СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол: «Возраст почемучек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует всё. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол: «Возраст почемучек»»

Республика Адыгея

Майкопский район

П. Тимирязева













Круглый стол: «Возраст почемучек»











МБДОУ№5 «Аленький цветочек»

Воспитатель: Дубровина

Зоя Александровна



Май 2016 год.



У бабули - внук и внучка -
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы 
Задаёт народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?

1.Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме:

Возраст почемучки. Как вырастить ребёнка любознательным и заинтересованным.

А она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует всё. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Интересно, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность?

(Ответы 2 - 3их гостей)

О чем спрашивают дошкольники?

Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе и т.д.

 

  На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме Где? Кто? Что? Какой? Когда?

 В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов,  о каком – либо предмете или явлении.

Вопросы усложняются и выражаются в форме Зачем? Почему?

Наибольшее количество вопросов  задают дети в пятилетнем возрасте. Это возраст Почемучек.

Рассмотрим такой пример

1.Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную  книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?».

 Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое – пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля.  Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры

А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого - нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

Дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к  знанию и уточнению своих представлений.

   

 

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среда которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

  На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задачи родителей – вовлечь в них ребенка.

Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок.

Игра упражнение «РАЗМЫШЛЯЛКА».

«Шляпа вопросов».

Смысл игры. На листочках написаны вопросы для размышления, сложить  их в шапку, и родители по очереди вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).

Вопросы:

Как в вашей семье относятся к  вопросам детей?

Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?

О чем спрашивает ваш ребенок?

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?

К кому  из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений?

Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

  А теперь давайте рассмотрим требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.

Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка

по – разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.

- Отсюда  вытекает требование, уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

-Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

  -Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как  думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

А вот когда количество вопросов начинает уменьшаться и почему?

Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: « Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!».

В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

"Почему" (сценка)

Сын пришел к отцу с вопросом:

- Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше

Почему бывает дым?

- Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

- Папа! - Сын вернулся вскоре,

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Папа, что такое грань?

- После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше:

- Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем!

А в ответ сверкнула вспышка:

- У меня свои дела!

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

- Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму?

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму!

Отчего же, почему же?

В самом деле, почему?  В. Шапов.

3.Итог нашей беседы.

Все мы хотим даже об этом не думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня можем сделать мы для своих детей не только в семьях, но и для детей группы. Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб "Почемучек".

Умение правильно ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

                     

Благодарю вас за встречу.

                     





























Памятка для родителей на тему:     

«Как отвечать на детские вопросы?».

  Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

   Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

   Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

   Поощряйте самостоятельную мыслительную  деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».

   В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

     Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте  чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

     Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».





















Все мы хотим даже об этом не думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня можем сделать мы для своих детей не только в семьях, но и для детей группы. Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб "Почемучек".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!