СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крупные физико-географические районы Казахстана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Крупные физико-географические районы Казахстана»



Рабочий лист для учащегося ФИ _________________________________________ Дата: ____________

Предмет

География 9 класс

Ф.И.О. учителя

Каирова Ботагоз

Учебник

География Казахстана. 9класс.1 часть. Ш.Т.Толыбекова и др. Алматы «Мектеп».

Тема урока:

Крупные физико-географические районы Казахстана. Казахские природные хоронимы (названия физико-географических районов).

Цели обучения

9.3.5.1 характеризует по плану крупные природно-территориальные комплексы Казахстана.

9.3.5.2 на основе классификации казахских природных хоронимов объясняет их значение и предлагает транслитерацию на трех языках



  1. Ребята, мы продолжаем изучать Биосферу. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю расшифровать ее.

АРВЛТМТМТОКРУПНЫЕСТСТСИАШЛЦЖВФИЗИКОСДСМЬМТМТАМТМГЕОГРАФИЧЕСКИЕАЛАМТИИОАОЫДЛВРАЙОНЫИТИЛВДАТИМДЫХЖЫКАЗАХСТАНАТАТМИЛВДВЛАЬП





  1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Крупные физико-географические районы Казахстана. Казахские природные хоронимы (названия физико-географических районов).





  1. Обратите внимание на цель урока, сегодня на уроке вы:

  • Сможете выделить крупные физико-географические районы Казахстана и охарактеризовать их по плану.

  • На основе классификации казахских природных хоронимов сможете объяснить их значение и предложить транслитерацию на трех языках.



  1. Природа Казахстана разнообразна. 

- Компонентами природы являются климат, воды, животный мир, растительность, почвы и рельеф.

Компоненты природы в ПТК имеют тесную связь и развиваются в течение длительного времени. Движущейся силой в ПТК является энергия солнца и внутренняя энергия Земли. Энергия солнца дает возможность вырасти растениям, растение поглощаются с животными, организмы создают почвы на основе материнской породы с учетом особенностей климата.


- Совокупность компонентов природы - это природный комплекс (ПТК). В природно- территориальном комплексе все компоненты природы взаимосвязаны, стоит изменить один компонент природы, изменяется весь природно-территориальный комплекс.


- Природно-территориальный комплекс по-другому называют ландшафт. ПТК и ландшафт - это синонимы. 


Участок поверхности Земли, на котором тесно взаимосвязаны все компоненты природы, называется природно-территориальным комплексом (ПТК), или природным ландшафтом.


Ландшафт или ПТК - это единый по происхождению, небольшой участок земной поверхности с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером почв, растительности и животного мира. 


- Учение о ПТК или ландшафтах, называется ландшафтоведением. Основателем этого научного направления является В.В. Докучаев (1846 – 1903), знаменитый русский учёный ландшафтоведения. Ландшафтоведение возникло в конце XIX века.






- В какой местности вы живёте, в степи или лесостепи? В пустыне или полупустыне? Высоко в горах или на равнине? На берегу реки, озера или далеко от водоемов?


  - Где бы вы ни находились, вы живете в одном из природных районов Казахстана. Сейчас вы сможете определить в каком именно.




  

 


- В основе такого деления страны на природно-территориальные комплексы, есть различия в геологическом строении, рельефе, климате. Для каждого района характерны свои особенности почв, растительности, животного мира разделение на отдельные природные территориальные комплексы называются физико-географическое районирование. Впервые с физико-географической точки зрения районирование территории Казахстана провел академик Л. С. Берг. До этого времени земля республики в физико-географическом аспекте не исследовалась. В 1970 году группа ученых, возглавляемая Б.А Федоровичем, предложила разделить территорию Казахстана на 9 природных районов.


- Природа каждого района разнообразна, например природа Восточно-Европейской равнины отличается от природы Северо-Казахской равнины, природа Алтая отличается от природы Тянь-Шаня.

 


- Без знания отдельных ПТК невозможно планировать и вести хозяйственную деятельность людям.  

Характеризуется ПТК по плану:



  1. Итог урока:

  • Впервые с физико-географической точки зрения районирование Казахстана провел академик Л.С. Берг в 1913 году. До этого времени земля республики в физико-географическом аспекте не исследовалась. В 1970 году группа ученых, возглавляемая Б.А Федоровичем, предложила разделить территорию Казахстана на 9 природных районов.

  • Природные территориальные комплексы (ПТК) за­нимают определенное пространство, для которого характер­но единство природы, зависящее от общности ее происхож­дения, истории развития, географического положения. Внут­ренние различия природных комплексов видны в пределах крупных территорий Казахстана. Они отличаются по текто­ническому и геологическому строению, рельефу, по клима­тическим особенностям, широтной зональности, высотной поясности и т.д.

  • Территорию Казахстана представлена 9 крупными ПТК:

1) Восточно-Европейская равнина;

2) Западно-Сибирская равнина;  

3) Туранская низменность;

4) Сарыарка; 

5) Мугалжары;

6) Алтай;

7) Сауыр-Тарбагатай

8) Жунгарский Алатау;  

9) Тянь-Шань



  1. Рефлексия

Я умею:

  • Выделять крупные физико-географические районы Казахстана и охарактеризовать их по плану.

  • На основе классификации казахских природных хоронимов объяснить их значение и предложить транслитерацию на трех языках.





  1. Учебное задание после урока

    • Знать содержание §34.

    • Прочитать содержание уроков в Онлайн Мектеп «Крупные физико-географические районы Казахстана», «Казахские природные хоронимы» и выполнить задание.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!