СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол "Технологии, методы и средства подготовки школьников к ЕГЭ по химии."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена система подготовки школьников к егэ по химии. Даны рекомендации для учащихся при подготовке к егэ.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Технологии, методы и средства подготовки школьников к ЕГЭ по химии."»

Круглый стол «Технологии, методы и средства подготовки школьников к ЕГЭ по химии»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности учителей химии в области подготовки к ЕГЭ по химии.

Задачи: 1.Познакомить с системой подготовки школьников к ЕГЭ по химии в разных образовательных организациях.

2. Расширить знания педагогов о современных формах, в том числе интерактивных, по подготовке к ЕГЭ по химии.
3. Проанализировать проблемы по данному направлению работы.


Были заслушаны доклады следующей тематики:

1.Отчет о работе 4-ой Всероссийской конференции учителей химии.

2.Система подготовки к ЕГЭ по химии в МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85 ».

Боброва Н.А.

3. Использование Интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по химии.

Боброва Н.А.

4.Организация работы с учащимися на сайте «Решу ЕГЭ» и др. в МБОУ СОШ №27

4. Методика работы со сложными вопросами ЕГЭ по химии в лицее №82.






















При подготовке к ЕГЭ мы, конечно же, учитываем , что экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему –

это задача не 2-3 месяцев, не последнего года или даже двух. Такая

подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса

обучения химии в школе, поэтому у всех учителей сложилась своя система подготовки учащихся к ЕГЭ.

Я, обобщив накопленный опыт, выработала свою систему по подготовке обучающихся к ЕГЭ, этапы которой совпадают с 4 годами обучения химии в школе.

1 этап - начальная подготовка.

На данном этапе происходит формирование интереса к предмету и мотивации его изучения, формирование прочных базовых знаний, умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач. Практически не использую тестовых заданий. В конце учебного года провожу устный экзамен по билетам. Считаю, что это приносит большую пользу для усвоения базового теоретического материала.

Имея факультативное занятие, решаем много расчетных задач, используя сборник заданий для 8 класса Кузнецовой.

2 этап профильная ориентация.

На 2 этапе происходит профильная ориентация обучающихся, формирование группы ребят, выбирающих химию для итоговой аттестации в 9 классе, подготовка к ГИА. В этом году химию выбрали 20 человек из профильного 9в класса и 8человек из других классов. Почти все они выбрали платную образовательную услугу спецкурс по химии. Таким образом у них получилось 3 часа в неделю уроки, 1час факультатив, стоящий в расписании,

обязательный для посещения, 2часа спецкурс для подготовки к ГИА.

На этом этапе я плотно начинаю работать с тематическими тестами, используя тесты Асановой Л.А. и с различных сайтов, а на спецкурсе первое полугодие решаем тематические задачи: 1.На избыток-недостаток. 2.на смеси растворов. 3.На смеси газов. 4.На пластинку. 5.На определение формулы вещества. 6.Задачи по нескольким уравнениям. 7.Комбинированные задачи. И др. Заводим общую тетрадь, решаем несколько задач по данной теме, пропускаем 5 листов. В течение года тетрадь заполняется полностью. Во втором полугодии на спецкурсе переходим к целым тестам. Работа с тестами заключается в том, что обучающийся не просто указывает правильный ответ, а комментирует его, даёт мотивировку своего выбора (мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на определения, правила, законы, уравнения реакций, решение задач, свойства определённого класса веществ).

В зимние и весенние каникулы провожу репетиционный экзамен, анализ которого позволяет корректировать работу.

3 этап - углублённая подготовка к ЕГЭ

На 3 этапе в 10в класс приходят большинство мотивированные дети, знающие, что химия для них необходимый предмет. Все занятия строю блоками: 1блок – начало изучения темы, несколько уроков даю всю необходимую и достаточную теорию по строению, свойствам и получению данного класса органических веществ. Домашними заданиями являются упражнения после параграфа, их много в углубленном курсе и они разные.2блок – решение тематических тестов, в этом мне очень нравятся тесты Асановой Л.А. «Практика подготовки к ЕГЭ», они состоят как и тест ЕГЭ из заданий базового уровня, повышенного и высокого уровня сложности.3блок – контрольный тест по теме. На факультативном занятии, который также стоит в расписании и обязателен для посещения, решаем расчетные задачи типа 33 и 34 в ЕГЭ на вывод формул органических веществ, а также комбинированные задачи с использование свойств органических веществ. В зимнюю сессию составляю тест в формате ЕГЭ, только использую углеводороды. В летнюю сессию составляю тест с использованием всех органических веществ, он полностью совпадает с тестом ЕГЭ, только все задания для органических веществ. В прошлом году у нынешних 11 классников был еще спецкурс. В этом году у 10в класса спецкурса нет. К концу учебного года у детей, которые не испугались такого большого материала по химии и мужественно справились с нагрузкой, сформированы прочные знания по органической химии, они хорошо решают задачи по 6 алгоритмам на вывод формул, легко связывают строение веществ и их свойства. В 34 задаче в этом году уделяю большое значение не расчетам, они в большинстве случаев проводятся по алгоритму, а второй половине задачи, где, порой, гораздо сложнее получить правильную структурную формулу и составить необходимое уравнение. Очень хорошие задачи у Доронькина, у Кавериной.

4 этап - заключительный

На 4 этапе обучающиеся знакомятся со структурой КИМов по химии, нормативными документами, спецификациями к экзамену, демоверсией. Первое полугодие в 11 классе проходим полностью общую химию, разбирая теоретические вопросы и работая с тематическими тестами. Считаю, что подготовка должна носить тематический характер. Занятие должно быть посвящено разбору заданий одной темы, а не сплошное выполнение КИМов прошлых лет. Поэтому после изучения темы учащимся предлагается работа с тематическими тестами: вначале это фронтальное обсуждение тестовых заданий (иногда учащимся предлагается отвечать на вопросы по цепочке), затем проводится проверочная работа, которая оценивается. На спецкурсе в 11 классе я особое внимание уделяю мысленному эксперименту, которому посвящаю 10 из 28 занятий. Они также тематические, начинаю со свойств щелочных металлов и их соединений, заканчивая свойствами соединений хрома, железа и марганца, т.е. таким образом мы разбираем достаточно широко химию элементов. В этом мне помогает подборка заданий по всем важным группам элементов, которую я обещала всем и отправила М.Ю.

При подготовке учащихся к ЕГЭ я активно использую интернет-ресурсы. Так, после повторения темы, задается домашняя работа – решение тематических заданий с образовательного портала Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (http://chem.reshuege.ru/). Также мы решаем задачи из Открытого банка заданий ФИПИ (http://www.fipi.ru/). Провожу диагностические и тренировочные работы системы СтатГрад. «Пробные и реальные тесты ЕГЭ».

Провожу пробное тестирование не менее 3 раз в год с глубоким анализом его результатов, вскрываются ошибки, над устранением которых следует работать. Анализируются результаты ЕГЭ прошлых лет, для выявления наиболее распространённых ошибок и повторения соответствующих тем курса. На данном этапе большое внимание уделяется самоподготовке Считаю, что выпускник, обладающий к 4 этапу сформированными в процессе обучения УУД способен самостоятельно подготовиться к экзамену и достичь высокого результата. Самостоятельно выполняя тесты в режиме онлайн или в любом печатном пособии, ребята сверяют ответы с ключом, отмечают ошибки, анализируют их, исправляют, используя литературу, взаимопомощь. Только после этого в случае необходимости обращаются к учителю в любое удобное время.






Методические рекомендации для учащихся.


I. Внимательно читать задания и выделять ключевое слово или слова.

II. При наличии однозначно верного ответа остановиться на нём и не рассматривать другие.

III. Убирать «лишние» варианты.

IV. Установите причинно-следственные связи и отбросьте неверные ответы.

V. Мысленное деление вариантов ответов на подгруппы и анализ полученных данных.

VI. Знание физических свойств веществ, типов кристаллических решеток.

VII. Знание химических свойств простых и сложных веществ, установление причинно-следственных связей.

VIII. Определение необходимого минимума знаний по теме.


Методические рекомендации по оптимизации процесса выполнения заданий повышенного уровня I части

Успех выполнения этих заданий кроется в хорошем знании номенклатуры, классификации и свойств веществ-представителей основных классов неорганических соединений, органических веществ, их типичных представителей.

Рекомендации для учащихся.

I. Знать как тривиальные, так и систематические названия веществ, суффиксов систематических названий, определяющих принадлежность вещества к какому-либо гомологическому ряду, общие формулы гомологических рядов.

II. В заданиях на «соответствия» мысленно структурировать столбики, делить их на две подгруппы.

III. Исключать «лишние» элементы в вариантах ответов.

IV. Определять необходимый минимум знаний по свойствам конкретных неорганических или органических соединений.


Особое внимание следует обратить на такие важнейшие темы как «Электролиз растворов и расплавов», «Гидролиз солей».

Рекомендации для учащихся сводятся к следующему:

1. Иметь необходимый минимум знаний по этим темам;

2. Уметь исключать заведомо неверные варианты ответов;

3. Многократная отработка заданий с отличающейся формулировкой.


Методические рекомендации по оптимизации процесса выполнения заданий II части

Каждое из 5 заданий II части индивидуально и нестандартно, поэтому не существует единых «рецептов» их выполнения, и речь может идти лишь о самых общих рекомендациях.

