СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

-дать понятие о внутренней среде организма и его гомеостазе;

-определить функции крови и её состав; разъяснить явления диффузии и осмоса, их роли в поддержании постоянства внутренней среды организма;

-изучить роль воды в указанных и иных процессах жизнедеятельности живых организмов;

-сформировать целостное представление о внутренней среде организма, взаимодействию всех её жидких сред.

Просмотр содержимого документа
«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ»

6


Донецкая общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней № 10 Донецкого горсовета Донецкой области







ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН


урока биологии для учащихся 9 класса

на тему:


«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.

ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ.»







Разработка:

учителя биологии ДОШИ № 10

Козлова Сергея Николаевича.







г. Донецк

2015-2016 уч.год




ТЕМА УРОКА:


«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.

ФУНКЦИИ И СОСТАВ КРОВИ».




Цель урока:

  • дать понятие о внутренней среде организма и его гомеостазе;

  • определить функции крови и её состав; разъяснить явления диффузии и осмоса, их роли в поддержании постоянства внутренней среды организма;

  • изучить роль воды в указанных и иных процессах жизнедеятельности живых организмов;

  • сформировать целостное представление о внутренней среде организма, взаимодействию всех её жидких сред.


Тип урока:

  • урок изучения нового материала.


Оборудование и материалы:

таблицы: «Одноклеточные организмы», «Кольчатые черви», «Кровеносная система»; для демонстрации опыта: 3 кусочка картофеля, 3 пробирки с дистилированной водой, с 0,9% и 10% растворами поваренной соли.


Термины и понятия:

внутренняя среда организма, гомеостаз, лимфа, тканевая жидкость, физиологический раствор, кровяные клетки: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.


План изложения материала:


  1. Эволюционное представление о возникновении кровеносной системы;

  2. Внутрення среда организма, гомеостаз;

  3. Обмен веществ, диффузия и осмос;

  4. Значение и функции крови;

  5. Состав крови.







СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:


I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:

Беседа с элементами рассказа:

Чтобы перейти к изучению следующей темы, нам необходимо

перенестись на миллионы лет назад, когда на Земле в глубинах мирового океана только зародилась жизнь … (вопрос к классу: Какие формы жизни существовали в воде изначально?) … Да, кроме одноклеточных водных существ ничего более не существовало. Суша была мертва. Только голые скалы, извергающие огненную лаву, заполняли её.

Жизнь зародилась в воде, она была частью воды, она несла в себе воду и

всё, что ей было свойственно. Миллиарды одноклеточных буквально «кишили» в воде, из поколения в поколение совершенствуясь, приспосабливаясь и усложняясь. Они несли в себе полное подобие океанским водам, но они были живые, они питались, росли, размножались, чем и отличались от неживой природы. Им были свойственны: обмен веществ, своеобразная внутренняя химическая среда, способность поддерживать её постоянство.

Позже одноклеточные объединились в …(какие формы жизни

появились после одноклеточных животных?)

…Да, колонии, колониальные животные, а потом, ещё через несколько миллионов лет и поколений, появились … (Какие организмы появились после одноклеточных и колониальных, более сложные?)…мноклеточные организмы, в которых каждая клетка стала выполнять определенные функции. Возникли отдельные органы, потом системы органов, появилась замкнутая кровеносная система. И первым предком, которому мы обязаны такой системой, являются кольчатые черви. Да, обычный дождевой червяк – наш далёкий предок или «родственник», которому мы также благодарны и за вторичную полость тела, где с таким успехом разместились все наши внутренние органы.

Почему же кровеносная система такая важная? Об этом мы сейчас и

поговорим…

(запишем в рабочих тетрадях тему нашего урока)

II. Изучение нового материала:

В организме многоклеточных животных имеются три особые жидкие среды, каждая из которых выполняет определёную роль в жизнедеятельности организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость.

Кровеносная система вместе с лимфатической системой и тканевой жидкостью формируют так называемую внутреннюю среду организма (записать в тетрадь). Они обеспечивают каждую клетку питательными веществами и выводят из организма продукты жизнедеятельности. Внутренние жидкие среды по своим физическим и химическим свойствам постоянны, что характерно каждому живому существу. Нарушение такого постоянства вызывает нарушение жизненных функций организма и даже его гибель. Поддержание постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом (записать в тетрадь).

Кроме этого, жидкие среды организма поддерживают постоянную температуру тела (особенно у теплокровных животных), кровяное давление, осмотическое давление в клетках, кислотно-щелочной балланс, другие физиологически функции. Эти процессы находятся в тесном взаимодействии с жизненно важными органами и системами: дыханием, выделением, пищеварением, которые контролируются нервной и эндокринной системами.

Посмотрите на рис. 57 (стр.82 учебника Н.Н. Шабатуры). Пищеварительная система через кишечник снабжает нас питательными веществами. Дыхательная – обогащает кровь кислородом и выводит из клеток углекислый газ. Выделительная система через почки очищает наш организм от продуктов распада, лишней воды и минеральных веществ.

Все указанные обменные процессы проходят на уровне клеток, между кровью, лимфой и тканевой жидкостью (посмотрите на рис. 58 на стр. 83 учебника). Они обеспечиваются специфическими физическими процессами -–диффузией (проникновение веществ через полупроницаемые мембраны) и осмосом (внутриклеточное давление, возникающее в результате разности концентрации веществ с внешней средой, межклеточным пространством) (записать в тетрадь).

