Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме государственного выпускного экзамена. Русский язык (письменный экзамен)
2016-2017 учебный год
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку
в форме ГВЭ-9 (письменная форма)
1. Критерии оценки сочинения на свободную тему
Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 1.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами)
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1–ФК1 выставляются соответствующие баллы (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами).
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ОВЗ, выполняющих экзаменационные работы 200-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Таблица 1
| Критерии оценки сочинения на свободную тему | Баллы |
ССК1 | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы | 3 |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно | 2 |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы | 1 |
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов. | 0 |
ССК2 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения | |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения | 2 |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения | 1 |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения | 0 |
ССК3 | Композиционная цельность и логичность сочинения | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | 2 |
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей сочинения | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1–ССК3 | 7 |
2. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению.
Критерии оценки сжатого изложения
Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 2–3.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 400-ми номерами).
При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: изложение – от 40 слов (если в сочинении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается
0 баллов).
Таблица 2
| Критерии оценки сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 |
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
| Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1–ИК3 | 4 |
Таблица 2.1
| Критерии оценки подробного изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 |
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения | 0 |
ИК2 | Передача содержания исходного текста | |
| Экзаменуемый подробно передал содержание текста | 1 |
| Экзаменуемый не смог подробно передать содержание текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1–ИК3 | 4 |
Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается 0 баллов).
Таблица 3
| Критерии оценки творческого задания | Баллы |
КТ1 | Соответствие сочинения формулировке задания | |
| Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос | 1 |
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов | 0 |
КТ2 | Отражение собственного мнения экзаменуемого | |
| Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме | 1 |
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу | 0 |
КТ3 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения | |
| Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) | 1 |
| Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1–КТ3 | 3 |
3. Общие для всех видов работ критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблицах 4.1 и 4.2. Таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми, 300-ми, 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми и 400-ми номерами).
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).
При оценке грамотности этой категории участников с ОВЗ следует учитывать специфику их письменной речи, проявляющуюся в «аграмматизмах» (пропуске предлогов, неправильном согласовании слов, использовании «телеграфного стиля» и проч.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки.
Таблица 4.1
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 |
Допущено две-три ошибки | 1 |
Допущено четыре и более ошибок | 0 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять и более ошибок | 0 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три и более ошибки | 0 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять и более ошибок | 0 |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1 | 10 |
Таблица 4.2
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи для обучающихся, выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми и 400-ми номерами | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 |
Допущено три–пять ошибок | 1 |
Допущено пять и более ошибок | 0 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок | 2 |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 |
Допущено шесть и более ошибок | 0 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущено три ошибки | 2 |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 |
Допущено шесть и более ошибок | 0 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок | 2 |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 |
Допущено шесть и более ошибок | 0 |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущено две ошибки в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено три и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1 | 10 |
4. Критерии оценки диктанта (700-е номера вариантов)
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).
Таблица 5
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ДК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 5 |
Допущено две ошибки | 4 |
Допущено три ошибки | 3 |
Допущено четыре ошибки | 2 |
Допущено пять ошибок | 1 |
Допущено шесть и более ошибок | 0 |
ДК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 5 |
Допущено две ошибки | 4 |
Допущено три ошибки | 3 |
Допущено четыре ошибки | 2 |
Допущено пять ошибок | 1 |
Допущено шесть и более ошибок | 0 |
ДК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три и более ошибки | 0 |
ДК4 | Точность записи текста | |
Ошибок в воспроизведении текста нет | 5 |
Допущена одна ошибка в воспроизведении текста | 4 |
Допущено две ошибки в воспроизведении текста | 3 |
Допущено три ошибки в воспроизведении текста | 2 |
Допущено четыре ошибки в воспроизведении текста | 1 |
Допущено пять и более ошибок в воспроизведении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за диктант по критериям ДК1–ДК4 | 17 |
8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации