6
Донецкая общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней № 10 Донецкого горсовета Донецкой области
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
урока биологии для учащихся 9 класса
на тему:
«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.
ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ.»
Разработка:
учителя биологии ДОШИ № 10
Козлова Сергея Николаевича.
г. Донецк
2015-2016 уч.год
ТЕМА УРОКА:
«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.
ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ».
Цель урока:
дать понятие о внутренней среде организма и его гомеостазе;
определить функции крови и её состав; разъяснить явления диффузии и осмоса, их роли в поддержании постоянства внутренней среды организма;
изучить роль воды в указанных и иных процессах жизнедеятельности живых организмов;
сформировать целостное представление о внутренней среде организма, взаимодействию всех её жидких сред.
Тип урока:
Оборудование и материалы:
таблицы: «Одноклеточные организмы», «Кольчатые черви», «Кровеносная система»; для демонстрации опыта: 3 кусочка картофеля, 3 пробирки с дистилированной водой, с 0,9% и 10% растворами поваренной соли.
Термины и понятия:
внутренняя среда организма, гомеостаз, лимфа, тканевая жидкость, физиологический раствор, кровяные клетки: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
План изложения материала:
Эволюционное представление о возникновении кровеносной системы;
Внутрення среда организма, гомеостаз;
Обмен веществ, диффузия и осмос;
Значение и функции крови;
Состав крови.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:
Беседа с элементами рассказа:
Чтобы перейти к изучению следующей темы, нам необходимо
перенестись на миллионы лет назад, когда на Земле в глубинах мирового океана только зародилась жизнь … (вопрос к классу: Какие формы жизни существовали в воде изначально?) … Да, кроме одноклеточных водных существ ничего более не существовало. Суша была мертва. Только голые скалы, извергающие огненную лаву, заполняли её.
Жизнь зародилась в воде, она была частью воды, она несла в себе воду и
всё, что ей было свойственно. Миллиарды одноклеточных буквально «кишили» в воде, из поколения в поколение совершенствуясь, приспосабливаясь и усложняясь. Они несли в себе полное подобие океанским водам, но они были живые, они питались, росли, размножались, чем и отличались от неживой природы. Им были свойственны: обмен веществ, своеобразная внутренняя химическая среда, способность поддерживать её постоянство.
Позже одноклеточные объединились в …(какие формы жизни
появились после одноклеточных животных?)
…Да, колонии, колониальные животные, а потом, ещё через несколько миллионов лет и поколений, появились … (Какие организмы появились после одноклеточных и колониальных, более сложные?)…мноклеточные организмы, в которых каждая клетка стала выполнять определенные функции. Возникли отдельные органы, потом системы органов, появилась замкнутая кровеносная система. И первым предком, которому мы обязаны такой системой, являются кольчатые черви. Да, обычный дождевой червяк – наш далёкий предок или «родственник», которому мы также благодарны и за вторичную полость тела, где с таким успехом разместились все наши внутренние органы.
Почему же кровеносная система такая важная? Об этом мы сейчас и
поговорим…
(запишем в рабочих тетрадях тему нашего урока)
II. Изучение нового материала:
В организме многоклеточных животных имеются три особые жидкие среды, каждая из которых выполняет определёную роль в жизнедеятельности организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость.
Кровеносная система вместе с лимфатической системой и тканевой жидкостью формируют так называемую внутреннюю среду организма (записать в тетрадь). Они обеспечивают каждую клетку питательными веществами и выводят из организма продукты жизнедеятельности. Внутренние жидкие среды по своим физическим и химическим свойствам постоянны, что характерно каждому живому существу. Нарушение такого постоянства вызывает нарушение жизненных функций организма и даже его гибель. Поддержание постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом (записать в тетрадь).
Кроме этого, жидкие среды организма поддерживают постоянную температуру тела (особенно у теплокровных животных), кровяное давление, осмотическое давление в клетках, кислотно-щелочной балланс, другие физиологически функции. Эти процессы находятся в тесном взаимодействии с жизненно важными органами и системами: дыханием, выделением, пищеварением, которые контролируются нервной и эндокринной системами.
Посмотрите на рис. 57 (стр.82 учебника Н.Н. Шабатуры). Пищеварительная система через кишечник снабжает нас питательными веществами. Дыхательная – обогащает кровь кислородом и выводит из клеток углекислый газ. Выделительная система через почки очищает наш организм от продуктов распада, лишней воды и минеральных веществ.
Все указанные обменные процессы проходят на уровне клеток, между кровью, лимфой и тканевой жидкостью (посмотрите на рис. 58 на стр. 83 учебника). Они обеспечиваются специфическими физическими процессами -–диффузией (проникновение веществ через полупроницаемые мембраны) и осмосом (внутриклеточное давление, возникающее в результате разности концентрации веществ с внешней средой, межклеточным пространством) (записать в тетрадь).
