Критерии и показатели эффективности современного урока.
МИЧУРОВА О.В.-УЧИТЕЛЬ ОБЖ
СМОРОДИНОВА О.Ю.-УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МАОУ СОШ №1 Г. ИВДЕЛЬ
2016 ГОД
Актуальность темы
- В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися средней школы .
- Сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и повысить качество обучения.
- Развивать у школьников эвристическое сознание, которое помогает им самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А это так важно подрастающему человеку.
Цели и задачи работы:
- Цель: осмысление понятия «эффективный урок».
- Задачи:
- 1. Определить критерии эффективного урока.
- 2. Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
- 3. Рассмотреть показатели эффективности урока.
В.А.Сухомлинский:
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Но…урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Что значит слово «эффективность»?
- 1. Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам действенный (словарь С.И. Ушакова)
- 2. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка
- 3. « Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий.
- В связи с требованиями ФГОС учителю необходимо научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию .
Учебной ситуацией может быть:
- Составить: таблицу, график, алгоритм;
- Объяснить содержание прочитанного отрывка;
- Сделать практическую работу.
Конкретность поставленной цели и задачи
- Заинтересованность учителя и ученика Результативность
- Заинтересованность учителя и ученика
- Результативность
Качество и доступность изложенного материала
- Формирование умения и навыка Разнообразие методов и приемов
- Формирование умения и навыка
- Разнообразие методов и приемов
Эмоциональная подача материала
- Индивидуальная работа Выбор типа урока Прогнозирование результата урока
- Индивидуальная работа
- Выбор типа урока
- Прогнозирование результата урока
Критерии эффективного урока
Критерии эффективного урока
Самостоятельность учащихся
Активная и творческая работа учащихся
Взаимодействие учителя и ученика
Самостоятельность учащихся
Умение общаться, стиль общения
Учет учебных возможностей ученика
Сотрудничество
Взаимодействие учителя и ученика
Насыщенность урока, моторная плотность урока
Насыщенность урока, моторная плотность урока
Подготовка учителя к уроку
- При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
- *Учитывает особенности класса:
- * уровень успеваемости,
- * отношение к предмету,
- * темп работы,
- * подготовленность учащихся,
- * отношение к дисциплине,
- * индивидуальные особенности.
10
Способы, формы и виды организации эффективного урока
Дерево решений
Аквариум
Крестики-нолики
Карусель
Суд от своего имени
Мозговой штурм
Незаконченное предложение
Работа в парах
Морской бой
Дискуссия
Конкурс «вралей»
КВН
Дебаты
Аукцион
Ролевая игра
словесные
- источником знания является устное или печатное слово - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово .
- источником знания является устное или печатное слово
- - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово .
наглядные
- источником знания является устное или печатное слово - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты .
- источником знания является устное или печатное слово
- - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты .
практические
- учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия - упражнения, лабораторные и практические работы.
- учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия
- - упражнения, лабораторные и практические работы.
Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока
Интерактивный метод
- Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Схема активного метода
Какие бывают цели и что такое результат эффективного урока?
- Цель образовательная – «что?»
- Цель развивающая – «как?»
- Цель обучающая, воспитывающая- « РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ?».
- Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников»
- Каждый этап урока может иметь свою цель.
- Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум)
- для детей (программа-минимум)
Результат
-
это:
выполнение поставленных задач
использование знаний в жизни
качество знаний и умесаморазвитие, самообучение, самообразование.ний
достижение целей
использование знаний в новых ситуациях
правильный подбор методов и приёмов – это результат
конечный продукт
содержание урока – это ступенька к результату
качество знаний и умений
Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:
- а) знания предмета
- б) культуры общения
- в) любви к детям
Показатели.
- Диалогичность: установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту.
- Проблемность: наличие в учебном материале оснований для пробуждения
- Концептуальность: деятельность по расширению памяти, дополняется деятельностью по расширению мотивационно-оценочной сферы сознания.
- Резонансность. Умения производить слабые, резонансные, воздействия на учащихся.
- Приоритет развития целого.
Эффективным станет урок, если учитывать ,что:
- - словесные средства обучения – 10-20% (слышит);
- - наглядные – 50 % (видит);
- - практические -90% (делает сам).
Урок эффективен, если
- используются здоровьесберегающие технологии
Карта отслеживания эффективности урока (ученик и учитель)
- 1. Твоё отношение к уроку.
- а) отличный, интересный, захватывающий;
- б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
- в) нормальный, обычный;
- г) скучный, работа без интереса;
- д) бесполезный, совсем не интересный.
- 2. Вспомни (как можно точнее тему урока)__________________
- 3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________
- 4. Каков был план урока
- 5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты
- использовал на уроке
- 6. Чему новому ты научился на уроке.
- 7. Какова была главная мысль, идеи на уроке.
- 8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.
Как учитель может определить эффективность урока?
- -усвоение учащимися определённых знаний (результаты фронтального и индивидуального опроса, тестирование, результаты самостоятельных, проверочных, контрольных работ и т.д.);
- - применение знаний в новых ситуациях, использование знаний в жизни;
- - развитие общеучебных умений и навыков;
- - развитие у учащихся познавательных процессов;
- -развитие рефлексии и оценочной деятельности;
- - характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
- - желание ученика найти дополнительную информацию по теме урока.
Заключение.
- Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия и он управляет деятельностью на уроке.
Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.