ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения младших школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Она становится важным звеном, обеспечивающим полноту и цельность начального общего образования. Дополнительное образование, таким образом, ориентируется на достижение преемственности, оно не может рассматриваться в качестве изолированного от общего образования процесса.
Настоящая программа дополнительного образования «Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку» составлена в соответствии с общекультурным направлением внеурочной деятельности. Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в области иностранных языков и создает основу для расширения спектра знаний, умений, компетенций младших школьников. Освоение английского языка способствует «формированию коммуникативной культуры младших школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций»1.
Часто школьники начальных классов при изучении иностранного языка испытывают затруднения, обусловленные психологическими барьерами, возникающими при освоении новой языковой действительности. Они связаны с психологическими и индивидуальными особенностями обучаемых, а также с трудностями языкового и социокультурного плана, возникающими в процессе непосредственной работы над изучаемым материалом. Именно этим определяется название предлагаемой программы дополнительного образования: «Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку». В процессе организации внеурочного учебного процесса создаются специальные условия для активного освоения новой инокультурной социальной действительности. На практике это обеспечивает достижение состояния внутреннего комфорта, спокойствия учащихся при овладении английским языком и становится существенным мотивационным фактором, благодаря которому возрастает заинтересованность младших школьников в углублении знаний в области английского языка. Кроме того, реализация учебного процесса в рамках предлагаемой программы ориентирована на развитие субъектности младших школьников, охватывающей такие качества личности, как активность, самостоятельность, ответственность, а также умения адаптироваться к новым ситуациям, изменять их и при необходимости активизировать собственное развитие.
Цель программы заключается в осуществлении коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к английскому языку в процессе развития способности и готовности общаться с носителями языка с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах.
Задачами программы являются
изучение и систематизация элементарных языковых знаний в рамках изучаемых тем;
формирование способностей к иноязычной речевой деятельности на элементарном уровне;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту на основе приобретения начальных знаний о культуре стран изучаемого языка;
создание условий для поддержания внутреннего комфорта при овладении английским языком;
Достижение данных задач обеспечивает коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к английскому языку, снимает тревожность и напряженность, проявляющиеся в ходе иноязычного коммуникативного взаимодействия, расширяет познавательные возможности младших школьников в области английского языка и систематизирует знания, умения и навыки, полученные в ходе основного образовательного процесса.
При составлении программы были учтены следующие принципы организации внеурочной учебной деятельности:
преемственность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности общего образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе внеурочной деятельности;
учета возрастных и психологических особенностей младших школьников;
системно-деятельностной направленности обучения английскому языку в процессе внеурочной деятельности;
коммуникативной направленности обучения английскому языку в процессе организации внеурочной деятельности;
социокультурной направленности обучения английскому языку в процессе внеурочной деятельности.
Результативность внеурочного обучения английскому языку находится в прямой зависимости от характеристик учебного процесса, к которым относятся
тематическая организация учебного материала в соответствии с предметным содержанием речи, рекомендованным для освоения в начальной школе;
направленность на систематизацию языкового материала, изучаемого в ходе основного учебного процесса;
игровая направленность обучения английскому языку, которая становится важным условием психологической адаптации младших школьников;
коммуникативно-деятельностная направленность представления языкового материала;
5) использование в процессе обучения сведений о культуре страны изучаемого языка.
Планируемыми личностными результатами изучения английского языка в ходе осуществления внеурочной деятельности являются знакомство с миром, отражаемым иностранным языком, разными аспектами жизни зарубежных сверстников на основе использования средств изучаемого языка.
К планируемым метапредметным результатам относятся развитие умений взаимодействовать с окружающими, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников.
Планируемые предметные результаты реализации программы внеурочной учебной деятельности «Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку» конкретизируются в соответствии с требованиями, выдвигаемыми в Примерной программе по иностранному языку, а именно овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); в коммуникативной сфере — умение вести элементарный этикетный диалог, умение на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, умение читать вслух небольшие тексты. Определение данных предметных результатов в качестве ориентира для организации учебного процесса позволяет реализовать преемственность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности общего образования в целом.
