Министерство образования Республики Башкортостан
отдел образования администрации муниципального района Федоровский район
Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий
Утверждаю:
Директор РСДЮТЭ:_________
(Дунина Е.Ф..)
Авторская программа
экологического объединения
«Юный эколог»
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей от 12 до 16 лет.
Разработала : Шишкина О.Д.
педагог дополнительного образования РСДЮТЭ
с Федоровка- 2019.
Пояснительная записка.
Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека – глобальные проблемы сегодняшнего дня, которые требуют неотложного решения. Ответственное и бережное отношение к природе должно прийти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена эта программа.
Учебная авторская программа направлена на творческую работу с целью углубленного изучения и исследования какой-либо экологической проблемы или постановки долгосрочного опыта (эксперимента). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, экскурсий, семинаров, конференций.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися в процессе изучения данного курса, могут впоследствии использоваться ими в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в Вузы на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в формировании экологической культуры, столь необходимой в современном мире.
Изучение данной программы способствует формированию мировоззрения учащихся, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, экологической грамотности и стремлению к здоровому образу жизни. Обучение учащихся в данной программе нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся , развитие заинтересованности в продолжении образования.Всё это способствует формированию личности, максимально адаптированной в социуме.
Учебные материалы настоящей программы рассчитаны на обучение школьников 12-16 лет (7-10 классы).
Обучение ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития творческой и активной личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Цели: показать учащимся роль экологии в окружающих дисциплинах; расширение знаний учащихся, изучение флоры и фауны своей малой Родины, уметь различать растения различных растительных сообществ; научить работать со специальной литературой.
Основные задачи курса:
- раскрыть роль экологических знаний в современном мире, в решении глобальных проблем человечества;
- расширить познавательные интересы учащихся;
- развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
- научить работать самостоятельно в Интернете, с энциклопедиями, специальной литературой;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- познакомить учащихся с глобальными проблемами и путями их решения;
- формировать умение учащихся анализировать ситуацию и делать выводы.
Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа, экскурсия, ролевая игра.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Учебная программа рассчитана на 2 года обучения. За два года обучения учащиеся получают не только специфические знания и навыки по экологии, но и приобретают умение описывать растительные сообщества, водоемы, птиц, насекомых и др.
Всего за первый год обучения – 68 часов, за второй – 68 часов.
Требования к знаниям и умениям
После изучения данной программы учащиеся должны знать:
- основные виды загрязнения окружающей среды;
- основные экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы;
- основные растительные сообщества родного края;
- основные экологические понятия , понятия флористики, энтомологии, орнитологии;
- основы лесоведения и лесоводства; об основных видах мониторинга загрязнений окружающей среды;
- основных представителей флоры и фауны района;
- вещества- загрязнители и последствия их воздействия на биосферу и живые существа.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинно- следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, которые оно за собой влечет;
- выдвигать гипотезы путей выхода из сложившихся экологических ситуаций и прогнозировать их;
- грамотно проводить эксперименты экологической направленности;
- определять растения, грибы, животных по определителю и по внешнему виду;
- определять луговую, степную растительность; растительность болот, хвойных и широколиственных лесов;
- пользоваться компасом и двигаться по маршруту, ориентироваться на местности с помощью компаса, карты.
: Содержание программы первого года обучения:
Тема №1 Вводная лекция.
Беседа о науке экологии и о работе кружка. Рассказы об интересных походах, экскурсиях, путешествиях. Показ фотографий. Экологические законы.
Тема №2 Природа родного края, его история.
Климат, растительный и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые, памятники природы. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы и окружающей среды.
Ведение путевых записей: личный и групповой дневники. Фотографирование.
Практическое занятие: составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. Фотографирование. Оформление отчетов, альбомов, выставок.
Тема №3 Работа с практическими работами.
Вводное занятие. Постановка цели и задачи. Обзор литературы по выбранным темам. Выбор методики исследования и сбор первоначального материала. Экскурсии, походы по темам творческих работ. Написание вводной и основной частей исследовательской работы. Защита творческих работ на конференции.
Тема №4 Растительное сообщество и методы его изучения. Фитоценоз.
Фитоценоз. Изучение состава и структуры фитоценоза методом заложения пробной площадки. Экотоп. Состав фитоценоза. Формула древостоя. Ярусность. Определение высоты растений различными способами.
