СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок юный эколог

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок юный эколог»


Министерство образования Республики Башкортостан

отдел образования администрации муниципального района Федоровский район

Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий


Утверждаю:

Директор РСДЮТЭ:_________

(Дунина Е.Ф..)







Авторская программа

экологического объединения

«Юный эколог»

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Возраст детей от 12 до 16 лет.



Разработала : Шишкина О.Д.

педагог дополнительного образования РСДЮТЭ





с Федоровка- 2019.

Пояснительная записка.

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека – глобальные проблемы сегодняшнего дня, которые требуют неотложного решения. Ответственное и бережное отношение к природе должно прийти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена эта программа.

Учебная авторская программа направлена на творческую работу с целью углубленного изучения и исследования какой-либо экологической проблемы или постановки долгосрочного опыта (эксперимента). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, экскурсий, семинаров, конференций.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в процессе изучения данного курса, могут впоследствии использоваться ими в различных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в Вузы на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в формировании экологической культуры, столь необходимой в современном мире.

Изучение данной программы способствует формированию мировоззрения учащихся, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, экологической грамотности и стремлению к здоровому образу жизни. Обучение учащихся в данной программе нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся , развитие заинтересованности в продолжении образования.Всё это способствует формированию личности, максимально адаптированной в социуме.

Учебные материалы настоящей программы рассчитаны на обучение школьников 12-16 лет (7-10 классы).

Обучение ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития творческой и активной личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.


Цели: показать учащимся роль экологии в окружающих дисциплинах; расширение знаний учащихся, изучение флоры и фауны своей малой Родины, уметь различать растения различных растительных сообществ; научить работать со специальной литературой.


Основные задачи курса:

- раскрыть роль экологических знаний в современном мире, в решении глобальных проблем человечества;

- расширить познавательные интересы учащихся;

- развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;

- научить работать самостоятельно в Интернете, с энциклопедиями, специальной литературой;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- познакомить учащихся с глобальными проблемами и путями их решения;

- формировать умение учащихся анализировать ситуацию и делать выводы.


Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа, экскурсия, ролевая игра.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Учебная программа рассчитана на 2 года обучения. За два года обучения учащиеся получают не только специфические знания и навыки по экологии, но и приобретают умение описывать растительные сообщества, водоемы, птиц, насекомых и др.

Всего за первый год обучения – 68 часов, за второй – 68 часов.


Требования к знаниям и умениям

После изучения данной программы учащиеся должны знать:

- основные виды загрязнения окружающей среды;

- основные экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы;

- основные растительные сообщества родного края;

- основные экологические понятия , понятия флористики, энтомологии, орнитологии;

- основы лесоведения и лесоводства; об основных видах мониторинга загрязнений окружающей среды;

- основных представителей флоры и фауны района;

- вещества- загрязнители и последствия их воздействия на биосферу и живые существа.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать причинно- следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, которые оно за собой влечет;

- выдвигать гипотезы путей выхода из сложившихся экологических ситуаций и прогнозировать их;

- грамотно проводить эксперименты экологической направленности;

- определять растения, грибы, животных по определителю и по внешнему виду;

- определять луговую, степную растительность; растительность болот, хвойных и широколиственных лесов;

- пользоваться компасом и двигаться по маршруту, ориентироваться на местности с помощью компаса, карты.








: Содержание программы первого года обучения:

Тема №1 Вводная лекция.

Беседа о науке экологии и о работе кружка. Рассказы об интересных походах, экскурсиях, путешествиях. Показ фотографий. Экологические законы.


Тема №2 Природа родного края, его история.

Климат, растительный и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые, памятники природы. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы и окружающей среды.

Ведение путевых записей: личный и групповой дневники. Фотографирование.

Практическое занятие: составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. Фотографирование. Оформление отчетов, альбомов, выставок.


Тема №3 Работа с практическими работами.

Вводное занятие. Постановка цели и задачи. Обзор литературы по выбранным темам. Выбор методики исследования и сбор первоначального материала. Экскурсии, походы по темам творческих работ. Написание вводной и основной частей исследовательской работы. Защита творческих работ на конференции.


Тема №4 Растительное сообщество и методы его изучения. Фитоценоз.

