Кривоногов А. В.
Конспект урока географии в 8 классе. Раздел «Население России»
Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
Тип урока: первичного получения знаний и формирования предметных умений (выполнение практической работы)
Цель урока:
содержательная - изучить культурно-исторические особенности населения России; разнообразие религиозного состава и географию основных религий на территории страны; межнациональные проблемы и их география
Задачи урока:
Изучить историю формирования российского суперэтноса как мозаику культурно-исторических миров
Выявить влияние природных, исторических и социальных факторов на культурно-исторические особенности народов России – их одежду, жилище, еду, хозяйственную деятельность, духовную культуру
Определить географию основных религий народов России и определить причины межнациональных конфликтов
Оборудование:
политико-административная карта России (на доске)
карты атласа за 9 класс «Народы России» стр.8-9
иллюстрации жилищ – русская изба, нанайский чум, чукотский чум, осетинский дом
Ход урока:
Актуализация знаний учащихся на основе беседы по вопросам после домашнего параграфа и перед §46 и проверка домашнего задания по таблице «Крупнейшие народы России» и вопросу №4 после домашнего параграфа:
Что такое этнос?
Какой признак положен в основу классификации народов?
Какие языковые семьи представлены на территории России?
Используя таблицу, назовите крупнейшие народы России и к какой языковой семье и группе они относятся
Какие народы России имеют свои национально-территориальные образования
Назовите республики России, в которых преобладает коренное население (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чувашия), преобладает русское население (Карелия, Коми, Хакассия, Тува и примерно равное соотношение русского и коренного населения(Якутия, Татарстан, Башкирия, Мордовия, Марийская, Адыгея)
Как мы видим, наша страна многонациональная. Проживая на общей территории в течение многих столетий, многочисленные народы России соединились в суперэтнос – российский народ. Российский суперэтнос – это мозаика различных культурно-исторических миров, которые во многом отражают внутреннюю неоднородность территории России.
- Какие причины повлияли на формирование российского суперэтноса?
Формирование российского суперэтноса происходило под влиянием исторических, природных и социальных факторов. Н.М.Карамзин « Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну державу с Москвою?»
Различие в материальной и духовной культуре, хозяйственной деятельности народов России связано с разнообразием природных условий и ландшафтов, в которых живут народы.
На основе текста учебника стр. 224 дать определение материальной и духовной культуры народов:
Духовная культура – искусство, мифы, обычаи и обряды, нормы поведения и морали.
Материальная культура – традиционная одежда, жилища, сооружения, предметы потребления и т.д.
Материальная культура нашла свое отражение в характере национальной одежды, жилища, питания народов России.
Практическая работа «Выявление зависимости национальной одежды, жилищ, питания и хозяйственной деятельности народа от природных условий, в которых проживает народ»
Класс делится на 8 групп.
Четыре группы работают с куклами – русские, нанайцы, чукчи и осетины
Изучите особенности национального костюма народа, и определите, в какой природной зоне он может проживать. Каким образом это нашло отражение в костюме? Из какого материала сделана одежда, обувь, головной убор? Как выдумаете, чем можно объяснить выбор материалов для костюма?
Используя материалы таблицы «Природные зоны России» (в тетради) установите, как занятие народа нашло отражение в национальном костюме?
Учитывая место проживания народа, определите, какие продукты питания могут преобладать в национальной кухне данного народа.
Сделайте вывод о том, что отражает национальный костюм?
Изучите внешний вид жилища, из какого материала оно сделано, как долго может быть использовано человеком?
Установите с помощью карты и текста учебника, для какой природной зоны оно может быть характерно?
Сделайте вывод о том, чем определяются особенности жилища?
По двум видам работы сформулируйте и запишите в тетрадь закономерность, объясняющую различие в развитии материальной культуры народов России:
Вывод: особенности национальной одежды, жилища, питания и хозяйственной деятельности народа определяются особенностями природных условий, в которых живет народ.
Вопрос классу: Как вы думаете, а оказали ли влияние природные условия места проживания на духовную культуру народов? В чем это нашло отражение?
Что еще могло повлиять на духовную культуру народов?
Задание классу: на основе работы с фрагментом текста учебника на стр. 225, какие еще факторы повлияли на формирование духовной культуры народов?
Одним из элементов духовной культуры населения являются игрушки и музыкальные инструменты.
Еще одним проявлением духовной культуры народа является религия. Длительное время народы России исповедовали язычество. Сейчас оно тоже есть, но представлено у небольшого количества народов.
Работа с картой «Религии народов России» стр. 226в учебнике и политико-административной картой в атласе стр. 4-5:
Какие религии представлены на территории России?
Какую религию исповедуют большинство жителей России
В каких республиках России исповедуют ислам?
В каких республиках исповедуют буддизм
Жители каких национальных территорий являются приверженцами традиционных религий
На территории современной России представлены все три мировые религии – христианство, ислам и буддизм
Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие народы России», графа «религия»: на основе работы с картой религий в учебнике и политико-административной картой в атласе, заполните графу «религия» для крупнейших народов России
крупнейшие народы | языковая семья, группа | религия | численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении России | особенности размещения (в какой части страны, политико-адм. и национально-территориальные единицы РФ |
| | | | |
Народы, населяющие Россию, все имеют разную историю, культуру, язык, религию. Часто непонимание духовной культуры одного народа другим приводит к столкновению интересов и вызывает межэтнические конфликты
Межэтнические конфликты – это конфликты, возникающие на основе межэтнических различий: религии, языка, обычаев и т.д. Самым большим районом таких конфликтов в России является Северный Кавказ, где межэтнические конфликты вылились в военные действия на территории Чечни и Дагестана (в основе – религиозный сепаратизм). Межнациональные конфликты наблюдались в Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге.
Подведение итогов урока(самостоятельно, с использованием текста учебника)
Культурно-исторические особенности народов России складывались под влиянием природных, социальных и исторических факторы
Россия – светское государство, но население России исповедует в основном три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Религиозность носит в основном бытовой и внешнеобрядовый характер
Важным условием развития многонациональной и многоконфессиональной страны является уважительное отношение к людям разных национальностей и религий
Домашнее задание: §46, ответы на вопросы после параграфа