Тема №5.Изучение смены растительного сообщества в пространстве методом экологических рядов.
Сукцессия. Основные пояса водоемов. Экологические ряды.
Тема №6. Изучение закономерностей пространственного распределения фитоценозов методом геоботанического профилирования.
Составление карты-схемы. Описание геоботанического профиля.
Тема №7. Растительность еловых лесов.
Экологические особенности ели. Флористический состав ельников.
Тема №8. Растительность сосновых лесов.
Экологические свойства сосны. Флора боров. Экологические группы растений. Разнообразие сосновых лесов. Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, ксерогигрофиты.
Тема №9. Антропогенные изменения в хвойных лесах. Растительность мелколиственных лесов.
Пионерная роль мелколиственных лесов. Березовые леса. Осиновые леса, ольшаники. Флористический состав.
Тема №10. Растительность широколиственных лесов.
Формации широколиственных лесов. Экологические особенности широколиственных лесообразующих пород. Растения травяного покрова широколиственного леса. Растительность и разнообразие широколиственных лесов.
Тема №11. Растительность елово-широколиственных лесов.
Строение древесного яруса, надпочвенный покров. Экологические свойства. Нарушения в процессе хозяйственного использования.
Тема №12. Растительность лугов.
Видовое разнообразие луга. Дернина. Корневищные злаки. Типы лугов. Выделение луговых ассоциаций. Оценка продуктивности луга.
Тема №13. Растительность степей.
Видовое разнообразие степной растительности. Группы жизненных форм. Приспособления растений.
Тема №14. Растительность болот.
Образование болот. Типы болот. Экологические особенности болтных растений. Использование болот.
Тема №15 Экскурсии в ближайшие окрестности.
Изучение флоры и фауны окрестностей.
Тематический учебный план первого года обучения
№ п/п | Тема занятия | Лекции, семинары | Экскурсии, практ. занятия | Общее число часов |
1 | Вводная лекция | 1 | - | 1 |
2 | Природа родного края | 1 | 1 | 2 |
3 | Растительное сообщество и методы его изучения | 1 | 1 | 2 |
4 | Охрана природы и заповедное дело | 1 | 1 | 2 |
5 | Сукцессии. Изучение смен растительных сообществ. | 1 | - | 1 |
6 | Растительность еловых лесов | 1 | - | 1 |
7 | Растительность сосновых лесов | 1 | - | 1 |
8 | Растительность мелколиственных лесов | 1 | - | 1 |
9 | Антропогенное воздействие на лес | 1 | 1 | 2 |
10 | Растительность широколиственных лесов | 1 | - | 1 |
11 | Работа с исследовательскими работами | 20 | 10 | 30 |
12 | Растительность лугов | 1 | 1 | 2 |
13 | Растительность степей | 1 | 1 | 2 |
14 | Растительность болот | 1 | - | 1 |
15 | Экскурсии по ближайшим окрестностям | - | 10 | 10 |
16 | Почва- среда обитания различных организмов | 1 | 1 | 2 |
17 | Экскурсия на метеостанцию | - | 2 | 2 |
18 | Изучение следов животных | 1 | 2 | 3 |
9 | Дары природы | 2 | - | 2 |
| Всего часов | 37 | 31 | 68 |
Содержание программы второго года обучения:
Тема №1. Вводная лекция
Инструктаж по технике безопасности. План работы кружка.
Тема №2,3,4,5- Экскурсии в лес, рыбхоз «Балык», на родник.
Тема № 6. Работа с исследовательскими работами.
Постановка цели и составление плана исследовательских работ. Обзор литературы по выбранным темам. Описание исследований и их результатов.
Тема №7. Флористика.
Определение видов растений, характерных для природы родных зон своего региона и космополитов. Приспособления растений к жизни в лесу. Сезонные явления в жизни растений разных видов.
Тема №8. Геоботаника.
Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке в лесу. Основные понятия и закономерность лесной фитоценологии. Фитоценоз, ярусы, консорция, сукцессионные ряды.
Тема №9. Лесные Робинзоны.
Ориентирование без карты и компаса. Прогноз погоды по природным приметам. Отличие съедобных ягод от ядовитых. Использование лекарственных растений и дикорастущих ягод в жизни человека.
Тема №10. Орнитология.
Определение видов птиц визуально (в природе) и в тушке. Определение птиц по голосам и гнездам, экологические особенности лесных видов, сезонные явления в жизни птиц разных видов.