Фитоценоз. Изучение состава и структуры фитоценоза методом заложения пробной площадки. Экотоп. Состав фитоценоза. Формула древостоя. Ярусность. Определение высоты растений различными способами.


Тема №5.Изучение смены растительного сообщества в пространстве методом экологических рядов.

Сукцессия. Основные пояса водоемов. Экологические ряды.


Тема №6. Изучение закономерностей пространственного распределения фитоценозов методом геоботанического профилирования.

Составление карты-схемы. Описание геоботанического профиля.

Тема №7. Растительность еловых лесов.

Экологические особенности ели. Флористический состав ельников.

Тема №8. Растительность сосновых лесов.

Экологические свойства сосны. Флора боров. Экологические группы растений. Разнообразие сосновых лесов. Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, ксерогигрофиты.

Тема №9. Антропогенные изменения в хвойных лесах. Растительность мелколиственных лесов.

Пионерная роль мелколиственных лесов. Березовые леса. Осиновые леса, ольшаники. Флористический состав.

Тема №10. Растительность широколиственных лесов.

Формации широколиственных лесов. Экологические особенности широколиственных лесообразующих пород. Растения травяного покрова широколиственного леса. Растительность и разнообразие широколиственных лесов.

Тема №11. Растительность елово-широколиственных лесов.

Строение древесного яруса, надпочвенный покров. Экологические свойства. Нарушения в процессе хозяйственного использования.

Тема №12. Растительность лугов.

Видовое разнообразие луга. Дернина. Корневищные злаки. Типы лугов. Выделение луговых ассоциаций. Оценка продуктивности луга.

Тема №13. Растительность степей.

Видовое разнообразие степной растительности. Группы жизненных форм. Приспособления растений.

Тема №14. Растительность болот.

Образование болот. Типы болот. Экологические особенности болтных растений. Использование болот.

Тема №15 Экскурсии в ближайшие окрестности.

Изучение флоры и фауны окрестностей.

Тематический учебный план первого года обучения

№ п/п

Тема занятия

Лекции, семинары

Экскурсии, практ. занятия

Общее число часов

1

Вводная лекция

1

-

1

2

Природа родного края

1

1

2

3


Растительное сообщество и методы его изучения

1


1


2


4


Охрана природы и заповедное дело



1


1


2

5


Сукцессии. Изучение смен растительных сообществ.

1

-

1

6


Растительность еловых лесов

1

-

1

7

Растительность сосновых лесов

1

-

1

8

Растительность мелколиственных лесов

1

-

1

9

Антропогенное воздействие на лес

1

1

2

10


Растительность широколиственных лесов

1

-

1

11


Работа с исследовательскими работами


20

10

30

12

Растительность лугов

1

1

2

13

Растительность степей

1

1

2

14

Растительность болот


1

-

1

15


Экскурсии по ближайшим окрестностям

-

10

10

16


Почва- среда обитания различных организмов

1


1


2


17

Экскурсия на метеостанцию

-

2

2

18

Изучение следов животных

1

2

3

9

Дары природы

2

-

2


Всего часов

37

31

68


Содержание программы второго года обучения:

Тема №1. Вводная лекция

Инструктаж по технике безопасности. План работы кружка.


Тема №2,3,4,5- Экскурсии в лес, рыбхоз «Балык», на родник.


Тема № 6. Работа с исследовательскими работами.

Постановка цели и составление плана исследовательских работ. Обзор литературы по выбранным темам. Описание исследований и их результатов.


Тема №7. Флористика.

Определение видов растений, характерных для природы родных зон своего региона и космополитов. Приспособления растений к жизни в лесу. Сезонные явления в жизни растений разных видов.


Тема №8. Геоботаника.

Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке в лесу. Основные понятия и закономерность лесной фитоценологии. Фитоценоз, ярусы, консорция, сукцессионные ряды.


Тема №9. Лесные Робинзоны.

Ориентирование без карты и компаса. Прогноз погоды по природным приметам. Отличие съедобных ягод от ядовитых. Использование лекарственных растений и дикорастущих ягод в жизни человека.


Тема №10. Орнитология.

