СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии и показатели эффективности современного урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ И  ДОСТУПНЫМ? КАК ПОВЫСИТЬ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ?  В ЭТОМ ПОМОГУТ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ.

Просмотр содержимого документа
«Критерии и показатели эффективности современного урока.»

Критерии и показатели эффективности современного урока.

Критерии и показатели эффективности современного урока.

МИЧУРОВА О.В.-УЧИТЕЛЬ ОБЖ СМОРОДИНОВА О.Ю.-УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ СОШ №1 Г. ИВДЕЛЬ 2016 ГОД

МИЧУРОВА О.В.-УЧИТЕЛЬ ОБЖ

СМОРОДИНОВА О.Ю.-УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МАОУ СОШ №1 Г. ИВДЕЛЬ

2016 ГОД

Актуальность темы   В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися средней школы .  Сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и повысить качество обучения.  Развивать у школьников эвристическое сознание, которое помогает им самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А это так важно подрастающему человеку.

Актуальность темы

  • В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися средней школы .
  • Сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и повысить качество обучения.
  • Развивать у школьников эвристическое сознание, которое помогает им самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А это так важно подрастающему человеку.
Цели и задачи работы: Цель: осмысление понятия «эффективный урок». Задачи: 1.  Определить критерии эффективного урока. 2.  Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного урока. 3. Рассмотреть показатели эффективности урока.

Цели и задачи работы:

  • Цель: осмысление понятия «эффективный урок».
  • Задачи:
  • 1. Определить критерии эффективного урока.
  • 2. Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
  • 3. Рассмотреть показатели эффективности урока.
В.А.Сухомлинский:   «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Но…урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

В.А.Сухомлинский:

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Но…урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Что значит слово «эффективность»? 1.  Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам действенный (словарь С.И. Ушакова) 2.  Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка 3.  « Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий.

Что значит слово «эффективность»?

  • 1. Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам действенный (словарь С.И. Ушакова)
  • 2. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка
  • 3. « Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий.
В связи с требованиями ФГОС учителю необходимо научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию .
  • В связи с требованиями ФГОС учителю необходимо научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию .
Учебной ситуацией может быть: Составить: таблицу, график, алгоритм; Объяснить содержание прочитанного отрывка; Сделать практическую работу.

Учебной ситуацией может быть:

  • Составить: таблицу, график, алгоритм;
  • Объяснить содержание прочитанного отрывка;
  • Сделать практическую работу.
Конкретность поставленной цели и задачи Заинтересованность учителя и ученика Результативность Заинтересованность учителя и ученика Результативность Качество и доступность изложенного материала Формирование умения и навыка Разнообразие методов и приемов Формирование умения и навыка Разнообразие методов и приемов Эмоциональная подача материала Индивидуальная работа Выбор типа урока Прогнозирование результата урока Индивидуальная работа Выбор типа урока Прогнозирование результата урока Критерии эффективного урока

Конкретность поставленной цели и задачи

  • Заинтересованность учителя и ученика Результативность
  • Заинтересованность учителя и ученика
  • Результативность

Качество и доступность изложенного материала

  • Формирование умения и навыка Разнообразие методов и приемов
  • Формирование умения и навыка
  • Разнообразие методов и приемов

Эмоциональная подача материала

  • Индивидуальная работа Выбор типа урока Прогнозирование результата урока
  • Индивидуальная работа
  • Выбор типа урока
  • Прогнозирование результата урока

Критерии эффективного урока

Критерии эффективного урока Самостоятельность учащихся Активная и творческая работа учащихся Взаимодействие учителя и ученика Самостоятельность учащихся Умение общаться, стиль общения Учет учебных возможностей ученика Сотрудничество Взаимодействие учителя и ученика Насыщенность урока, моторная плотность урока Насыщенность урока, моторная плотность урока

Критерии эффективного урока

Самостоятельность учащихся

Активная и творческая работа учащихся

Взаимодействие учителя и ученика

Самостоятельность учащихся

Умение общаться, стиль общения

Учет учебных возможностей ученика

Сотрудничество

Взаимодействие учителя и ученика

Насыщенность урока, моторная плотность урока

Насыщенность урока, моторная плотность урока

Подготовка учителя к уроку  При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. *Учитывает особенности класса: * уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине, * индивидуальные особенности. 10

Подготовка учителя к уроку

  • При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
  • *Учитывает особенности класса:
  • * уровень успеваемости,
  • * отношение к предмету,
  • * темп работы,
  • * подготовленность учащихся,
  • * отношение к дисциплине,
  • * индивидуальные особенности.

10

Способы, формы и виды организации эффективного урока Дерево решений Аквариум Крестики-нолики Карусель Суд от своего имени Мозговой штурм Незаконченное предложение Работа в парах Морской бой Дискуссия Конкурс «вралей» КВН Дебаты Аукцион Ролевая игра

Способы, формы и виды организации эффективного урока

Дерево решений

Аквариум

Крестики-нолики

Карусель

Суд от своего имени

Мозговой штурм

Незаконченное предложение

Работа в парах

Морской бой

Дискуссия

Конкурс «вралей»

КВН

Дебаты

Аукцион

Ролевая игра

словесные источником знания является устное или печатное слово - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово . источником знания является устное или печатное слово - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово . наглядные источником знания является устное или печатное слово - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты . источником знания является устное или печатное слово - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты . практические учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия - упражнения, лабораторные и практические работы. учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия - упражнения, лабораторные и практические работы. Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока

словесные

  • источником знания является устное или печатное слово - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово .
  • источником знания является устное или печатное слово
  • - рассказ учителя, объяснение, лекция - живое слово .

