СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Конституционное право". 9 класс

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлено планирование по изучению Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, ветвей власти, их полномочий

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Конституционное право". 9 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. Ф. АЛЕШИНА»

216410, Смоленская область, п.Шумячи, ул.Садовая,41 телефон/факс: (8-48133) 4-24-56; e-mail: shsс[email protected] ИНН 6720002475, КПП 672001001

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «__» __________ 20____г

Протокол № _________


Утверждаю:

Директор ________________________

____________________________/ФИО/

«___» ___________ 20___г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Конституционное право»

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 15-16 лет

Класс: 9класс

Количество детей в группе: 10

Срок реализации: 9 месяцев.

Количество часов: 33 часа

Составитель: Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

п. Шумячи 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. В настоящее время взаимоотношения гражданина России с государством и обществом выходят на новый уровень. Граждане получили больше возможностей реализовывать себя в различных сферах общественной жизни, но в то же время возросла и ответственность за свою деятельность. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Современные ценностные ориентиры общества находят выражение в Конституции РФ. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.

В связи с этим весьма актуальным является детальное изучение Конституции РФ в рамках курса “Конституционное право”. Данный курс предполагает теоретическое и практическое изучение основных положений Конституции РФ. В основной школе выделяется недостаточное количество часов на изучение основного закона государства. Учащиеся поверхностно знакомятся с Конституцией РФ, и потому имеют смутные представления о многих положениях данного нормативного акта. Это не может не сказаться на подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, в котором обязательными являются вопросы, направленные на проверку знаний выпускников основ конституционного строя РФ.

Изучение данного курса способствует воспитанию и формированию нового поколения граждан с активной гражданской позицией и развитой правовой культурой.

Курс рассчитан на 33 учебных часа ,из расчета 1час в неделю.


Цель курса – углубленное изучение основ конституционного строя РФ, организации публичной власти, конституционного статуса личности, форм государственно-территориального устройства, систем государственных органов и органов местного самоуправления.


Задачи курса.

  • Детальное изучение Конституции РФ.

  • Формирование у обучаемых комплекса знаний об основах конституционного строя РФ, правах и обязанностях человека и гражданина, о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации.

  • Обеспечение понимания ценности прав и свобод человека и гражданина, знание конституционных средств и механизмов их обеспечения и защиты.

  • Формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

  • Развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

  • Воспитание гражданина демократического государства.

  • Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.

  • Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.




1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Личностные результаты:

  • гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституцион­ные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловече­ские гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультур­ном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и мо­рали;

  • постановка и формулирование собственных задач в образова­тельной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставление полученного результата деятельности с по­ставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • обобщенные способы решения задач, в том числе умение осу­ществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;

  • использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а так же противоречий, выявленных в информационных источни­ках;

  • критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;

  • целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (ге­нератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

  • способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зре­ния с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая лич­ностных оценочных суждений.

Предметные результаты :

  • знание содержания различных теорий происхождения государства;

  • сравнение различных форм государства;

  • умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в общей структуре;

  • соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;

  • применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффектив­ной реализации своих прав и законных интересов;

  • оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;

  • сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем (семей);

  • умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;

  • характеристика особенностей системы российского права;

  • различение форм реализации права;

  • выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;

  • оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

  • способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, при­меняемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

  • выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;

  • умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридиче­ских лиц в соответствии с положениями Конституции Рос­сийской Федерации;

  • сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;

  • оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;

  • характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

  • способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;

  • умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;

  • умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правитель­ства Российской Федерации;

  • способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;

  • характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;

  • выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;

  • характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;

  • определение места международного права в отраслевой систе­ме права; характеристика субъектов международного права;

  • умение различать способы мирного разрешения споров;

  • способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

  • сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;

  • дифференцирование участников вооруженных конфликтов;

  • различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; умение называть виды запре­щенных средств и методов ведения военных действий;

  • выделение структурных элементов системы российского законодательства;

  • анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в сфере гражданского права;

  • умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, вы­являть их преимущества и недостатки;

  • способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

  • умение различать формы наследования;

  • различение видов и форм сделок в Российской Федерации;

  • выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

  • анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и расторжения брака;

  • умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

  • способность выделять права и обязанности членов семьи;

  • характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права, определение правового статуса участ­ников трудовых правоотношений;

  • проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;

  • способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

  • дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;

  • умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать при­мерами порядок и условия привлечения к уголовной и адми­нистративной ответственности несовершеннолетних;

  • целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;

  • в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;

  • соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

  • применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;

  • дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;

  • проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение право­вых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;

  • способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;

  • умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с ис­пользованием нормативных актов;

  • возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;

  • сравнительный анализ различных теорий государства и права;

  • дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;

  • оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;

  • понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

  • классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

  • толкование государственно-правовых явлений и процессов;

  • сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;

  • умение различать принципы и виды правотворчества;

  • способность описывать этапы становления парламентаризма в России;

  • сравнение различных видов избирательных систем;

  • анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных международных отношениях;

  • выделение основных международно-правовых актов, регули­рующих отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

  • оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;



Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, практические и самостоятельные работы обучаемых.

Следует отметить, что практические работы направлены на самостоятельное изучение учащимися Конституции РФ и других нормативных актов. С целью активизации познавательных возможностей учащихся при изучении курса программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения (прежде всего Интернет-ресурсов).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»


Понятие, предмет и источники конституционного права. Понятие предмета конституционного права. Конституционно-правовые режимы: понятие, особенности, виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Источники конституционного права РФ. Система конституционного права (гуманитарное, избирательное, парламентское, муниципальное право и иные подотрасли конституционного права). Понятие конституционализма.

Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ. Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.

Исторические этапы развития конституционного права РФ. Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября – начало демократического конституционализма. 1906 г. – принятие «Основных государственных законов Российской империи». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности. 1922 г. – образование СССР. Конституции СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная система и государственные символы. 7 октября 1977 г. – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей. Конституция 1993 г.

Основы конституционного строя. Конституционные характеристики РФ. Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание второй главы Конституции РФ. Виды прав человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых, Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Федеративное устройство России. Формы территориально-государственного устройства. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ.

Правовой статус субъекта РФ. Предметы ведения субъектов и гарантии их прав. Правовой статус субъектов РФ, особенности его применительно к республикам и автономиям. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основания для федерального вмешательства в права субъектов. Проблема сепаратизма.

Общая характеристика органов государственной власти в РФ. Понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти. Принципы организации и деятельности органов государственной власти. Конституционна система органов государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, порядок его избрания и компетенция. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание РФ. Двухпалатная структура парламента РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Порядок формирования и состав Правительства. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.

Судебная власть Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Итоговое обобщение. Контрольное тестирование (1 час).

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащийся должен знать:

  • Основы конституционного строя РФ

  • Принципы формирования и полномочия высших государственных органов РФ

  • Права и обязанности граждан

  • Основы государственного устройства РФ



Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно работать с юридическим документом

  • анализировать правовые документы

  • выделять на основании законов основные его положения,

  • аргументировать свой ответ, вести дискуссию.




Календарный учебный график

Место проведения занятий - центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»

урока

Тема урока

Форма оранизации

Форма контроля

Сроки

Виды деятельности

Конституционное право Российской Федерации (6 часов)


1.

Понятие, предмет и источники конституционного права.

Лекция.

наблюдение

сентябрь

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать основы конституционного строя России.

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения.

2.

Понятие конституции.

Практическое занятие.

Письменный опрос

сентябрь

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать основы конституционного строя России.

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения.

3.

Исторические этапы развития конституционного права РФ.

Лекция.

Устный опрос

сентябрь

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать основы конституционного строя России.

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения.

4.

Конституции 1993г. Общая характеристика Конституции РФ.

Лекция.

Устный опрос

сентябрь

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать основы конституционного строя России.

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения.

5.

Конституция - основной закон государства.

Практическое занятие.

Письменный опрос

октябрь

Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Знать основные положения урока

6.

Конституционное право Российской Федерации.

Контрольное тестирование № 1.

Письменный опрос

октябрь

Контроль знаний учащихся

Основы конституционного строя Российской Федерации (6 часов)

7.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Лекция.

Устный опрос

октябрь

Знать основные положения урока: что такое федерация и конфедерация.

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

8.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

ноябрь

Знать основные положения урока: что такое федерация и конфедерация.

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

9.

Республиканская форма правления.

Россия - демократическое правовое государство.

Гражданское общество.

Лекция.

