- Настоящая программа разработана на основе факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.: Вента – Граф, 2012г..
-Основной образовательной программы МБОУ «СОШ№2» начального общего образования на 2016-2020г.г.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования.
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
В соответствии с Годовым календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год, утвержденный на заседании педагогического совета от 29 августа 2017 года (протокол №1), 35 учебная неделя отводится на экскурсии по предметам.
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,проведение математических игр,опросники,анкетированиепсихолого-диагностические методики.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,активность,аккуратность,творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
№ | Тема | К.ч. | Основные формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | Дата | Примечание |
план | факт |
Путешествие в прошлое. 2ч |
1 | Организационное занятие. История о нуле. | 1 | История о нуле. Арабские цифры, римская нумерация. | | 1н | | |
2 | Арабские цифры, римская нумерация. Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 | История о нуле. Арабские цифры, римская нумерация. | Проект «Магия числа» | 1н | | |
Числа. Арифметические действия. 5ч |
3 | Числа от 1 до 100. | 1 | Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 2н | | |
4 | Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | Проект составление сборника «Числовые головоломки, ребусы» | 2н | | |
5 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Занимательные задания с римскими цифрами. | Задачи, имеющие несколько решений. | 3н | | |
6 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Занимательные задания с римскими цифрами. | Задачи, имеющие несколько решений. | 3н | | |
7 | Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. | 1 | Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | Задачи, имеющие несколько решений. | 4н | | |
Закономерности. 6ч |
8 | Установление числовых закономерностей. | 1 | Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу. | Записьь числовой последовательности | 4н | | |
9 | Установление числовых закономерностей | 1 | Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу. | записиь числовой последовательности | 5н | | |
10 | Установление геометрических закономерностей | 1 | Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу. | записьь числовой последовательности | 5н | | |
11 | Установление геометрических закономерностей | 1 | Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу. | записьь числовой последовательности | 6н | | |
12 | Составление закономерностей. | 1 | Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу. | Творческая работа | 6н | | |
13 | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | Решение задач на упорядочивание множеств. Находить закономерность в записи числовой последователь-ности и продолжать её по тому же правилу. | Решение задач | 7н | | |
Геометрия 6 ч. |
14 | Поверхности. Линии. Точки. | 1 | Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. | Практическая работа | 7н | | |
15 | Углы. Виды углов. | 1 | Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии. | Практическая работа | 8н | | |
16 | Углы. Виды углов. | 1 | Углы. Многоугольники. Многогранники. поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. | Практическая работа | 8н | | |
17 | Многоугольники. | 1 | Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии. | Практическая работа | 9н | | |
18 | Многогранники. Формировать умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских фигурах и поверхностях многогранников.. | 1 | продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских фигурах. | Практическая работа | 9н | | |
19 | Многогранники. | 1 | продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии. | Практическая работа. | 10н | | |
Комбинаторика.5 ч. |
20 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотично) | 1 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц. | Решение задач | 10н | | |
21 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотично) | 1 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц. | Решение задач | 11н | | |
22 | Решение комбинаторных задач по представлению. | 1 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц. | Решение задач | 11н | | |
23 | Решение комбинаторных задач с помощью таблицы. | 1 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц. | Решение задач | 12н | | |
24 | «Создаём комбинаторные задачи». | 1 | Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц. | Творческая работа | 12н | | |
Мир занимательных задач. 5ч |
25 | Решение логических задач на сложение | 1 | Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. | Головоломки | 13н | | |
26 | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 1 | Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. | Головоломки | 13н | | |
27 | Решение задач на развитие смекалки | 1 | Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. | Головоломки | 14н | | |
28 | Нестандартные задачи на взвешивание и перемешивание. | 1 | Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. | Головоломки | 14н | | |
29 | Решение олимпиадных задач. | 1 | Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. | Презентация | 15н | | |
Математические игры. 5ч |
30 | «Космическое путешествие» | 1 | Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания математических правил. Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. | Игра | 15н | | |
31 | Математический КВН. | 1 | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | Математический КВН. | 16н | | |
