Вопрос № 10. Слайд1,2
Тема. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)? Приведите примеры таких заданий.
Структура учебной задачи: целеполагание (способствует мотивации, постановки цели и планированию), содержание (состоящее из условия в виде информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями), критерии оценки (мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения заданий).
Учебная задача- единица задания предназначена для решения широкого круга частных практических заданий.
Учебное задание-средство реализации содержания образования и формирование деятельности обучающихся.
Слайд 3
Учебная задача должна: затрагивать интересы обучающихся, иметь эмоциональную окраску, обеспечивать коммуникацию обучающихся, соответствовать учебным и возрастным возможностям обучающихся, находиться в зоне ближайшего развития обучающихся.
Слайд 4
Итак, перед нами логическая цепочка того, как учебные задачи воплощаются в учебных заданиях.
Слайд 5
Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам Примерной образовательной программы:
Предметным образовательным результатам;
Метапредметным образовательным результатам;
Личностным образовательным результатам;
Тематическому планированию ( в части виды деятельности)
Слайд 6
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Обсудим задания, формирующие личностные результаты на уроках музыки в различных частях системы позитивных ценностей. Достигаются личностные результаты во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций в части:
Гражданско-патриотического воспитания
Духовно-нравственного воспитания
Эстетического воспитания
Ценности научного познания
Физического воспитания, формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудового воспитания
Экологическое воспитание
И для 5-8 классов результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды (освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми другой культурной среды).
Слайд 7
Практические задания.
Задание №1 «Песни военных лет»
Цель: развитие способности к осмыслению патриотического подвига предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Возраст:11-14 лет.
Учебная дисциплина :искусство(музыка), гуманитарные(история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Представьте, что вам поручено организовать концерт «Песни военных лет». Какими песнями вы представили бы подвиг русского солдата?
Слайд 8
Задание №2 «Музыкальная гостиная»
Цель: развитие способности к осмыслению патриотического подвига предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Возраст:11-14 лет.
Учебная дисциплина :искусство(музыка), гуманитарные(история, обществознание, литература)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Представьте, что вам поручено организовать литературно-музыкальную гостиную 1812 года. Какое бы музыкальное сочинение вы взяли бы за основу?
Слайд 9
Задание № 3 «Галерея славных предков»
Цель: развитие способности к осмыслению патриотического подвига предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Возраст:11-14 лет.
Учебная дисциплина :искусство(музыка), гуманитарные(история, обществознание, литература)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Представьте, что вам поручено организовать литературно-музыкальный вечер памяти, посвященный воинам-интернационалистам. Сочинения каких музыкальных жанров (современного и классического репертуара) прозвучали бы на этом вечере ?
Слайд 10
Задание №4 «Работа с утверждением»
Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.
Возраст:12-15 лет.
Учебная дисциплина: музыка, обществознание
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: поработайте с утверждением: Современный подросток отдающий предпочтение классической музыке. Аргументы «хорошо» или «плохо».
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно давать оценку историческим личностям и характеризовать содержание моральных норм
- убедительная аргументация
- выразительность представления примеров
Слайд 11
Задание №5 « Кукушка»
Цель: развитие готовности воспринимать различные виды искусства, бережного отношения к природе, готовности познавать звуковой природный мир в музыкальном искусстве, готовность к самовыражению, инициативности, активности, готовности видеть прекрасное в жизни.
Возраст: 7 лет
Учебная дисциплина: музыка
Формы работы: индивидуальные и групповые
Описание задания: прослушать инструментальное музыкальное сочинение французского композитора Дакена «Кукушка» и изобразить (голосово, инструментально или ритмически главную интонацию сочинения «КУ-КУ» ) в аудио сопровождении.
Критерии выполнения: зачет/незачет (освоил/не освоил)
- правильность попадания в интонацию (чистота интонирования, временное попадание под музыку).
Слайд 12
Задание №6 « Ритмическое лото»
Цель: формирование готовности к научному познанию, эстетике, взаимопомощи и творческому сотрудничеству, признанию индивидуальности каждого человека, посильному активному участию в исполнительской деятельности.
Возраст: 7-10 лет
Учебная дисциплина: музыка
Формы работы: индивидуальные и групповые
Описание задания: прохлопывание ритма по ритмическим карточкам лото. Использование ритмослогов, ударных инструментов, ритмической партитуры.
Критерии оценки: правильность и точность в исполнении ритмических фигур.
Слайд 13
Задание № 7 «Марш деревянных солдатиков»
Цель: формирование готовности к самовыражению, восприимчивости к разным видам искусства, практическому освоению, настойчивости и получению результата, готовность к совершению ошибки, взаимопомощи и творческому сотрудничеству.
Возраст: 7-10 лет
Учебная дисциплина: музыка
Форма выполнения: индивидуальная и групповая
Описание задания: Исполнить инструментальное сочинение П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» (голосово на заданный текст и ритмически одновременно).
Критерии оценки: точность и качество исполнения.
Слайд 14
Задание № 8
Цель: формирование готовности к самовыражению в области эстетического воспитания в рамках ценности познания.
Возраст: 7-9 лет
Форма работы: индивидуальная и групповая
Описание задания:
Определение по слуху лада (мажор или минор) на примере музыкального сочинения Г. В. Свиридова «Весна». «Осень». Или аккордов.
Критерии оценки: точное отличие минорного трезвучия от мажорного, минорного лада от мажорного.
Слайд 15
Задание № 9 «Битва хоров»
Цель: готовности осознавать Российскую гражданскую идентичность, уважения к достижениям отечественных мастеров культуры народов России, готовность участвовать в жизни своей школы, города, республики.
Возраст: 9-14 лет
Форма работы: индивидуальные или групповые проекты.
Описание задания. Подготовить и исполнить песню военно-патриотической тематики. Дополнить исполнение видеорядом с использованием ИКТ (приложений «Киностудия», «SLAIDSHOW CREATOR»).
Критерии оценки: качество, соответствие тематике, эмоциональность, использование ИКТ, артистичность.
Слайд № 16