Тема №11. Энтомология.
Определение насекомых и нанесенных ими повреждений, общие сведения о насекомых; основные отряды и экологические группы насекомых.
Тема №12. Картография и топография.
Работа с картой и компасом. Проведение глазомерной съемки. Составление общеэкологической карты представленного участка.
Тема №13. Почвоведение.
Описание типов почв. Описание предложенного почвенного разреза.
Тема №14. Лесоведение и лесоводство.
Сроки посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест; время, сроки и правила хранения, умение определять 5 пород деревьев и кустарников по семенам. Элементы лесонасаждения. Определение высоты дерева, возраста лесных культур.
Тема №15. Экология.
Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действия на организм, популяции, экосистема, сукцессии, цени питания). Основные экологические термины, понятия, правила.
Тема №16. Экскурсии по экологии. –скала -речка -свалка.
Тематический учебный план второго года обучения
№ п/п | Тема занятия | Лекции, семинары | Экскурсии, практические занятия | Общее количество часов |
1 | Вводная лекция | 1 | - | 1 |
2 | Экскурсия на рыбхоз «Балык» | - | 4 | 4 |
3 | Экскурсия в лес | - | 3 | 3 |
4 | Экскурсия на родник | - | 4 | 4 |
5 | Работа с исследовательскими работами | 15 | 15 | 30 |
6 | Лесные робинзоны | 1 | 5 | 6 |
7 | Флористика | 1 | 2 | 3 |
8 | Геоботаника | 1 | 1 | 2 |
9 | Орнитология | 1 | 1 | 2 |
10 | Энтомология | 1 | 1 | 2 |
11 | Картография и топография | - | 1 | 1 |
12 | Почвоведение | 1 | 1 | 2 |
13 | Лесоведение и лесоводство | 1 | 1 | 2 |
14 | Экология родного края | 2 | - | 2 |
15 | Экскурсии в природу по окрестностям. Антропогенное воздействие на растительные сообщества. | - | 4 | 4 |
| Итого часов: | 25 | 43 | 68 |
Методические материалы и программы
1. Вводные занятия – проводятся в форме беседы, показа и просмотра фотографий, слайдов, альбомов о походах, экскурсиях.
2. Природа родного края – планируются экскурсии в лес, луг, на речку, к родникам и одновременно проводятся беседы об охране природы и субботники по очистке от мусора рек, родников.
3. Работа с исследовательскими и творческими работами – организовываются экскурсии, походы по изучению птиц, насекомых, муравейников, рек, родников, свалок по выбранным исследовательским темам. По темам исследовательских работ проводятся консультации, работа ведется как в группах, так и индивидуально. Ребята пишут свои работы и защищают их на экологической научно-практической конференции. Защита исследовательских работ проводится в форме:
- выступление перед классом;
-. участие в районной конференции «Молодежь Федоровского района исследует окружающую среду»;
-. исследовательские работы, занявшие призовые места, отправляем на Республиканские конкурсы исследовательских работ.
4. Растительность лесов, лугов, степей и болот:
1-ый этап проводится в виде беседы, изучение растений с использованием гербарных материалов.
2-ой этап – это непосредственное исследование лугов, лесов, степей на экскурсиях.
5. Лесоведение и лесоводство.
Проводится в виде лекции и беседы о правилах посадки леса, о сборе, хранении и стратификации семян. Возможна конференция о проблемах леса вместе с лесничими района. Посадка деревьев. Поездка в питомник нашего лесничества.
Список необходимой литературы:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. «Практикум по экологии» Москва, АОМДС, 1996г.
2. Воронцов Л.И., Семенкова И.Г. «Лесозащита» , «Лесная промышленность», 1980 г.
3. Герасимов В.П. «Животный мир нашей Родины», «Просвещение», 1997 г.
4. Зинов Г.И. «Охрана лесов от пожаров», Москва , Россельхозиздат, 1980г.
5. Кауригева И.С. «Практикум по почвоведению», Москва, «Колос», 1980г.
6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. «Экология 9 класс», издательский дом «Дрофа», 1995 г.
7. Куршинкова Т.В., Старостенкова М.М. «Полевая учебная практика по географии растений с основами ботаники», Москва «Просвещение», 1982.
8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва,2005.
9 Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология Башкортостана», Уфа «Китап», 1999г.
10 Плавильщиков Н.Н. «Времена года»