Устный опрос

ноябрь

Знать основные положения урока: что такое федерация и конфедерация.

Уметь анализировать. Делать выводы

10.

Республиканская форма правления.

Россия - демократическое правовое государство.

Гражданское общество.

Практическое занятие.

Письменный опрос

ноябрь

Знать основные положения урока: что такое федерация и конфедерация.

Уметь анализировать. Делать выводы

11.

Республиканская форма правления.

Россия - демократическое правовое государство.

Гражданское общество.

Практическое занятие.


декабрь

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

12.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Контрольное тестирование № 2.

Письменный опрос

декабрь

Контроль знаний учащихся

Власть в Российской Федерации (16 часов)

13.

Президент Российской Федерации.

Лекция.

беседа

декабрь

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать. Делать выводы

14.

Президент Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

декабрь

Отвечать на вопросы .Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом, выделять главное.

15.

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Совет Федерации.

Лекция.

Устный опрос

январь

Знать основные положения урока – какова роль органов представительной власти.


16.

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Государственная Дума.

Лекция.

Устный опрос

январь


17.

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

январь

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное.

18.

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

февраль

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное.

19.

Правительство Российской Федерации.

Лекция.

Устный опрос

февраль

Знать основные положения урока о составе правительства РФ

20.

Правительство Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

февраль

Знать основные положения урока о составе правительства РФ

21.

Правительство Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

февраль

Уметь анализировать. Делать выводы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее

22.

Судебная власть Российской Федерации.

Лекция.

Устный опрос

март

Знать основные положения урока об особенностях судебной системы РФ.


23.

Судебная власть Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

март

Уметь анализировать. Делать выводы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее

24.

Местное самоуправление. Исполнительная власть на местах.

Избирательная система Российской Федерации.

Лекция.

Устный опрос

март

Знать основные положения урока о функциях и роли органов местного самоуправления.


25.

Местное самоуправление. Исполнительная власть на местах.

Избирательная система Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

март

Знать основные положения урока о функциях и роли органов местного самоуправления. Уметь анализировать. Делать выводы.


26.

Власть в Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

апрель

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать.

Делать выводы.


27.

Власть в Российской Федерации.

Практическое занятие.

Письменный опрос

апрель

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать.

Делать выводы.


28.

Власть в Российской Федерации.

Контрольное тестирование № 3.

Контрольная работа

апрель

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать.

Делать выв Отвечать на вопросы. оды.


Конституция о правах и обязанностях граждан России (5 часов)

29.

Правовой статус личности в РФ.

Гражданство в РФ.

Лекция.

Устный опрос

апрель

Знать основные положения урока о системе гражданских прав человека.

Уметь анализировать. Делать выводы.

30.

Права и свободы в РФ.

Основные обязанности граждан РФ.

Система органов защиты прав человека в Р.Ф.

Международная защита прав человека.

Лекция.

Устный опрос

май

Знать основные положения урока о системе гражданских прав человека.

Знать основные положения урока – о международных документах по правам человека.

31.

Конституция о правах и обязанностях граждан России.

Практическое занятие.

Письменный опрос

май

Знать основные положения урока о системе прав и обязанностей человека и гражданина.


32.

Конституция о правах и обязанностях граждан России.

Контрольное тестирование № 4

Письменный опрос

май

Знать основные положения урока о системе прав и обязанностей человека и гражданина.


33.

Повторение. Конституционное право Российской Федерации. Итоговое обощение

Практическое занятие.

Письменный опрос

май

Уметь анализировать. Делать в Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные выводы.















Литература

1.Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

2.Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник учащегося/ Авт. коллектив: В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, А.Ю.Юдин и др. – М., 2004.

3.Основы государства и права России. Для преподавателей (методические рекомендации, задания и тесты)/ сост. М.Н.Козюк.- Волгоград: Учитель, 2007.

4.Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: альбом таблиц и схем. – М.,1998.

5.Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003.

6.Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. акад. О. Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. 

7.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М. Юрист, переизданное, 2018год.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://iboo.ru/7240.htm Учебник М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации».

http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm Книги по юриспруденции

http://www.legalref.ru/rc/?cat=16 учебники и лекции по Конституционному праву






























































Дидактические материалы к элективному курсу «Конституционное право».

Задания для самостоятельной работы

  1. Сколько конституций было принято в истории России? Как принималась действующая конституция?

  2. Перечислите основные идеи преамбулы Конституции России 1993 г.

