СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кривоногов А. В. Конспект урока географии в 8 классе. Раздел «Население России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кривоногов А. В. Конспект урока географии в 8 классе. Раздел «Население России»»

Кривоногов А. В.

Конспект урока географии в 8 классе. Раздел «Население России»

Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Тип урока: первичного получения знаний и формирования предметных умений (выполнение практической работы)

Цель урока:

  • содержательная - изучить культурно-исторические особенности населения России; разнообразие религиозного состава и географию основных религий на территории страны; межнациональные проблемы и их география

Задачи урока:

  1. Изучить историю формирования российского суперэтноса как мозаику культурно-исторических миров

  2. Выявить влияние природных, исторических и социальных факторов на культурно-исторические особенности народов России – их одежду, жилище, еду, хозяйственную деятельность, духовную культуру

  3. Определить географию основных религий народов России и определить причины межнациональных конфликтов

Оборудование:

  1. политико-административная карта России (на доске)

  2. карты атласа за 9 класс «Народы России» стр.8-9

  3. иллюстрации жилищ – русская изба, нанайский чум, чукотский чум, осетинский дом

Ход урока:

  • Актуализация знаний учащихся на основе беседы по вопросам после домашнего параграфа и перед §46 и проверка домашнего задания по таблице «Крупнейшие народы России» и вопросу №4 после домашнего параграфа:

  • Что такое этнос?

  • Какой признак положен в основу классификации народов?

  • Какие языковые семьи представлены на территории России?

  • Используя таблицу, назовите крупнейшие народы России и к какой языковой семье и группе они относятся

  • Какие народы России имеют свои национально-территориальные образования

  • Назовите республики России, в которых преобладает коренное население (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чувашия), преобладает русское население (Карелия, Коми, Хакассия, Тува и примерно равное соотношение русского и коренного населения(Якутия, Татарстан, Башкирия, Мордовия, Марийская, Адыгея)


  • Усвоение нового материала

  • Как мы видим, наша страна многонациональная. Проживая на общей территории в течение многих столетий, многочисленные народы России соединились в суперэтнос – российский народ. Российский суперэтнос – это мозаика различных культурно-исторических миров, которые во многом отражают внутреннюю неоднородность территории России.

- Какие причины повлияли на формирование российского суперэтноса?

  • Формирование российского суперэтноса происходило под влиянием исторических, природных и социальных факторов. Н.М.Карамзин « Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну державу с Москвою?»


  • Различие в материальной и духовной культуре, хозяйственной деятельности народов России связано с разнообразием природных условий и ландшафтов, в которых живут народы.

  • На основе текста учебника стр. 224 дать определение материальной и духовной культуры народов:

  • Духовная культураискусство, мифы, обычаи и обряды, нормы поведения и морали.

  • Материальная культуратрадиционная одежда, жилища, сооружения, предметы потребления и т.д.

Материальная культура нашла свое отражение в характере национальной одежды, жилища, питания народов России.

  • Практическая работа «Выявление зависимости национальной одежды, жилищ, питания и хозяйственной деятельности народа от природных условий, в которых проживает народ»

  • Класс делится на 8 групп.

  • Четыре группы работают с куклами – русские, нанайцы, чукчи и осетины

  1. Изучите особенности национального костюма народа, и определите, в какой природной зоне он может проживать. Каким образом это нашло отражение в костюме? Из какого материала сделана одежда, обувь, головной убор? Как выдумаете, чем можно объяснить выбор материалов для костюма?

  2. Используя материалы таблицы «Природные зоны России» (в тетради) установите, как занятие народа нашло отражение в национальном костюме?

  3. Учитывая место проживания народа, определите, какие продукты питания могут преобладать в национальной кухне данного народа.

  4. Сделайте вывод о том, что отражает национальный костюм?

  • Четыре группы работают с иллюстрациями жилищ:

  1. Изучите внешний вид жилища, из какого материала оно сделано, как долго может быть использовано человеком?

  2. Установите с помощью карты и текста учебника, для какой природной зоны оно может быть характерно?

  3. Сделайте вывод о том, чем определяются особенности жилища?

  • По двум видам работы сформулируйте и запишите в тетрадь закономерность, объясняющую различие в развитии материальной культуры народов России:

Вывод: особенности национальной одежды, жилища, питания и хозяйственной деятельности народа определяются особенностями природных условий, в которых живет народ.

  • Вопрос классу: Как вы думаете, а оказали ли влияние природные условия места проживания на духовную культуру народов? В чем это нашло отражение?

Что еще могло повлиять на духовную культуру народов?

  • Задание классу: на основе работы с фрагментом текста учебника на стр. 225, какие еще факторы повлияли на формирование духовной культуры народов?

  • Одним из элементов духовной культуры населения являются игрушки и музыкальные инструменты.

  • Сообщение о народном творчестве и народных инструментах (о матрешке и балалайке)


  • Еще одним проявлением духовной культуры народа является религия. Длительное время народы России исповедовали язычество. Сейчас оно тоже есть, но представлено у небольшого количества народов.

  • Работа с картой «Религии народов России» стр. 226в учебнике и политико-административной картой в атласе стр. 4-5:

  • Какие религии представлены на территории России?

  • Какую религию исповедуют большинство жителей России

  • В каких республиках России исповедуют ислам?

  • В каких республиках исповедуют буддизм

  • Жители каких национальных территорий являются приверженцами традиционных религий


  • На территории современной России представлены все три мировые религии – христианство, ислам и буддизм

  • Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие народы России», графа «религия»: на основе работы с картой религий в учебнике и политико-административной картой в атласе, заполните графу «религия» для крупнейших народов России


крупнейшие народы

языковая семья, группа

религия

численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении России

особенности размещения (в какой части страны, политико-адм. и национально-территориальные единицы РФ









  • Народы, населяющие Россию, все имеют разную историю, культуру, язык, религию. Часто непонимание духовной культуры одного народа другим приводит к столкновению интересов и вызывает межэтнические конфликты

  • Межэтнические конфликты – это конфликты, возникающие на основе межэтнических различий: религии, языка, обычаев и т.д. Самым большим районом таких конфликтов в России является Северный Кавказ, где межэтнические конфликты вылились в военные действия на территории Чечни и Дагестана (в основе – религиозный сепаратизм). Межнациональные конфликты наблюдались в Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге.

  • Подведение итогов урока(самостоятельно, с использованием текста учебника)

  • Культурно-исторические особенности народов России складывались под влиянием природных, социальных и исторических факторы

  • Россия – светское государство, но население России исповедует в основном три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Религиозность носит в основном бытовой и внешнеобрядовый характер

  • Важным условием развития многонациональной и многоконфессиональной страны является уважительное отношение к людям разных национальностей и религий

Домашнее задание: §46, ответы на вопросы после параграфа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!