СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценки урока литературного чтения с позиции деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение- учебный предмет, на котором формируется читательская компетентность младшего школьника как основа его дальнейшего самообразования и саморазвития. Качество проведения урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО задаётся рядом критериев. 

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки урока литературного чтения с позиции деятельностного подхода»

«Критерии оценки урока литературного чтения с позиции деятельностного подхода».

Литературное чтение - учебный предмет, на котором формируется читательская компетентность младшего школьника как основа его дальнейшего самообразования и саморазвития. Составляющими читательской компетентности являются овладение навыком чтения, осознанное использование различных приёмов чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое) , знание книг и умение их самостоятельно выбирать Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для литературного развития школьнов.

Качество и эффективность проведения урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО задаётся рядом критериев. Рассмотрим их:

 - во-перевых, Целенаправленность урока.

Выделение образовательной цели( главной) . Берём из программы.

Для примера рассмотрим постановку образовательной(предметной) цели урока по стихотворению С.Маршака «Кот и лодыри» во 2 классе.

-учить детей выразительно читать отрывок стихотворения;

- учить воспринимать на слух художественный текст;

-соотносить смысл пословиц с текстом;

- читать в паре, организовывать взаимодействие.

Образовательные цели мы ставим для себя. А что для учеников? С помощью чего сможем определить, чему они реально смогли научиться на уроке? Для этого учителю необходимо ставить диагностическую цель . Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называются диагностическими. Или результативность. Для того чтобы поставить цели не формально , а в диагностической форме, следует задать себе вопрос: как я проверю , достигнуты ли цели в ходе урока? Что ученики смогут сделать к концу урока? Критерием диагностической цели являются её конкретность, детальность, направленность на достижение определённого результата, измеримость, реалистичность.

В конце урока ученики смогут:

-выразительно прочитать стихотворение ;

-смогут, опираясь на пословицы выявить основную мысль текста;

-объяснить, что такое антитеза, и привести примеры антитезы в изученном стихотворении, как и почему автор относится к своим персонажам.

Критерием оценки урока является работа на уроке по заявленным в программе разделам, а именно:

«Круг детского чтения». Так, изучая стихотворение «Кот и лодыри» учащиеся показывают связь: С.Я.Маршак, он пишет стихи для детей( расширяют круг детского чтения), вспоминают, кто ещё писал стихи для детей.

«Виды речевой и читательской деятельности»

-совершенствуют навык чтения( за счёт пересказа;

-учатся соотносить заглавие с содержанием текста ( его темой, главной мыслью);

« Творческая деятельность»

- чтение стихотворения по ролям.


Оценивая урок литературного чтения, следует задавать вопрос, формируются ли на данном уроке УУД ( подробнее о формировании УУД в книге А.Г.Асмолова)

Напомним, что на уроках литературного чтения формируем следующие универсальные учебные действия:

    Личностные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формирование личностных УУД – есть воспитательная цель урока.

   Регулятивные УУД:

1) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Формирование регулятивных УУД- есть развивающая цель урока.

   Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

4) анализ текста, обобщение;

   Коммуникативные УУД:

1) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2) умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) умение работать в паре, в группах.


-Следующим критерием оценки урока чтения является наличие организованной структуры урока. Технологический процесс обучения, на основе системно- деятельностного подхода, заявленного ФГОС НОО, состоит из трёх частей:

1) информационно-ориентировочной.

2) операционно-исполнительской и 3) контрольно-оценочной и коррекционной.

Информационно- ориентировочная часть (не более 10 минут) включает в себя такие этапы: проверка домашнего задания, вступительная работа к восприятию произведения, первичное восприятие текста, оценка первичного восприятия, постановка проблемного вопроса или творческой задачи.

Операционно-исполнительская часть ( основная часть 20-25 минут) включает в себе перечитывание текста и его анализ , творческие виды работ.

Контрольно-оценочная и коррекционная часть(оценивание планируемых достижений) включает в себя обобщающую беседу.

Рассмотрим структуру урока литературного чтения. (Представлена в книге Т.Рыжковой «Теоретические основы и технологии начального литературного образования», составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО)


1Мотивационный этап

2 Проверка домашнего задания.

В начальной школе этот этап вызывает ряд трудностей. Главная- сколько учеников нужно спросить. Ребёнок должен осознавать, что оценка ставится не за то, что плохо или хорошо он выучил текст, а за то, что плохо или хорошо исполнил произведение. Детей нужно учить оценивать чтение друг друга. Этот этап –единственный, который может «передвигаться» в структуре урока , остальные этапы строго закреплены и не могут быть опущены или переставлены.

3 Этап подготовки к восприятию литературного произведения.

Этот этап необходимое, обязательное звено в структуре урока. Необходимо мотивировать прослушивание текста.


4 Этап первого восприятия.

