СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая работа по иностранному языку как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружковая работа по иностранному языку как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа по иностранному языку как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников»

Кружковая работа по иностранному языку как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников


Важной составной частью учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является внеурочная деятельность. Она не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

В начале 90-х годов ХХ века в отечественной школе стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. В связи с переходом на новые стандарты ситуация изменилась. Сейчас урочная и внеурочная деятельности выступают в тесной взаимосвязи.

При организации внеурочной деятельности необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления, больший упор делать на наличие на занятии лингвокультуроведческой информации.

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения возможностей внеурочной деятельности, а в частности кружковой работы при обучении иностранному языку младших школьников; накопления знаний об особенностях работы в данной области, что впоследствии обеспечит эффективность их применения; построение системы интеграции урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку на начальном этапе его изучения. Целью данного исследования является выявление влияния кружковой работы по иностранному языку на формирование социокультурной компетенции младших школьников.

Основополагающая цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетентности, т. е. готовности и способности обучаемых осуществлять иноязычное общение [1:11].

Решение коммуникативной задачи требует от говорящего определенной культуры вербального и невербального поведения, которая формируется по мере накопления положительного опыта иноязычного общения. Соответственно основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся.

Как отмечает П.В. Сысоев, социокультурная компетенция позволяет говорящему на иностранном языке чувствовать себя практически на равных с носителями языка (в отношении культуры), что является шагом к адекватному владению иностранным языком [3:14].

Культуроведческая направленность обучения способствует:

  • установлению контакта с другим человеком, умение адекватно передавать смысл высказывания, учитывая специфику конкретной ситуации общения

  • формированию уважительного и положительного отношения к личности собеседника и к его стране;

  • формированию у учащихся коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов;

  • позволяет расширить кругозор, совершенствовать языковые и страноведческие знания в родном и изучаемом языках. [2]

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. [4:9]. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Каждая организационная форма внеурочной деятельности (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования) должна быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности. Внеурочная деятельность, вытекающая из классной, поможет учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедит их в том, что они изучают его «для жизни, а не для школы».

Кружковая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Кружковая форма работы способствует:

  • воспитанию коллективистских качеств учащихся;

  • формированию адекватных личностных отношений;

  • формированию мировоззрения школьников;

  • совершенствованию знаний, умений, навыков обучающихся;

  • приобретению и углублению страноведческих знаний.

В начале опытно-практического обучения, проходившего на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны Республики Татарстан, было подготовлено и проведено анкетирование с учащимися 3 класса, где выявлялся их уровень социокультурной компетенции, изучался уровень интереса к урокам иностранного языка. Им было предложено 7 вопросов.

Анализ данных, свидетельствуют о том, что социокультурная компетенция недостаточно сформирована, учащиеся обладают достаточно скудными социокультурными знаниями. Но у детей сформирована мотивация посещать кружковые занятия с целью изучения иностранного языка.

В силу того, что программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности по предмету ограничено, возникла необходимость попытки разработать программу кружка английского языка для учащихся младших классов. Полезный эффект, который ожидался от внедрения программы, – стимулирование школьников к изучению иностранного языка, усвоение социокультурных знаний, повышение эффективности данного процесса путём использования современных технологий обучения.

Исходя из основной образовательной программы и тем, которые изучались учащимися на уроках иностранного языка в период проведения исследовательской работы, была разработана программа кружка английского языка “Hello,English!”.

В программе предлагается примерное планирование расписания занятий, указано количество часов, рекомендуемая деятельность учащихся и планируемые результаты. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Материал, используемый на занятиях, соответствовал возрастным особенностям и уровню обученности школьников, соблюдались принципы организации кружковой работы, она носила систематический характер. Занятия проводились в игровой форме с использованием современных технологий.

Следует отметить, что наблюдалась положительная динамика качества усвоения учащимися изучаемого материала, развивался их кругозор, активизировалась познавательная деятельность. Учащиеся приобрели социальные знания, освоили способы поведения в некоторых ситуациях, получили опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, культура).

В ходе работы были разработаны практические рекомендации для учителей по организации кружковой работы по иностранному языку с младшими школьниками.

Результаты исследования подтвердили предполо­жение о том, что влияние кружковой работы по иностранному языку на формирование социокультурной компетенции младших школьников будет более значимо при условии, что на занятиях будет использован материал, соответствующий возрастным особенностям и уровню обученности школьников, будут соблюдены принципы организации кружковой работы, и она будет носить систематический характер, а в подготовке и проведении занятий кружка учитель будет использовать современные технологии обучения.

Таким образом, кружковая работа является важным средством формирования социокультурной компетенции учащихся, в русле которой они могут познакомиться с огромным разнообразием самой национальной культуры и современной действительности страны изучаемого языка, применить результаты своей познавательной деятельности по иностранному языку.


Список литературы:

1..Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2018. – №2. – с. 11.

2..Примерная рабочая программа начального общего образования «Иностранный язык» (английский). – М.: Просвещение, 2021.

3./Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 4. – с. 12-18.

4..Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 39 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!