Определение видов птиц визуально (в природе) и в тушке. Определение птиц по голосам и гнездам, экологические особенности лесных видов, сезонные явления в жизни птиц разных видов.


Тема №11. Энтомология.

Определение насекомых и нанесенных ими повреждений, общие сведения о насекомых; основные отряды и экологические группы насекомых.


Тема №12. Картография и топография.

Работа с картой и компасом. Проведение глазомерной съемки. Составление общеэкологической карты представленного участка.


Тема №13. Почвоведение.

Описание типов почв. Описание предложенного почвенного разреза.


Тема №14. Лесоведение и лесоводство.

Сроки посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест; время, сроки и правила хранения, умение определять 5 пород деревьев и кустарников по семенам. Элементы лесонасаждения. Определение высоты дерева, возраста лесных культур.


Тема №15. Экология.

Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действия на организм, популяции, экосистема, сукцессии, цени питания). Основные экологические термины, понятия, правила.

Тема №16. Экскурсии по экологии. –скала -речка -свалка.


Тематический учебный план второго года обучения

№ п/п

Тема занятия

Лекции, семинары

Экскурсии, практические занятия

Общее количество часов

1


Вводная лекция

1

-

1

2


Экскурсия на рыбхоз «Балык»

-


4


4


3


Экскурсия в лес


-

3

3

4

Экскурсия на родник

-


4

4

5



Работа с исследовательскими работами

15

15

30

6

Лесные робинзоны

1

5

6

7


Флористика

1

2

3

8


Геоботаника

1

1

2

9


Орнитология

1

1

2

10

Энтомология

1

1

2

11


Картография и топография

-

1

1

12


Почвоведение

1

1

2

13


Лесоведение и лесоводство

1

1

2

14


Экология родного края

2

-

2

15






Экскурсии в природу по окрестностям. Антропогенное воздействие на растительные сообщества.


-




4






4





Итого часов:

25

43

68

Методические материалы и программы

1. Вводные занятия – проводятся в форме беседы, показа и просмотра фотографий, слайдов, альбомов о походах, экскурсиях.

2. Природа родного края – планируются экскурсии в лес, луг, на речку, к родникам и одновременно проводятся беседы об охране природы и субботники по очистке от мусора рек, родников.

3. Работа с исследовательскими и творческими работами – организовываются экскурсии, походы по изучению птиц, насекомых, муравейников, рек, родников, свалок по выбранным исследовательским темам. По темам исследовательских работ проводятся консультации, работа ведется как в группах, так и индивидуально. Ребята пишут свои работы и защищают их на экологической научно-практической конференции. Защита исследовательских работ проводится в форме:

- выступление перед классом;

-. участие в районной конференции «Молодежь Федоровского района исследует окружающую среду»;

-. исследовательские работы, занявшие призовые места, отправляем на Республиканские конкурсы исследовательских работ.

4. Растительность лесов, лугов, степей и болот:

1-ый этап проводится в виде беседы, изучение растений с использованием гербарных материалов.

2-ой этап – это непосредственное исследование лугов, лесов, степей на экскурсиях.

5. Лесоведение и лесоводство.

Проводится в виде лекции и беседы о правилах посадки леса, о сборе, хранении и стратификации семян. Возможна конференция о проблемах леса вместе с лесничими района. Посадка деревьев. Поездка в питомник нашего лесничества.


Список необходимой литературы:

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. «Практикум по экологии» Москва, АОМДС, 1996г.

2. Воронцов Л.И., Семенкова И.Г. «Лесозащита» , «Лесная промышленность», 1980 г.

3. Герасимов В.П. «Животный мир нашей Родины», «Просвещение», 1997 г.

4. Зинов Г.И. «Охрана лесов от пожаров», Москва , Россельхозиздат, 1980г.

5. Кауригева И.С. «Практикум по почвоведению», Москва, «Колос», 1980г.

6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. «Экология 9 класс», издательский дом «Дрофа», 1995 г.

7. Куршинкова Т.В., Старостенкова М.М. «Полевая учебная практика по географии растений с основами ботаники», Москва «Просвещение», 1982.

8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва,2005.

9 Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология Башкортостана», Уфа «Китап», 1999г.

10 Плавильщиков Н.Н. «Времена года»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!