Кто же должен читать текст произведения? На этот вопрос можно найти противоречивые ответы. Так, Бунеев и Е. Бунеева рекомендуют учителю самому читать незнакомый текст как можно меньше. «На этих уроках дети должны прежде всего учиться читать и понимать текст, поэтому в первый раз читать должны самостоятельно.

М.П. Воюшина отмечает, что первый раз незнакомый текст должен читать учитель. Позиция Воюшиной представляется научно обоснованной.

Отметим, что любое чтение вслух на уроке литературного чтения должно быть подготовленным.

5 Этап выявления специфики восприятия.

Цель- определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, запомнилось, что оказалось сложным.

Чем понравилось?

Кто понравился?

Поделитесь впечатлениями.


6 Этап постановки учебной задачи.

Термин « учебная задача» используется в методике в разном понимании. Во-первых, это задача, которую предстоит выполнить классу в ходе урока, во-вторых, это развивающая задача, поставленная детьми в интересной, увлекательной форме, не просто проанализировать текст, а самим открыть какой-то секрет, закон.

Учебная задача ставится двумя способами.

В виде предложения аналитической деятельности; задать проблемный вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения.

- в виде предложения выполнить какое-либо творческое задание: оформить детскую книжку, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению. и т.д

Таким образом, учебная задача неразрывно связана с предыдущим этапом, логически завершает его. Учитель , выслушав впечатления и мысли учеников, родившееся при первичном восприятии , задаёт проблемный вопрос и , не получив на него ответы, или, получив разные ответы, предлагает ученикам разобраться в проблеме, перечитав и проанализировав текст. Итак, «новым» в структуре современного урока литературного чтения является создание на уроке проблемной ситуации, вопроса. Остановимся на этом подробнее. Рассмотрим примеры:

В стихотворении «Кот и лодыри» проблемный вопрос: «Вы сказали, что вам понравился кот, а автор говорит, что он хмурый. Прочитайте про себя и выделите как выглядит персонаж».

Или: Как выглядит персонаж: портрет( представьте, что вы художник. Какие слова и предложения могут в этом помочь.( повторное чтение и анализ)

Рассмотрим фрагмент урока во 2 класс по басне И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Этап выявления восприятия (5) и постановка учебной задачи(6)

У. Как вы думаете , что же помешало Мартышке верное применение очкам?

Д. Она была глупая, не знала как ими пользоваться.

У А разве глупость состоит в том, что кто-то не знает, как надо пользоваться какими-либо приспособлениями? Вот перед вами прибор. Он называется амперметр .Как им пользоваться? Дети молчат.

У Очевидно, много можно не знать, но не быть глупым. А вот в чём же глупость Мартышки? Попробуем разобраться, перечитав басню внимательно.

Здесь учебная задача предложена в виде проблемного вопроса.

Второй вариант.

У Какие чувства вызвала у вас Мартышка, менялись ли они по ходу чтения басни?

Д Она смешная вертит очками, а потом от злости их разбила.

У Вы сказали разные мнения, интересно, а как к Мартышке относится автор? Меняется ли его отношение? Попробуем найти ответ в тексте басни.

Третий вариант.

Ученикам предлагается творческая деятельность, основанная на сопоставлении текста произведения и его интерпретации художником и предполагающая углубление восприятия детьми.

Таким образом, учебная задача может быть представлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. ПВ всегда предполагает разные возможности его решения. С помощью острого проблемного вопроса создаётся проблемная ситуация, которая даёт толчок к анализу текста. Этот вопрос задаётся в конце проверки первичного восприятия и выполняет роль учебной задачи.

7 Этап перечитывания и анализа произведения.

Дети осознав и приняв учебную задачу, вновь обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему . Повторное перечитывание предшествует анализу текста или сопровождает его .

8 Этап обобщения.
Выделение темы и основных проблем, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение.

9 Рефлексивно-оценочный этап

-Следующим критерием является: полнота Формирование навыка чтения.

Современное литературное чтение предполагает не только полноценное восприятие, глубину понимания текста, но и системную работу над навыком чтения.


-Необходимым является использование на уроке ИКТ.

Использование компьютерных  технологий  на  уроках  литературного  чтения  позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Задача  учителя – сделать  каждый  урок  привлекательным  и современным. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока.

-Ни один урок литературного чтения не должен проходить без работы по развитию речи.

Необходимо выполнение заданий , направленных на развитие речи, формирование диалогической и монологической речи, расширение и уточнение словарного запаса.


Итак, оценивая современный урок литературного чтения с позиции деятельностного подхода, отмечаем:

- наличие целенаправленности. Насколько точно и конкретно определены цели ? Возможно ли реально проверить , достигнуты ли они?


-Формируются ли на данном уроке УУД? На каких этапах урока?

- соответствие описанной выше структуре урока и наличия трёх составных частей: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительской и контрольно-оценочной и коррекционной;

- эффективное использование на уроке ИКТ;

- виды упражнений ,направленных на развитие речи учащихся;

- работа по формированию навыка чтения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!