Чтобы понять важность явлений диффузии и осмоса, посмотрим на наш демонстрационный опыт, который мы подготовили заранее с нашим лаборантом:

  • в трёх пробирках были помещены по одному одинаковому кусочку картофеля;

  • в пробирке № 1 – дистиллированная вода; по 2-й – 0,9% раствор поваренной соли, а в 3-ей – 10% раствор этой соли.

  • Прошло более часа…

  • Заметно, что в 1-й пробирке кусочек картофеля увеличился в размерах, потому что молекулы воды проникли («диффундировали») в его клетки, увеличив осмотическое давление, вследствие разности концентрации солей снаружи и внутри этих клеток;

  • Во 2-й пробирке – ничего не изменилось, потому что концентрация солей снаружи и внутри одинакова;

  • В 3-й пробирке – кусочек «сжался», потому что клетки картофеля отдали всю воду в «сильный» наружный раствор соли.

  • Сделаем вывод: благодаря диффузии и осмосу вода и соли проникают из клетки или в клетку, стремясь уравнять внутреннее и наружное внутриклеточное, осмотическое давление.


Зачем же нужна кровь?

Кровь выполняет две важнейшие функции: транспортную и защитную. О траспортировке газов, питательных веществ и продуктов обмена веществ мы уже говорили, а защитная функция состоит в уничтожении поступающих в организм инородных тел (вирусы, бактерии) и обезвреживании ядовитых веществ, образующихся и попадающих в него.

Надо сказать, что и кровь, и лимфа, и тканевая жидкость по своему строению относится к определённому типу животных тканей, но с большим количеством тканевой жидкости (до 90%). (К какому типу тканей относится кровь и лимфа?)… Это… соединительная ткань.

В отличие от прочих тканей, клетки крови не соеденены между собой а свободно пребывают в плазме (так называется тканевая жидкость крови). Эти клетки не одинаковы и выполняют различные функции: эритроциты – транспортируют газы, лейкоциты – обеспечивают иммунитет, тромбоциты – участвуют в свёртывании крови (записать в тетрадь). Они образуются в органах кроветворения и разрушаются в печени и селезёнке. Их называют форменными элементами крови. (внимательно рассмотрите рис.59)

Подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.

Что представляет собой тканевая жидкость крови? Практически это вода с растворёнными в ней минеральными и органическими веществами. Органических веществ (белков – до 8%, жиров – до 0,8%, углеводов – до 0,12%) в крови около 9%, а неорганических – до 1%, одной только поваренной соли - 0,9%. Раствор соли такой концентрации медики называют физиологическим раствором, применяемый для пополнения объёма крови в случае кровопотери и поддержания кровяного давления (записать в тетрадь).

При изучении кровообращения всех интересует вопрос: сколько в организме человека крови? Каждый может это посчитать довольно точно, зная, что кровь составляет около 7,7% от общей массы тела и, зная вес своего тела, можно посчитать сколько у вас крови. Для этого составьте пропорцию:

Вес тела - 100%

Масса крови - 7,7%

Вес тела х 7,7 %

Масса крови = ------------------------;

100%

Эту задачу вы решите дома. Это будет вашим домашним заданием…



III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся:

Вопросы к учащимся:

  1. Что такое гомеостаз?

  2. Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза?

  3. Благодаря чему кровь может выполнять свои функции?

  4. Назовите форменные элементы крови.

  5. Что такое диффузия и осмос?

(При наличии большего времени возможно заменить на самостоятельный тестированный контроль знаний учащихся – по карточке – см. приложение).


IV. Домашнее задание:


$ 22, - изучить. Рисунки к $ - рассмотреть и зарисовать рис. 58 в рабочую тетрадь. Отвечать на вопросы к параграфу.

Приложение:

Самостоятельная работа:


Вопросы

Варианты ответов


1.

Процессы поддержания постоянства внутренней среды организма – это:

А) гомеопатия;

Б) гомология;

В) гомеостаз;

Г) адаптация.


2.

Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза?

А) кровеносная;

Б) лимфатическая;

В) мышечная;

Г) скелетная.


3.

Благодаря чему кровь может выполнять свои функции?


А) благодаря плазме;

Б) различным клеткам;

В) химическому составу;

Г) наличию воды.


4.

Выберите форменные элементы крови:



А) хлоропласты;

Б) лейкопласты;

В) эритроциты;

Г) тромбоциты.


5.

Проникновение веществ через полупроницаемые мембраны – это:

А) осмос;

Б) плазмолис;

В) диффузия;

Г) конвекция.




Вопросы

Варианты ответов


1.

Процессы поддержания постоянства внутренней среды организма – это:

А) гомеопатия;

Б) гомология;

В) гомеостаз;

Г) адаптация.


2.

Какие системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза?


А) кровеносная;

Б) лимфатическая;

В) мышечная;

Г) скелетная.


3.

Благодаря чему кровь может выполнять свои функции?

А) благодаря плазме;

Б) различным клеткам;

В) химическому составу;

Г) наличию воды.


4.

Выберите форменные элементы крови:


А) хлоропласты;

Б) лейкопласты;

В) эритроциты;

Г) тромбоциты.


5.

Проникновение веществ через полупроницаемые мембраны – это:

А) осмос;

Б) плазмолис;

В) диффузия;

Г) конвекция.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!