Задания 30 можно условно разделить на три типа:

1. Пропущены формулы каких-либо веществ в правой части уравнения;

2. Пропущены формулы некоторых веществ в левой части;

3. Формулы веществ пропущены в обеих частях уравнения.


Если выпускник затрудняется в написании уравнения окислительно-восстановательной реакции и электронного баланса, то нужно указать хотя бы окислитель и восстановитель.

Большое значение при выполнении заданий 36 имеют знания о влиянии среды при проведении химических реакций, например:

KMnO4 + NH3→MnO2 + N2 + …+ …

Реакция идет в нейтральной среде, следовательно, ученик может догадаться, что пропущенными справа продуктами будет гидроксид калия и вода.

Реакция

KI + KMnO4 + H2SO4→I2 + …+… + H2O

протекает в кислой среде, следовательно, недостающие продукты – сульфат марганца (II) и сульфат калия.

Задание 31 проверяет знания свойств неорганических веществ и является одним из самых трудных для выпускников.

В качестве рекомендаций можно использовать следующие советы:

1. Как правило, две реакции можно написать на основе знания типичных химических свойств основных классов неорганических соединений, а также общих свойств металлов и неметаллов, за что можно получить 2 балла;

2. Если возможно написать несколько уравнений между двумя веществами, то это надо сделать, например,

KOH + H2S → KHS + H2O

2KOH + H2S → K2S + 2H2O

В некоторых случаях для одних и тех же веществ можно составить два уравнения при различных условиях:

Cl2 + 2 NaOH (холод.)→NaCl + NaClO + H2O

3Cl2 + 6NaOH(гор.)→5NaCl + NaClO3 + 3H2O

3. Если ученик составил много уравнений реакций (5-7), то начинать ответ нужно с тех уравнений, в правильности которых абсолютно уверен, так как предметная комиссия «отсекает» первые четыре уравнения.


Успех выполнения задания 32 заключается в знаниях свойств органических веществ, способов их получения и условий протекания химических реакций.

Как правило, упражнений на генетическую связь в курсе органической химии выполняется очень много. Наиболее полезными считаю следующие:

А) упражнения, выявляющие знания типов химических реакций и позволяющее по продуктам определить исходные вещества.

Б) упражнения, выявляющие знания условий процессов и позволяющие установить реагент и продукт реакции.

Так как в задании 32 предполагается 5 уравнений реакций, а не схем, то наибольшие затруднения вызывает подбор коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции. Можно использовать метод электронного баланса. В органической химии окислительно-восстановительной реакции чаще всего протекают в нейтральной и кислой средах, а в качестве окислителей используются перманганат калия или дихромат калия, поэтому необходимо знать продукты их восстановления в этих средах.

Задание 33. представляет собой задачу, для решения которой требуется составить одно-два уравнения химических реакций и сделать расчеты.

При решении расчетных химических задач наиболее четко выделяются два этапа: анализ ситуации и непосредственно математическое решение, то есть некоторой последовательности вычислительных действий.

Большое значение для получения верного результата имеет правильная запись данных задачи, четкое указание всех физических величин, характеризирующих реагирующие вещества: объема или массы раствора, его плотность, массовой доли растворенного вещества в растворе, относительной плотности газов, их объемы.

Задачи 33 достаточно индивидуальны, для их выполнения могут быть даны самые общие рекомендации:

1) если вы не можете решить задачу полностью, выполните те операции, которые вам под силу:

 составьте уравнения возможных реакций;

 рассчитайте количества реагентов или продуктов на основе данных задачи;

 проведите сравнения количеств веществ на основе стехиометрических коэффициентов;

2) если в задаче требуется определить состав и массу полученного продукта, например, соли, то составлению уравнения химической реакции должен представить расчет количеств реагентов и их сравнение, на основе чего принимается решение относительно составления необходимого уравнения реакции и осуществляется расчет продуктов.

Задание 34. предусматривает решение несложной задачи, на вывод формулы органического вещества, например:

1) нахождение формулы вещества по массовым долям элементов;

2) нахождение формулы вещества по массовым долям элементов и данным, позволяющим найти значение молярной массы (относительная плотность одного газа по другому);

3) нахождение формулы вещества по продуктам его сгорания;

4) нахождение молекулярной формулы вещества по общим формулам гомологических рядов;

5) нахождение формулы вещества по уравнениям реакций, если известны данные для двух веществ;

6) вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы вещества.

Эти задачи решаются по алгоритму в курсе органической химии 10 класса и закрепляются при повторении в 11 классе. В 2017 годау предусмотрены записи структурных формул веществ и составление уравнения указанной реакции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!