  3. Сколько разделов, глав и статей содержит конституция?

  4. Нарисуйте схему высших органов государственной власти РФ согласно принципу разделения властей. Назовите руководителей.

  5. Перечислите все виды субъектов Российской Федерации, приведите примеры.

  6. Перечислите основные элементы конституционного статуса субъектов федерации.

  7. Перечислите все основные принципы правовой системы России, указанные в ст.15 и ст.76 Конституции РФ.

  8. Перечислите основные положения правового статуса президента РФ.

  9. Нарисуйте схему основных стадий законодательной процедуры в Российской Федерации.

  10. Перечислите и дайте характеристику основным принципам избирательного права Российской Федерации.

  11. Перечислите основные принципы судебной системы Российской Федерации. Кто может стать судьёй в России?

  12. Какие органы местного самоуправления существуют в Краснодарском крае? Какие вопросы они решают?

  13. Каков порядок внесения поправок в Конституцию РФ? В какую статью конституции проще всего внести поправки? Каков порядок пересмотра Конституции РФ?

Таблицы и схемы для закрепления и лабораторных работ

1. Заполните схему «Основные даты и история развития Конституции России».

В истории Российской Федерации
насчитывается пять конституций

Задание 2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки Конституции 12 декабря 1993 г.

Достоинства

Недостатки











Задание 3. Заполните недостающие звенья в схеме «Источники права Российской Федерации».

Задание 4. Заполните таблицу «Формы государственного устройства».

Вопросы

Федерация

Конфедерация

Унитарное государство

Состав




Степень самостоятельности




Государства




Задание 5. Заполните схему «Типы субъектов РФ».

Задание 6. Заполните таблицу, используя ст. 65 Конституции РФ.

Виды субъектов РФ

Количество













Задание 7. Заполните таблицу.

Предмет ведения

Российской Федерации

субъектов РФ













Задание 8. Заполните таблицу «Права человека и гражданина»

Гражданские права

Политические права

Экономические, социальные и культурные права




Задание 9. «Полномочия Президента РФ».

В области законодательной власти

В области исполнительной власти

В области

судебной власти

В области обороны и

безопасности

В отношении обороны граждан










Задание 10. Проанализируйте ст. 94–96, 99, 100, 102, 103, 105, 106 Конституции РФ и составьте схему «Федеральное Собрание РФ».

Задание 11. Заполните схему «Полномочия правительства РФ».

Задание 12. Заполните схему «Судебная власть».













КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговый тест


  1. Высшим и непосредственным выражением власти народа является

а) Президент Российской Федерации;

б) Государственная Дума Российской Федерации;

в) референдум, свободные выборы;

г) нет правильного ответа.


  1. Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

а) Правительство Российской Федерации;

б) Федеральное Собрание Российской Федерации;

в) Конституционный Суд Российской Федерации;

г) Президент Российской Федерации.


  1. К задачам Правительства Российской Федерации относятся:

а) забота о финансах страны;

б) утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения;

в) назначение и отстранение от должности председателя Центрального банка РФ;

г) утверждение законов Российской Федерации.


  1. Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

а) министр обороны;

б) начальник Генерального штаба;

в) Президент РФ;

г) Председатель Государственной Думы Российской Федерации.


  1. Органы местного самоуправления

а) входят в систему органов государственной власти Российской Федерации;

б) входят в систему органов государственной власти Удмуртской Республики;

в) самостоятельны;

г) нет правильного ответа.


  1. Отлагательное вето, т.е. право вернуть принятый Федеральным Собранием закон для повторного рассмотрения, принадлежит:

а) Президенту РФ;

б) премьер – министру РФ;

в) Генеральному прокурору РФ;

г) председателю Конституционного Суда РФ.


  1. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом России:

а) по разрешению экономических вопросов;

б) по разрешению дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ;

в) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, попадающим в сферу общей юрисдикции;

г) нет правильного ответа


  1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и

а) уставом республики;

б) конституцией республики;

в) федеральным законом;

г) нет правильного ответа.


  1. В Российской Федерации признается

а) идеология ведущей политической партии;

б) государственная идеология;

в) идеологическое многообразие;

г) нет правильного ответа.


  1. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

а) с 21 года;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет;

г) нет правильного ответа.


