СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «Молодежь в современном обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «Молодежь в современном обществе»»

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи урока:

  1. Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.

  2. Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

  3. Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Форма урока: «круглый стол».

Оборудование:

  • рабочие листы с вопросами и заданиями для обсуждения

  • Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;

  • источник «Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский

  • коллаж «Какая она, современная молодежь..?»;

  • слайдовая презентация.

  • мультимедийный компьютер,

  • проектор,

  • экран.

        Опережающее задание:

  1. Поиск информации по заданной теме.

  2. Социологические исследования среди молодых людей по темам:

  •  «Как относится молодежь к службе в армии?».

  • «Платное образование в России: «за» и «против».

  • «Проблемы молодежи».

  • «Молодежная субкультура».

  1. Сообщения по темам:

Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вводное слово преподавателя. Определение темы, цели и задач урока.

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

План работы «круглого стола»:

  1. Кого считать молодым?

  2. Что означает гражданское совершеннолетие?

  3. Процесс социализации молодежи

  4. Проблемы молодежи.

  5. Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?

  1. Изучение нового материала.

  1. Особенности молодежи как социальной группы.

Вопрос студентам:

-Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?

Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

Вопросы студентам:    

  • Кто входит по возрасту  в категорию молодежи?

  • Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?

  • Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?

  • Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

Ответы студентов.

Преподаватель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами

  1. Процесс социализации молодежи.

Преподаватель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?

      За неделю до сегодняшнего урока учащиеся получили

  Опережающее задание:

Провести социологические исследования среди подростков и молодежи по темам:

  •  «Как относится молодежь к службе в армии?».

  • «Платное образование в России: «за» и «против».

  • «Проблемы молодежи».

  • «Молодежная субкультура».

Задания для групп:

охарактеризовать и проанализировать процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп, презентация социологических исследований, сообщений).

Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».

Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

Преподаватель: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.

  1. Молодежная субкультура.

Преподаватель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.

Презентация, сообщения: «Молодежная субкультура» (Студенты выступают с подготовленным материалом, рассказывая о субкультурах молодежи России и Дагестана).

Вопросы студентам:    

Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

  1. Молодежь – обновляющая сила общества?

Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»

(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).

Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества..?»

Работа в группах: 4 группы, каждая из которых представляет определенную сферу жизни общества. Преподаватель: Ваша задача охарактеризовать молодежь как социальную группу в данной сфере жизни общества, выявить особенности данной социальной группы, а также возникающие проблемы. (Кроме того, табличка каждой группы имеет определенный цвет ( красный, зеленый, синий, желтый), что будет использовано в конце урока при рефлексии.)

Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).

На основе данных переписей населения охарактеризуйте положение молодежи как демографической группы, обозначьте тенденции ее развития в обществе.

Выделите особенности положения и развития в обществе данной социальной группы.

Назовите психологические особенности, присущие данной социальной группе. Молодёжь является неоднородной - по месту жительства: сельская – городская; - по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; - по происхождению (проецирование статуса родителей); - по принадлежности к субкультуре.

Завершение молодёжного возраста связано с:- окончание обучения, - вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельно, - экономическая и социальная самостоятельность, - приобретение политических прав,

- чёткое формирование системы ценностей.

Особенности молодёжного возраста

молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи - Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Психологические особенности молодежи:

1) особая эмоциональная восприимчивость;
2) стремление идти на риск;
3) высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу.

Группа 2. Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.

1.Дайте характеристику правового статуса молодежи. Какие права и свободы получает молодой человек?

2. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

3. Что означает полная правоспособность?

4. Справедливо ли, на ваш взгляд обвинение молодежи в инфантилизме?

Правовой статус молодежи

Молодые люди от 14 до 18 лет

Граждане от 18 до 30 лет

Гражданская правоспособность

От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, что дает им правосовершать:
1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их исполнении и незначительны по сумме
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения
3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения

Гражданское совершеннолетие Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:

с достижением возраста 18 лет;

со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.

Черты инфантилизма:

Стремление к иждивенчеству Требования постоянной заботы о «себе любимом» Пониженная критичность по отношению к самому себе Отсутствие ответственности за свои поступки

Группа 3. Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.

Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

Как вы относитесь к появлению честных учебных заведений и коммерческих отделений обучения? Подберите аргументы за и против платного образования в России.

Когда молодежь начинает задумываться о трудовой деятельности? Что лежит в основе выбора будущей профессии?

Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?

(Группа представляет результаты исследования проблемы образования и трудоустройства молодежи, данные опроса старшеклассников, анализ данных Центра занятости населения ).

Группа 4. Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.

Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?

Выделите общие черты под влиянием которых она формируется.

Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.

Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры

Характерные черты:

Поиск своего пути во « взрослом мире»;

Особый характер отношений со сверстниками;

Стремление обособиться от старших;

Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы

Сочетание единообразия и непохожести

Классификация молодёжных субкультур (по социально-правовому признаку):

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

по направленности интересов:

1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) стремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные – различные фанаты;
5) философско – мистические;
6) защитники окружающей среды.

Группы представляют свои ответы, обсуждают проблемы, выделяют спорные вопросы

( например, получение коммерческого образования и т.д.)

Задание: Какова же роль молодежи в современном обществе? Какую же оценку современной молодежи можете дать вы? Потерянное поколение или обновляющая сила общества?

(студенты высказывают собственные точки зрения) при наличии времени можно обсудить тексты статей « Мое поколение»)

Подведение итогов:

Преподаватель:: в заключении мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем уроке с использованием приема « шесть шляп критического мышления», мы будем использовать лишь цвета табличек ваших групп:

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие, непосредственная реакции ( что было особенного?)

2 шляпа – черная – критическая, негативная ( какая негативная информация была получена)

3 шляпа – желтая – что положительного, хорошего мы сегодня узнали на уроке;

4 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая – какие проблемы были решены?

Ребята высказывают свое мнение об уроке, обсуждают затронутые вопросы.

А в заключении притча для вас:

У мудреца однажды ученик спросил

(Он перед этим бабочку поймал):

- Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в моих руках, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!

Преподаватель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?»(характеристика современной молодежи).

  1. Итоги урока.

Выберите высказывание, наиболее точно характеризующее современную молодежь.

Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.

Преподаватель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

  2. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

  3. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

  4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

  5. Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

  6. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.


Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».( Гоголь Н.В.)

Рефлексия.

Я хотела бы, чтобы вы оценили сегодняшний урок простым способом, как принято у молодежи - с помощью смайлика.

У каждого из вас на столе есть 2 значка: с улыбающимся и грустным лицом. Если урок понравился, то оставьте улыбку. Если что-то не понравилось, оставьте грусть. Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!