СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кровь. Кровеносная система.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, смотр знаний, обобщение по итогам изучения темы: "Кровь. Кровообращение"

 

Просмотр содержимого документа
«Кровь. Кровеносная система.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18













Урок – смотр знаний по теме:

«КРОВЬ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»

8 класс














Составлено учителем биологии

МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Тереховой Екатериной Александровной.











г. Иркутск



ЦЕЛЬ: повторение и обобщение знаний на основе развития креативных навыков.

ЗАДАЧИ:

обучающие - учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения; работу сердца (сердечный цикл); образование тромба; формирование иммунитета;

воспитательные - быть знакомыми с заболеваниями сердечно – сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно – сосудистой системы;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения.


ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Строение сердца», «Кровообращение». Бумага, карточки с заданиями и тестами, лист для выставления оценок, вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания ПМП, цветные фишки. Таблички с названиями команд, жюри. Мультимедийное оборудование


Класс заранее делится на три команды, придумывает название команды, девиз и на перемене рассаживаются по командам на 1, 2 и 3 ряды. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки: каждый цвет дает возможность представителям команд участвовать в одном из конкурсов.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы закончили знакомство с большой и трудной темой – «Кровь. Кровообращение». На этом уроке мы обобщим все полученные Вами знания по данной теме. Сделаем мы это в форме игры. От каждой команды Вы делегируете участника жюри, которые, вместе с гостями урока, будут подводить итоги конкурсов.



II. Проверка знаний учащихся. Проводится в виде игр – конкурсов.

Перед каждым конкурсом ставится цель, оценивает результаты жюри. У жюри есть ключи ответов на каждый конкурс.


1. Конкурс «РАЗМИНКА» Анатомические загадки.

Слушая маленькие стишки, заканчивать их.


Предлагаю Вам ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – жетон быстро поднимает.

Кто с темой нашею знаком, тому загадки нипочем.

Вмиг связать с кислородом

Может только он один.

Он живет в эритроцитах,

Как зовут? (Гемоглобин).

Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган? Это - …(сердце).

Кислород доставит всюду

(Это, братцы, не проблема),

Как зовется это чудо?...

(Кровеносная система).

Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен,

Это … (углекислый газ).

И совсем наоборот

Поглощаем … (кислород).

Вмиг микробы все убиты!

Подключились … (лимфоциты).

Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит … (кровь).

Стоп, микробы! Хода нет!

У меня … (иммунитет).



2. Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…».

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие голубую фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа. Ответы записываются на листах соответствующего цвета, Ф.И. ученики подписывают.

1. 90% (количество воды в крови).

2. 300 г. (масса сердца).

3. 65 – 70 раз в мин (количество сердечных сокращений).

4. 0,8 секунды (длительность сердечного цикла).

5. 5 млн./мм кубич. (количество эритроцитов).

6. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).

7. 0,4 секунды (пауза сердечного цикла)

8. 6 – 8 тыс./мм кубич. (количество лейкоцитов).

9. 20 – 25 сек. (полный кругооборот по большому кругу).

10. 100 тыс. км (общая протяженность капилляров).

Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 – 2 ошибки; «3» - 3 – 5 ошибок.





3. Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».

Условия: работают ученики с сиреневыми фишками. Работают во время проведения конкурса «С точностью до…». Они выявляют ошибки в тексте, выписывают их на бумагу соответствующего цвета. Сдают на проверку жюри.


Т е к с т ы к конкурсу «Найди ошибку».


1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в печени (красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (кислорода). 6 ошибок.


2. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют постоянную форму (непостоянную) и хорошо выраженное ядро.

В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. (6 – 9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены (антитела), способные нейтрализовать инфекцию. 6 ошибок.


3. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются) между собой. Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут (секунд). 6 ошибок.

Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 – 3 ошибки.








4. Конкурс «ПРИЁМ В ТРАВМПУНКТЕ».

В конкурсе участвуют все ребята. Они должны оказать помощь «пострадавшему», задания выбираются жеребьевкой.



Задания:

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.


2. У пострадавшего глубокий порез в районе запястья, из раны течет темно – вишневая кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.


3. Бегая на перемене, мальчики сильно ударились, у одного из них пошла носом кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.



5. Работа с тестом – нумератором по вариантам. Все ученики на оценку выполняют это задание, работы сдают на проверку учителю. В это время учитель подводит итоги конкурсов.



I вариант.

А – выписать цифры, которыми обозначены признаки малого круга кровообращения.

Б – выписать цифры, которыми обозначены кровеносные сосуды и камеры сердца, содержащие артериальную кровь.

В – выписать цифры, которые обозначают строение полулунных клапанов.




II вариант.

А – выписать цифры, которыми обозначены признаки большого круга кровообращения.

Б – выписать цифры, которыми обозначены кровеносные сосуды и камеры сердца, содержащие венозную кровь.

В – выписать цифры, которые обозначают строение створчатых клапанов.








Цифры, обозначающие признак:

I вариант II вариант

1. Правое предсердие ---------------------------------------------------- 14.

2. Правый желудочек ---------------------------------------------------- 15.

3. Левое предсердие ----------------------------------------------------- 16.

4. Левый желудочек ------------------------------------------------------ 17.

5. Аорта --------------------------------------------------------------------- 18.

6. Легочная артерия ------------------------------------------------------ 19.

7. Верхняя и нижняя полые вены ------------------------------------- 20.

8. Легочные вены --------------------------------------------------------- 21.

9. Легочные капилляры ------------------------------------------------- 22.

10. Артерии во всех частях тела --------------------------------------- 23.

11. Капилляры в тканях -------------------------------------------------- 24.

12. Артериальная кровь превращается венозную ------------------ 25.

13. Венозная кровь превращается в артериальную ---------------- 26.



III. Поведение итогов.

1. Оценка участия в конкурсах и результаты конкурсах.

2. Выставление оценок.

3. Общие итоги и выводы.
























Приложение 1

КЛЮЧ ответов для жюри.


Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…». Правильные ответы даны в скобках.

Максимальное количество баллов – 10, остальные от количества правильных ответов.

1. 90% (количество воды в крови).

2. 300 г. (масса сердца).

3. 65 – 70 раз в мин (количество сердечных сокращений).

4. 0,8 секунды (длительность сердечного цикла).

5. 5 млн./мм кубич. (количество эритроцитов).

6. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).

7. 0,4 секунды (пауза сердечного цикла).

8. 6 – 8 тыс./мм кубич. (количество лейкоцитов).

9. 20 – 25 сек. (полный кругооборот по большому кругу).

10. 100 тыс. км (общая протяженность капилляров).


Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 – 2 ошибки; «3» - 3 – 5 ошибок.

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ». Неправильные ответы выделены жирным шрифтом, правильные в скобках курсивом.

Максимальное количество баллов – 6, остальные от количества правильных ответов.


1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в печени (красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (кислорода). 6 ошибок.


2. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют постоянную форму (непостоянную) и хорошо выраженное ядро.

В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. (6 – 9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены (антитела), способные нейтрализовать инфекцию. 6 ошибок.


3. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются) между собой. Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут (секунд). 6 ошибок.


Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 – 3 ошибки.

Приложение 2


Задания для учащихся

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».

1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в печени. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ.

Все найденные Вами ошибки выпишите:

______________________________________________________________

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».

2. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют постоянную форму и хорошо выраженное ядро. В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены, способные нейтрализовать инфекцию.

Все найденные Вами ошибки выпишите:

_____________________________________________________________

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».

3. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются между собой. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут.

Все найденные Вами ошибки выпишите:

_______________________________________________________________

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.

___________________________________________________________________________

2. У пострадавшего глубокий порез в районе запястья, из раны течет темно – вишневая кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.

_____________________________________________________________________________

3. Бегая на перемене, мальчики сильно ударились, у одного из них пошла носом кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.


Приложение 3

Л И С Т

оценивания команд



Название конкурсов

Баллы за конкурсы

Команда 1

Команда 2

Команда 3


1.

Название и девиз команды.

(Максим. 5 баллов)




2.

Разминка. (От количества угаданных терминов)




3.

«С точностью до…».

(Максим. 30 баллов)




4.

«Найди ошибку».

(Максим. 18 баллов)




5.

«Прием в травмпункте».

(Максим. 5 баллов)




6.

ИТОГО:




6.

ИТОГО:











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!