СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кризис 3-х лет на примере "Алешкиных мыслей" Р. Рождественского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей о кризисном периоде развития в 3 года.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Кризис 3-х лет на примере "Алешкиных мыслей" Р. Рождественского»

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ «АЛЕШКИНЫХ МЫСЛЕЙ»


Еще совсем недавно послушный ребенок становится истеричным, деспотичным, неуправляемым. Кризис трех лет- эмоционально тяжелый период развития как для ребенка, так и для его окружающих.

У Роберта Рождественского есть цикл детских стихов «Алешкины мысли». Сейчас на их примере мы разберем кризис 3-х лет. Итак, посмотрите внимательно на эти строки:

Я себя испытываю-

родителей

воспитываю.

«Сиди!..» - а я встаю.

«Не пой!..» - а я пою.

«Молчи!...» - а я кричу,

«Нельзя!..» - а я хо-чу!!

Но после этого всего

в доме что-то нарастает…

Интересно, кто кого

в результате воспитает?

Думаю, вам многим это уже знакомо. Внешние проявления кризисного поведения ребенка связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребенок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство – это способ проявления собственной воли. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого. Такая капризность ребенка – пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать ее уважения от других. Негативизм в поведении проявляется стремлением сделать все наоборот, даже вопреки своему желанию.

Что же делать в такой ситуации спросите вы? Не пытайтесь ругать или уговаривать ребенка во время приступа негативизма и упрямства, он все равно вас не слышит. Для любой истерики требуется зритель, и ваше повышенное внимание будет ему на руку. Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша на что-то новое, интересное, неожиданное для него. В противном случае, вы можете не обращать какое-то время на него внимание, оставить его наедине с собой (если, конечно, ничего не угрожает его здоровью и жизни в данном месте), истерика быстро прекратится, ведь топать ногами и кричать без зрителей не интересно.

Еще одно проявление кризиса трех лет деспотизм, когда ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет.

Здесь к вопросу «кто кого в результате воспитает?». Если вы не разрешаете что-то ребенку, то стойте на своем до конца. Также важно, чтобы все члены семьи придерживались данного запрета, а не так что:

Со мною бабушка моя,

и, значит, главный в доме —

Я!

Шкафы мне можно открывать,

цветы кефиром поливать,

подушкою в футбол играть

и, лежа на полу, орать.

Могу я есть руками торт,

нарочно хлопать дверью!..

А с мамой это не пройдет.

Я уже проверил.

Будьте последовательны в своих требованиях, то, что «нельзя» сегодня, не стоит разрешать завтра. В противном случае слезы и истерики станут для ребенка хорошим и привычным способом добиться своего. Установите границы «можно» и «нельзя», которые должны определяться сферой безопасности ребенка. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.


Вот еще одна зарисовка из «Алешкиных мыслей»:

Приехали гости.

Я весел и рад.

Пьют чай эти гости,

Едят мармелад.

Но мне не дают мармелада.

Не хочется плакать,

а –

НАДО!


Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах с близкими. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.


Я встал, как неизвестно кто.

И чувствую, что все-

не то!

Не те штаны, не те носки,

не те –

совсем не те! –

шнурки,

не та собака наша,

не та в тарелке каша.

В солдатики

Не та игра,

в руке не то печенье…

Как тяжко жить,

когда с утра

плохое настроенье!

Здесь мы видим пример обесценивания - в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше,  обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

Вся жизнь моя (буквально вся!) —

пока что —

из одних

«нельзя!»

Нельзя крутить собаке хвост.

Нельзя из книжек строить мост

(а может, даже — замок

из книжек

толстых самых!).

Кран у плиты нельзя вертеть,

на подоконнике сидеть,

рукой огня касаться,

ну, и еще — кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

нельзя на скатерти писать,

грызть грязную морковку

и открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда

все-все

мне будет можно!


Еще одно проявление кризиса - строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л. С. Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей. Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  • Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.

  • Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

  • Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

  • Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите«Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь«Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

  • Вернемся к «Алешкиным мыслям»:

День рожденья, день рожденья

был открыт в четыре дня.

Приезжали тети,

дяди,

брали на руки меня,

танцевать меня просили,

брали на руки опять!..

Кинулись к столу.

И долго-

долго не давали спать.

Я сидел в своей кровати,

слушал громкие голова…

А с утра у этих взрослых

болела голова.

Жизнерадостное, бодрое и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от организации режима дня. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Вот что говорит об этом Алешка:

В комнате не слышно крика, —

я немножко подобрел.

На лица моем —

улыбка

и все то,

что я

поел.


Ничего в тарелке не осталось.

Пообедал я, сижу, молчу…

Как же это мама догадалась,

что теперь я

только спать хочу?!


Кризис трех лет не имеет четких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов - это 2-3,5 года. Крайний срок окончания кризиса 4 года. У всех детей протекает по-разному, и продолжительность его может варьироваться от нескольких месяцев до двух лет. Это один из наиболее сложных этапов в жизни детей вне зависимости от их половой принадлежности.


КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО! КРИЗИС – ЭТО ХОРОШО!


Л.С.Выготский считает, что в результате кризиса трехлетнего возраста формируются:

  • Ведущая деятельность: появляется сюжетно-ролевая игра, в которой кроха начинает познавать отношения между людьми.

  • Социальная ситуация развития, при которой первоочередной становится общение со сверстниками, а не со взрослыми. А взрослый становится примером для подражания в игре.

  • Новые грани личности – самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность, рассудительность, осознанность.

Да, Вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень в жизни ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со своим ребенком!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!