебно-тематическо плана;
список литературы.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической,
тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи программы:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
обучение технике и тактике спортивных игр;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры» предназначена для обучающихся 3-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН (1 учебный час). Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, соответствующих возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопре- деление 2.Смысло- образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование Выбор эффективных способов решения учебной задачи Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, будет уменьшение пропусков по причине болезни и увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
жесты судьи спортивных игр;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении учебного года), результаты участия в соревнованиях.
Способы проверки результатов
зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
анкетирование;
участие в соревнованиях;
сохранность контингента;
анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала:
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
Стенка гимнастическая.
Мячи: волейбольные, малые теннисные.
Скакалки.
Мат гимнастический.
Планка для прыжков в высоту.
Стойка для прыжков в высоту.
Рулетка измерительная.
Стадион (площадка):
Площадка игровая волейбольная.
Учебно-методическое обеспечение:
Рабочая программа курса.
Диагностический материал.
Разработки игр.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
1. | Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Предупреждение травматизма. Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока. | | |
2. | Перемещение по площадке. Переход. Перемещение приставным шагом. Игра «Гонка мячей» | | |
3. | Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Бег на 5м, 10м. | | |
4. | Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. Бег на 5м, 10м. | | |
5. | Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Челночный бег. | | |
6. | Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. Перемещение приставным шагом. Челночный бег. | | |
7. | Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. Игра «Мяч по кругу», «Передача мячей в шеренге» | | |
8. | Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. Челночный бег. | | |
9. | Подача мяча. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. Игра «Кто дальше?» | | |
10. | Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления. | | |
11. | Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после перемещения. Бег на 5м, 10м. Игра «Передал - садись» | | |
12. | Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Игра «Передал - садись». | | |
13. | Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Передача мяча через сетку с места. Игра по упрощённым правилам. | | |
14. | Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Передача мяча через сетку с места. Эстафета с мячом | | |
15. | Закрепление стойки игрока на месте и в движении. Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Игра по упрощённым правилам. | | |
16. | Закрепление стойки игрока на месте и в движении. Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам. | | |
17. | Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Силовые упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам. | | |
18. | Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. | | |
19. | Приём подачи, передача к сетке. Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. | | |
20. | Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. | | |
21. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
22 | Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
23. | Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. | | |
24. | Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Эстафета с мячом. | | |
25. | Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых качеств. | | |
26. | Нападающий бросок со второй линии. Прыжки. Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения. | | |
27. | Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
28. | Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. | | |
29. | Приём подачи, передача к сетке. Блокирование нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. | | |
30. | Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. Учебная игра по упрощенным правилам. | | |
31. | Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов. | | |
32. | Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Учебная игра по упрощенным правилам. | | |
33. | Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Учебная игра по упрощенным правилам. | | |
34. | Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. Закрепление способов перемещения. Одиночный и двойной блок. Учебная игра по упрощенным правилам. | | |
35. | Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным правилам. | | |
36. | Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
37. | Подача мяча по зонам. Закрепление подачи мяча. Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
38. | Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым правилам. | | |
39. | Прыжки со скакалкой. Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым правилам. | | |
40. | Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости. | | |
41. | Блокирование нападающего броска с передачи. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. | | |
42. | Обучение приему мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. | | |
43. | Прием мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. | | |
44. | Закрепление нападающего броска. Прием и передача мяча снизу. Игра. | | |
45. | Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление приема мяча от сетки. Игра. | | |
46. | Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление нападающего броска со второй линии. Закрепление приема мяча от сетки. | | |
47. | Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра. | | |
48. | Прием мяча в падении. Передача мяча. Закрепление приема мяча от сетки. Игра. | | |
49. | Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей | | |
50. | Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Игра. | | |
51. | Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. Приём мяча на месте и после перемещения. | | |
52. | Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. Учебно-тренировочная игра. | | |
53. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами. | | |
54. | Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра. | | |
55. | Обучение действиям игрока в защите. Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. Формирование навыков командных действий. | | |
56. | Формирование навыков командных действий. Игра. | | |
57. | Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. Подачи. Игра. | | |
58. | Действия игроков в защите. Формирование навыков командных действий. | | |
59. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. Закрепление технических приёмов в защите. | | |
60. | Закрепление технических приёмов в защите. Подача и прием с подачи. Учебная игра. | | |
61. | Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию. Учебная игра. | | |
62. | Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. Учебная игра. | | |
63. | Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. Учебная игра. | | |
64. | Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. Упражнения с набивными мячами. | | |
65. | Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи. Учебная игра. | | |
66. | Закрепление тактических действий при выполнении подач и передач. Судейство. | | |
67. | Учебно-тренировочная игра. Судейство. | | |
68. | Учебная игра по правилам соревнований. Судейство. | | |
Список литературы:
Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1–11 классов \ В.И.Лях, Внеурочная деятельность учащихся.
Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Упражнения и игры с мячами.2002г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006г.