Настоящая программа предназначена для детей 9-10 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе (3-4 классы). Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения в объеме 35 часов. Занятия, выделяемые на подготовку мультимедийной презентации и подготовку к итоговой конференции, могут быть рассмотрены в качестве резервных, что в случае необходимости делает возможным их перераспределение на освоение материала основных модулей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ | Тема | Кол-во занятий |
1 | Вводное занятие: «Let's learn English» | 1 |
2 | Module 1: My Family | 8 |
3 | Module 6: Food | 8 |
4 | Module 3: At School | 8 |
5 | Module 4: My Body | 8 |
6 | Итоговая конференция | 2 |
| Итого | 35 |
4 класс
№ | Тема | Кол-во занятий |
1 | Вводное занятие: «Let's learn English» | 1 |
2 | Module 2: At Home | 8 |
3 | Module 7: Animals | 8 |
4 | Module 5: Clothes | 8 |
5 | Module 8: Sports and Games | 8 |
6 | Конкурс «Знатоки английского языка» | 2 |
| Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 КЛАСС
Вводное занятие: «Let's learn English» (1 час)
Роль английского языка в современном мире. Преимущества изучения английского языка. Особенности изучения английского языка как иностранного. Возможные трудности и способы их преодоления.
Игра "Let's play and learn English".
Цель игры: активизировать элементарные языковые знания и речевые умения учащихся в форме игры, создать заинтересованную обстановку овладения английским языком, мотивировать учащихся к изучению английского языка.
Оборудование: игровое поле, на которое нанесены задания (например, назовите 5 цветов, перечислите домашних животных, назовите 5 профессий и т. п.), фишки, кубик с цифрами.
Ход игры: школьники по очереди кидают кубик и делают ходы в соответствии с цифрами, выпавшими на кубике, выполняют задания. При затруднениях в выполнении заданий пропускается ход. Выигрывает тот, кто придет к финишу первым.
Module 1: My Family (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи; дифференциация звуков [ei], [ ], [а:], [е ] на основе активизации правил чтения буквы Аа; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «How are you?» и диалога этикетного характера.
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Семья».
Грамматическая сторона речи: глагол to be.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "Ted's Family", "Kelly's Family", "John's Family"
Говорение: презентация семейного дерева "My family tree".
3. Элементарные лингвистические представления: тематические группы
лексики английского языка.
Проект: представление тематических групп лексики.
4. Социокультурная осведомленность: королевская семья Великобритании.
Module 6: Food (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [ ], [ ], [ ] на основе активизации правил чтения сочетаний согласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «Eggs and butter, cheese and meat...» и диалога этикетного характера «Could you pass me the salt, please?»
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц
по теме «Еда». .
Грамматическая сторона речи: имя существительное.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "Brammy", "Breakfast Time".
Говорение: монолог "My favourite dish", проект "My family's meals".
3. Элементарные лингвистические представления: словообразование.
Проект: аффиксы английского языка.
4. Социокультурная осведомленность: английская национальная кухня.
Module 3: At School (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [i], [ai], [з:], [а ] на основе активизации правил чтения буквы Ii; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «I really like my school» и диалога этикетного характера «Hi, Helen!».
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Школа».
Грамматическая сторона речи: Present Simple.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "Nick's School", "Ann's School", "Backpack".
Говорение: рассказ о своей школе, описание пенала.
3. Элементарные лингвистические представления: части речи.
Проект: части речи в английском языке.
4. Социокультурная осведомленность: начальная школа в Великобритании.
Module 4: My Body (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [е], [i:] [з:] на основе активизации правил чтения буквы Ее; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «Hands up!» и диалога этикетного характера «Mum, I'm not well today..».
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Части тела», «Описание внешности человека».
Грамматическая сторона речи: модальный глагол саn.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "My Friends", "One little head so smooth and round..."
Говорение: опрос «What can my classmates do?», проект «Рисуем и описываем монстра».
3. Элементарные лингвистические представления: рифма.
Проект: рифма в английском языке.
4. Социокультурная осведомленность: традиции англичан.