32 | Математический блиц-турнир | 1 | Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | Блиц -турнир | 16н | | |
33 | Конкурс смекалистых. | 1 | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. | Конкурс | 17н | | |
34 | Математические игры. | 1 | Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | Игра | 17н | | |
Путешествие в прошлое. 2ч |
35 | Организационное занятие. Развитие математических знаний на Руси. | 1 | Развитие математических знаний на Руси. Счёты и их происхождение. | Презентация | 18н | | |
36 | Счёты и их происхождение | 1 | Развитие математических знаний на Руси. Счёты и их происхождение. | Презентация | 18н | | |
Числа. Арифметические действия. 5ч |
37 | Числа от 1 до 1000. Свойства сложения. | 1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Игры: "Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами", "Математический кроссворд". | 19н | | |
38 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Магия чисел. | 1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. | Игра "Думай, считай, отгадывай". | 19н | | |
39 | Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Решение примеров на все случаи умножения и деления. | 1 | Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Проведение игр "Сколько получилось", "Угадывание чисел", "Решение нестандартных задач". | Игры "Лабиринт", "Делится или нет" | 20н | | |
40 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. | Задачи повышенной сложности | 20н | | |
41 | Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости на 2,3,4,5,6,8,9. | 1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. | Внетабличное умножение и деление. разные головоломки. | 21н | | |
Закономерности. 4ч |
42 | Закономерность расположения чисел, продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. | 1 | Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод. | Практическая работа | 21н | | |
43 | Закономерность расположения чисел, продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. | 1 | Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод. | Практическая работа | 22н | | |
44 | Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел | 1 | Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод. | Практическая работа | 22н | | |
45 | Закономерности в геометрическом узоре. | 1 | Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод. | Проект «Создаём свой геометрический узор». | 23н | | |
Комбинаторика. 4ч |
46 | Решение комбинаторных задач способом перебора (системного) | 1 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов, с помощью таблиц | Решение задач | 23н | | |
47 | Решение комбинаторных задач по представлению. | 1 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов, с помощью таблиц | Решение задач | 24н | | |
48 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов. | 1 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов, с помощью таблиц | Решение задач | 24н | | |
49 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов. | 1 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов, с помощью таблиц | Решение задач | 25н | | |
Мир занимательных задач. 5ч |
50 | Логические задачи. | 1 | Решение задач нетрадиционными способами; | Решение задач | 25н | | |
51 | Решение задач на сообразительность | 1 | Решение задач нетрадиционными способами; | Решение задач | 26н | | |
52 | Решение задач на сообразительность | 1 | Решение задач нетрадиционными способами; | Решение задач | 26н | | |
53 | Решение логических задач на развитие смекалки | 1 | Решение задач нетрадиционными способами; | Решение задач | 27н | | |
54 | Решение олимпиадных задач | 1 | Решение задач нетрадиционными способами; | Решение задач | 27н | | |
Геометрия. 5 ч. |
55 | Кривые и плоские поверхности | 1 | Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). | Практическая работа | 28н | | |
56 | Кривые и плоские поверхности | 1 | Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). | | 28н | | |
57 | Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар) | 1 | Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). | Практическая работа | 29н | | |
58 | Окружность, круг. Пересечение фигур на плоскости | 1 | Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости | Практическая работа | 29н | | |
59 | Творческий проект «конструируем геометрические фигуры». | 1 | Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве. | Творческий проект | 30н | | |
Математические игры. 9 ч. |
60 | Решение нестандартных задач на время и монеты | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Решение задач | 30н | | |
61 | Задачи повышенной сложности. | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Решение олимпиадных задач. | 31н | | |
62 | Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Решение задач | 31н | | |
63 | Решение нестандартных задач на распиливание и на разрезание | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Решение задач | 32н | | |
64 | Математическая олимпиада. | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Математическая олимпиада. | 32н | | |
65 | Нестандартные задачи на распиливание и на разрезание | 1 | Отрабатывать решение нестандартных задач, задач повышенной сложности. | Нестандартные задачи | 33н | | |
66 | Математическая игра | 1 | Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады. Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. | Игра | 33н | | |
67 | Логические задачи. | 1 | Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | Числовые головоломки | 34н | | |
68 | Викторина «Своя игра». | 1 | Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | Числовые головоломки | 34н | | |