наглядные

  • источником знания является устное или печатное слово - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты .
  • источником знания является устное или печатное слово
  • - таблицы-схемы .,алгоритмы, перфокарты .

практические

  • учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия - упражнения, лабораторные и практические работы.
  • учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия
  • - упражнения, лабораторные и практические работы.

Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока

Интерактивный метод Интерактивный (

Интерактивный метод

  • Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Схема активного метода

Схема активного метода

Какие бывают цели и что такое результат эффективного урока? Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?» Цель обучающая, воспитывающая- « РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ?». Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников» Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум)  для детей (программа-минимум)

Какие бывают цели и что такое результат эффективного урока?

  • Цель образовательная – «что?»
  • Цель развивающая – «как?»
  • Цель обучающая, воспитывающая- « РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ?».
  • Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников»
  • Каждый этап урока может иметь свою цель.
  • Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум)
  • для детей (программа-минимум)
Результат - это: выполнение поставленных задач использование знаний в жизни качество знаний и умесаморазвитие, самообучение, самообразование.ний достижение целей использование знаний в новых ситуациях правильный подбор методов и приёмов – это результат конечный продукт содержание урока – это ступенька к результату качество знаний и умений

Результат

-

это:

выполнение поставленных задач

использование знаний в жизни

качество знаний и умесаморазвитие, самообучение, самообразование.ний

достижение целей

использование знаний в новых ситуациях

правильный подбор методов и приёмов – это результат

конечный продукт

содержание урока – это ступенька к результату

качество знаний и умений

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: а) знания предмета  б) культуры общения в) любви к детям

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

  • а) знания предмета
  • б) культуры общения
  • в) любви к детям
Показатели. Диалогичность: установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту. Проблемность: наличие в учебном материале оснований для пробуждения Концептуальность: деятельность по расширению памяти, дополняется деятельностью по расширению мотивационно-оценочной сферы сознания.  Резонансность. Умения производить слабые, резонансные, воздействия на учащихся. Приоритет развития целого.

Показатели.

  • Диалогичность: установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту.
  • Проблемность: наличие в учебном материале оснований для пробуждения
  • Концептуальность: деятельность по расширению памяти, дополняется деятельностью по расширению мотивационно-оценочной сферы сознания.
  • Резонансность. Умения производить слабые, резонансные, воздействия на учащихся.
  • Приоритет развития целого.
   Эффективным станет урок, если учитывать ,что:   - словесные средства обучения – 10-20% (слышит); - наглядные – 50 % (видит); - практические -90% (делает сам).

Эффективным станет урок, если учитывать ,что:

  • - словесные средства обучения – 10-20% (слышит);
  • - наглядные – 50 % (видит);
  • - практические -90% (делает сам).

Урок эффективен, если используются здоровьесберегающие  технологии

Урок эффективен, если

  • используются здоровьесберегающие технологии
Карта отслеживания эффективности урока (ученик и учитель) 1.  Твоё отношение к уроку.  а) отличный, интересный, захватывающий;  б) хороший, содержательный, заставляющий работать;  в) нормальный, обычный;  г) скучный, работа без интереса;  д) бесполезный, совсем не интересный.  2. Вспомни (как можно точнее тему урока)__________________  3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________  4. Каков был план урока  5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты  использовал на уроке  6. Чему новому ты научился на уроке.  7. Какова была главная мысль, идеи на уроке.  8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.

Карта отслеживания эффективности урока (ученик и учитель)

  • 1. Твоё отношение к уроку.
  • а) отличный, интересный, захватывающий;
  • б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
  • в) нормальный, обычный;
  • г) скучный, работа без интереса;
  • д) бесполезный, совсем не интересный.
  • 2. Вспомни (как можно точнее тему урока)__________________
  • 3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________
  • 4. Каков был план урока
  • 5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты
  • использовал на уроке
  • 6. Чему новому ты научился на уроке.
  • 7. Какова была главная мысль, идеи на уроке.
  • 8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.
Как учитель может определить эффективность урока?                -усвоение учащимися определённых знаний (результаты фронтального и индивидуального опроса, тестирование, результаты самостоятельных, проверочных, контрольных работ и т.д.); -  применение знаний в новых ситуациях, использование знаний в жизни;    -  развитие общеучебных умений и навыков;   - развитие у учащихся познавательных процессов; -развитие рефлексии и оценочной деятельности; - характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения); - желание ученика найти дополнительную информацию по теме урока.

Как учитель может определить эффективность урока?            

  •   -усвоение учащимися определённых знаний (результаты фронтального и индивидуального опроса, тестирование, результаты самостоятельных, проверочных, контрольных работ и т.д.);
  • -  применение знаний в новых ситуациях, использование знаний в жизни;
  •    -  развитие общеучебных умений и навыков;
  •   - развитие у учащихся познавательных процессов;
  • -развитие рефлексии и оценочной деятельности;
  • - характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
  • - желание ученика найти дополнительную информацию по теме урока.
Заключение. Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия и он управляет деятельностью на уроке.

Заключение.

  • Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия и он управляет деятельностью на уроке.
Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам   учитель.

Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам  учитель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!