Итоговая конференция. Обобщение и повторение лексико-грамматического материала. ( 2 занятия)
4 КЛАСС
Вводное занятие: «Let's learn English» (1 час)
Роль английского языка в современном мире. Для чего нужно изучать английский язык. Трудности, которые дети испытывают при изучении английского языка, и способы их преодоления.
Module 2: At Home (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [ ], [ ], [ :], [ :], [ ] на основе активизации правил чтения буквы Оо; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «Little mouse, little mouse» и диалога этикетного характера «What's your address, please?».
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Дом».
Грамматическая сторона речи: глагол to have, конструкция there is/are
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "Nick's House", "Ann's House", "Ted's flat".
Говорение: рассказ о своем доме.
3. Элементарные лингвистические представления: сложные слова английского языка.
Проект: представление сложных слов английского языка.
4. Социокультурная осведомленность: английский дом.
Module 7: Animals (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [ ], [ ], [ ] на основе активизации правил чтения сочетаний согласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «I think mice...» и диалога этикетного характера «What is your favourite animal?»
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Животные».
Грамматическая сторона речи: степени сравнения имен прилагательных.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "My pets" (материалы Интернет сайта), " World Animal Day".
Говорение: монолог "My favourite animal", презентация" My pet".
3. Элементарные лингвистические представления: однозначные и многозначные слова английского языка.
Проект: однозначные и многозначные слова английского языка.
4. Социокультурная осведомленность: Лондонский зоопарк.
Module 5: Clothes (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [], [ju:], [з:] на основе активизации правил чтения буквы Uu; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на мате риале скороговорок, стихотворения «Whenever the weather is cold...» и диалога этикетного характера «What's the weather like today?»
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Одежда».
Грамматическая сторона речи: Present Continuous.
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "My parents' clothes", "This is the way we wash our clothes..."
Говорение: монолог "My parents' clothes", проект «Ideal school uniform».
3. Элементарные лингвистические представления: синонимы.
Проект: синонимы в английском языке.
4. Социокультурная осведомленность: национальная одежда англичан.
Module 8: Sports and Games (8 занятий)
1. Освоение элементарных языковых навыков.
Фонетическая сторона речи: дифференциация звуков [f], [w], [v] на основе активизации правил чтения сочетаний согласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок, стихотворения «I like to skip...» и диалога этикетного характера «Have you got any hobbies?»
Лексическая сторона речи: активизация лексических единиц по теме «Спорт».
Грамматическая сторона речи: вопросительные предложения (общие вопросы).
2. Формирование элементарных коммуникативных способностей.
Чтение: тексты "What sports and games do English children play?", "Team sports".
Говорение: монолог "My favourite sport", опрос «My classmates are good sportsmen!».
3. Элементарные лингвистические представления: антонимы.
Проект: антонимы в английском языке.
4. Социокультурная осведомленность: национальные виды спорта в Великобритании.
Подготовка и проведение конкурса «Знатоки английского языка» (2 часа)
Конкурс является итоговым мероприятием по реализации программы внеурочной деятельности. Его проведение должно затрагивать основные аспекты модулей: элементарные языковые навыки, элементарные коммуникативные способности, элементарные лингвистические представления. Конкурс рассматривается как форма контроля достижения планируемых результатов обучения английскому языку в процессе организации внеурочной деятельности.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В ходе реализации программы важно учесть игровой характер проведения занятий, что соответствует психологическим и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста. Кроме того, необходимо создавать благоприятные условия для проявления активности, самостоятельности, ответственности младших школьников.
При подведении итогов по освоению каждого модуля программы рекомендуется учитывать особенности школьников. Представляется важной реализация коммуникативно-деятельностного подхода в ходе итоговых занятий (фрагментов занятий), что предполагает преимущественное использование устных форм общения (презентаций, опросов, представления проектов и т. п.).
Список литературы
Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е. С. Савинов.— 4-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2013.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.—М.: Просвещение, 2010.
Бодоньи М.А. Путешествие в мир английского. Пособие для учителей. – Легион, 2013
1 Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — С. 47.
4