СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кризис-выход есть» (занятие по профилактике кризисных состояний)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы:  в настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую актуальность, т.к. ситуация развития личности в современном обществе крайне нестабильна. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают сопротивляемость личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей и подростков в общество.

Просмотр содержимого документа
««Кризис-выход есть» (занятие по профилактике кризисных состояний)»

«Кризис-выход есть»


(занятие по профилактике кризисных состояний)


Актуальность проблемы:  в настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую актуальность, т.к. ситуация развития личности в современном обществе крайне нестабильна. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают сопротивляемость личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей и подростков в общество.

Цель: дать представление о кризисных ситуациях. Профилактика суицидального поведения.

Задачи: информировать об особенностях кризисных состояний, расширение репертуара конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка:

Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно,  заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой  ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы? Итак, найдите и коснитесь:

  • чего-либо красного;  

  • холодного на ощупь;  

  • шершавого;  

  • того, что весит примерно полкилограмма;  

  • круглого;  

  • железного;  

  • голубого;  

  • прозрачного;  

  • зеленого;    

  • чего-нибудь из золота;  

  • части одежды, показавшейся вам шикарной;  

  • руки, которую вы находите интересной;  

  • числа 15;  

  • слова «незабудка».

Задание для воспитанников: если получится выявить способы работы с кризисами. 

Притча: «Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге. 
Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему. 
Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. 
Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.
Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Мини-лекция:

Характеристики кризисного состояния:

  • чувства отчаяния и  одиночества

  • чувство страха

  • изменение системы ценностей

  • повышенная тревожность

  • агрессивность

Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:

1. Преобразование.   Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы – внутренние или  внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком.  Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.

2. Приспособление.  Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами  сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком – ложимся  и ждем).

3.Поиск защиты. Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).   Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь  бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова  вряд ли на него подействуют.    В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы  готовы его поддержать. мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;   z не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»;   z применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»);   z когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;   z главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.   z Такое слушание позволяет: показать собеседнику, что мы его слушаем;   z дать время собеседнику успокоиться.  

4. Саморазрушение. Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

Основное упражнение: Для этого упражнения вам понадобится специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько,  сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения  достаются из него. Вещи достаются как бы на ощупь, та, которая первая попалась в руку. В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать  любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи,  предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление,  которое также очень пригодится вам в жизни. Инструкция: Выберите первого, кто начнет  упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей»  любой предмет. После этого произнесите инструкцию: А теперь нужно подумать, как этот предмет может помочь тебе выйти из кризисной  ситуации, в которую ты попал. И назовите одну из следующих ситуаций:

  • несчастная любовь;  

  • предательство друга;  

  • длительный конфликт с родителями из-за учебы;

  •  ревность молодого человека/девушки;  

  • провал на вступительных  экзаменах в вуз;  и др.  

Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связывать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом – с тем, как это  может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи,  ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.  Лучше, если над каждой ситуацией поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.

 Комментарий: Пусть группа помогает каждому человеку, но только после того, как он сам  предложил первые идеи!

Анализ упражнения: 

  • Какие у вас ощущения после этого упражнения?    

  • Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из  кризиса?

  • Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это нереально, напомните им историю про яблоко и Ньютона, который таким образом, «случайно»  открыл закон всемирного тяготения.

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К  тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись,  любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может  прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом.  

Итоговый вывод:  Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните  для себя одну-единственную вещь: Человек – очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное – пытаться найти выход,  делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть  люди, которые готовы нам помочь. Ищите! Боритесь! И удачи вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!