Чтобы понять важность явлений диффузии и осмоса, посмотрим на наш демонстрационный опыт, который мы подготовили заранее с нашим лаборантом:
в трёх пробирках были помещены по одному одинаковому кусочку картофеля;
в пробирке № 1 – дистиллированная вода; по 2-й – 0,9% раствор поваренной соли, а в 3-ей – 10% раствор этой соли.
Прошло более часа…
Заметно, что в 1-й пробирке кусочек картофеля увеличился в размерах, потому что молекулы воды проникли («диффундировали») в его клетки, увеличив осмотическое давление, вследствие разности концентрации солей снаружи и внутри этих клеток;
Во 2-й пробирке – ничего не изменилось, потому что концентрация солей снаружи и внутри одинакова;
В 3-й пробирке – кусочек «сжался», потому что клетки картофеля отдали всю воду в «сильный» наружный раствор соли.
Сделаем вывод: благодаря диффузии и осмосу вода и соли проникают из клетки или в клетку, стремясь уравнять внутреннее и наружное внутриклеточное, осмотическое давление.
Зачем же нужна кровь?
Кровь выполняет две важнейшие функции: транспортную и защитную. О траспортировке газов, питательных веществ и продуктов обмена веществ мы уже говорили, а защитная функция состоит в уничтожении поступающих в организм инородных тел (вирусы, бактерии) и обезвреживании ядовитых веществ, образующихся и попадающих в него.
Надо сказать, что и кровь, и лимфа, и тканевая жидкость по своему строению относится к определённому типу животных тканей, но с большим количеством тканевой жидкости (до 90%). (К какому типу тканей относится кровь и лимфа?)… Это… соединительная ткань.
В отличие от прочих тканей, клетки крови не соеденены между собой а свободно пребывают в плазме (так называется тканевая жидкость крови). Эти клетки не одинаковы и выполняют различные функции: эритроциты – транспортируют газы, лейкоциты – обеспечивают иммунитет, тромбоциты – участвуют в свёртывании крови (записать в тетрадь). Они образуются в органах кроветворения и разрушаются в печени и селезёнке. Их называют форменными элементами крови. (внимательно рассмотрите рис.59)
Подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.
Что представляет собой тканевая жидкость крови? Практически это вода с растворёнными в ней минеральными и органическими веществами. Органических веществ (белков – до 8%, жиров – до 0,8%, углеводов – до 0,12%) в крови около 9%, а неорганических – до 1%, одной только поваренной соли - 0,9%. Раствор соли такой концентрации медики называют физиологическим раствором, применяемый для пополнения объёма крови в случае кровопотери и поддержания кровяного давления (записать в тетрадь).
При изучении кровообращения всех интересует вопрос: сколько в организме человека крови? Каждый может это посчитать довольно точно, зная, что кровь составляет около 7,7% от общей массы тела и, зная вес своего тела, можно посчитать сколько у вас крови. Для этого составьте пропорцию:
Вес тела - 100%
Масса крови - 7,7%
Вес тела х 7,7 %
Масса крови = ------------------------;
100%
Эту задачу вы решите дома. Это будет вашим домашним заданием…
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся:
Вопросы к учащимся:
Что такое гомеостаз?
Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза?
Благодаря чему кровь может выполнять свои функции?
Назовите форменные элементы крови.
Что такое диффузия и осмос?
(При наличии большего времени возможно заменить на самостоятельный тестированный контроль знаний учащихся – по карточке – см. приложение).
IV. Домашнее задание:
$ 22, - изучить. Рисунки к $ - рассмотреть и зарисовать рис. 58 в рабочую тетрадь. Отвечать на вопросы к параграфу.
Приложение:
Самостоятельная работа:
№ | Вопросы | Варианты ответов | |
1. | Процессы поддержания постоянства внутренней среды организма – это: | А) гомеопатия; Б) гомология; В) гомеостаз; Г) адаптация. | |
2. | Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза? | А) кровеносная; Б) лимфатическая; В) мышечная; Г) скелетная. | |
3. | Благодаря чему кровь может выполнять свои функции? | А) благодаря плазме; Б) различным клеткам; В) химическому составу; Г) наличию воды. | |
4. | Выберите форменные элементы крови: | А) хлоропласты; Б) лейкопласты; В) эритроциты; Г) тромбоциты. | |
5. | Проникновение веществ через полупроницаемые мембраны – это: | А) осмос; Б) плазмолис; В) диффузия; Г) конвекция. | |
№ | Вопросы | Варианты ответов | |
1. | Процессы поддержания постоянства внутренней среды организма – это: | А) гомеопатия; Б) гомология; В) гомеостаз; Г) адаптация. | |
2. | Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза? | А) кровеносная; Б) лимфатическая; В) мышечная; Г) скелетная. | |
3. | Благодаря чему кровь может выполнять свои функции? | А) благодаря плазме; Б) различным клеткам; В) химическому составу; Г) наличию воды. | |
4. | Выберите форменные элементы крови: | А) хлоропласты; Б) лейкопласты; В) эритроциты; Г) тромбоциты. | |
5. | Проникновение веществ через полупроницаемые мембраны – это: | А) осмос; Б) плазмолис; В) диффузия; Г) конвекция. | |