  1. Органы местного самоуправления в РФ:

а) решают вопросы местного значения;

б) решают вопросы федерального бюджета;

в) принимают местные законы;

г) организуют проведение Референдума.


  1. Гражданство России является:

а) единым;

б) двойным;

в) равным, независимо от оснований приобретения;

г) международным.


  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший:

а) 18 лет;

б) 21 год;

в) 25 лет;

г) 35 лет.


  1. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  1. Защита Отечества

  2. Право на жизнь

  3. Право собираться мирно

  4. Забота о сохранении исторического и культурного наследия

  5. Право на благоприятную окружающую среду

  6. Забота о детях, их воспитание

  1. Права

  2. Обязанности







  1. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Назначение Председателя Правительства РФ

  2. Назначение Генерального прокурора РФ

  3. Назначение Уполномоченного по правам человека

  4. Назначение выборов Президента РФ

  5. Объявление амнистии

  6. Назначение выборов Государственной Думы

  7. Осуществление помилования

  1. Совет Федерации

  2. Государственная Дума

  3. Президент


  1. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Конституция РФ.


Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть ____1______ федеративное _____2____ государство с _____3_____ формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность ____4______.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный _____5_____ .

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______6_______и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

  1. Общество

  2. Государство

  3. Народ

  4. Правовой

  5. Демократический

  6. Республиканский

  7. Референдум

  8. Суверенитет

  1. Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Конституция РФ.


Статья 15



1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


Задания к тексту:

  1. Какое место в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ? Найдите ответ в тексте и выпишите предложение, содержащее данную информацию.

  2. Найдите в тексте и выпишите, кто обязан соблюдать Конституцию РФ?

  3. В Конституции РФ говорится, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Какие международные документы по защите прав человека легли в основу Конституции РФ?



















Рецензия


на программу элективного курса «Конституционное право»

учителя обществознания МКОУ «Одесская средняя общеобразовательная

школа №1» Одесского муниципального района Омской области

Бородавкиной Ирины Александровны


Актуальность элективного курса «Конституционное право» продиктована необходимостью формирования правовой культуры в условиях становления гражданского общества и правового государства в России, новых геополитических реалий. В связи с этим весьма важным является детальное изучение Конституции РФ. Данный курс предполагает теоретическое и практическое изучение основных положений Конституции РФ. В основной школе выделяется недостаточное количество часов на изучение основного закона государства. Учащиеся поверхностно знакомятся с Конституцией РФ, и потому имеют смутные представления о многих положениях данного нормативного акта. Это не может не сказаться на подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, в котором обязательными являются вопросы, направленные на проверку знаний выпускников основ конституционного строя РФ.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (17 учебных недель), из расчета 2 часа в неделю.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089), пособия «Правоведение. Изучаем конституцию: элективный курс/ авт. -сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007».

Программа является адаптированной.

Написание программы продиктовано нуждами учебного процесса.

Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к подготовке выпускников, список литературы, календарно-тематический план.

Программа оформлена в соответствии с предъявленными требованиями.

В пояснительной записке отражена основная идея программы.

В программе элективного курса реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учтены межпредметные связи. Структура программы логична. Разбираются теоретические вопросы тем, полученные знания закрепляются на практике.

Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала, практические и контрольные работы.

В целом рецензируемая программа заслуживает высокой оценки, она хорошо продумана и ориентирована на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Программа может быть рекомендована для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений.


Экспертная оценка программы элективного курса


№№

Критерии оценки / баллы

0

1

2

3

Примечание

1

Степень новизны для учащегося



+



2

Мотивирующий потенциал программы




+


3

Развивающий потенциал программы




+


4

Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся




+


5

Наличие здоровьесберегающих характеристик



+



6

Полнота содержания




+


7

Связность и систематичность изложенного материала




+


8

Адекватность методов обучения типу курсов




+


9

Степень контролируемости




+


10

Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов




+


11

Наличие в структуре программы необходимых разделов:

- пояснительная записка ( с обязательным указанием вида элективного курса*, целеполагания, возможной формы оценки результатов освоения элективного курса, возможной формы итоговой аттестации учащихся по окончании курса);

- поурочно-тематического плана;

- описания возможной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса




+


12

Наличие краткой аннотации, адресованной учащимся и их родителям (в первую очередь – для программы 9 классов).



+




Итого:




33



Ф.И.О., должность рецензента___________________________________________________

Подпись _________________

Дата:_____________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!