Просмотр содержимого документа
«Критерии анализа и оценки руководства трудовой деятельностью дошкольников студентами на педагогической практике»
Критерии оценки
организации и проведения трудовой деятельности дошкольников
на производственной практике
№ п/п | Критерии и показатели оценки | Балл | Макс. балл |
1 | Наличие заверенного руководителем практики конспекта | 1 | 1 |
2 | Подготовка оборудования: | 3 |
Наличие инструментов, материалов и формы для труда | 1 |
Наличие достаточного количества оборудования | 1 |
Соответствие оборудования возрастным возможностям детей | 1 |
3 | Организация труда в различных формах: | 4 |
Поручения | 1 |
Дежурства | 1 |
Коллективный труд | 1 |
Наличие различных форм объединения детей в коллективном труде | 1 |
4 | Организация различных видов труда: | 4 |
Самообслуживание | 1 |
Труд в природе | 1 |
Хозяйственно-бытовой (общественно-полезный) труд | 1 |
Ручной и художественный труд (только в старших группах) | 1 |
5 | Постановка задач руководства: | 5 |
Задачи по формированию трудовых умений и навыков | 1 |
Задачи по формированию компонентов трудовой деятельности | 1 |
Задачи по воспитанию положительных качеств личности в процессе труда | 1 |
Задачи по закреплению знаний о свойствах предметов и материалов | 1 |
Соответствие задач программным требованиям | 1 |
6 | Мотивация детей на труд: | 4 |
Мотивация совместной деятельности | 1 |
Мотивация помощи взрослому | 1 |
Игровая мотивация | 1 |
Мотивация общественной пользы | 1 |
7 | Обсуждение объема работы: | 2 |
Объем работы определяет воспитатель | 1 |
Объем работы определяется в совместном обсуждении с детьми | 1 |
8 | Распределение работы между детьми: | 3 |
Работу распределяет воспитатель | 1 |
Работа распределяется в совместном обсуждении с детьми | 1 |
Воспитатель стимулирует распределение работы между собой детьми | 1 |
9 | Организация рабочего места: | 2 |
Рабочие места, оборудование и форму готовит воспитатель | 1 |
Рабочие места, оборудование и форма готовятся совместно воспитателем и детьми | 1 |
Рабочие места, оборудование и форму готовят дети | 1 |
Уборка оборудования детьми | 1 |
10 | Решение поставленных задач: | 4 |
Формирование трудовых умений и навыков | 1 |
Формирование компонентов трудовой деятельности | 1 |
Воспитание положительных качеств личности | 1 |
Закрепление знаний о свойствах предметов и материалов | 1 |
11 | Целесообразность используемых методов и приемов руководства трудом: | 5 |
Соответствие выбранных приемов руководства возрасту детей | 2 |
Соответствие выбранных приемов руководства поставленным задачам | 2 |
Разнообразие используемых методов и приемов в одной форме организации труда | 1 |
12 | Осуществление контроля за ходом труда детей: | 5 |
Контроль качества действий детей | 1 |
Контроль качества полученного продукта | 1 |
Контроль характера взаимоотношений между детьми в процессе труда (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи) | 1 |
Наличие текущего контроля | 1 |
Наличие итогового контроля | 1 |
13 | Оценка результатов труда детей: | 3 |
Оценка труда детей в соответствии с поставленными задачами | 1 |
Учет индивидуальных особенностей детей в процессе оценки | 1 |
Разнообразие оценки в разных формах организации труда на протяжении дня | 1 |
* При оценке Критерия 9 максимальный балл складывается из показателя 4 + показателя, соответствующего требованиям возрастной группы. Балл не начисляется если наблюдается действие, не соответствующее возрастным требованиям к организации труда детей.
** При оценке Критерия 11, Показателей 1 и 2 допускается разбивка балла: если используемые приемы не всегда соответствуют возрасту детей или поставленной задаче, может быть выставлен 1 балл.
*** Анализ организации труда, выполненный в Дневнике педагогической практики, должен содержать качественную характеристику работы студентов (что удалось, какие приемы были наиболее эффективными) и предложения по устранению замеченных недостатков; должна быть отмечена разница в организации труда в разных возрастных группах.
Расчет отметки студента производится следующим образом:
Подсчитывается сумма баллов, полученное число делится на 9. Результат деления соотносится с таблицей перевода первичных баллов в отметку:
Первичный балл | Отметка |
0 – 2,0 | 2 |
2,1 – 3,0 | 3 |
3,1 – 4,0 | 4 |
4,1 - 5 | 5 |
Для удобства оценки работы студента желательно использовать протокол наблюдения и оценки организации трудовой деятельности (см. Приложение 1).
При оценке Критерия 11, Показателя 1 желательно предварительно выписать перечень методов и приемов руководства трудом детей в разных возрастных группах. В процессе наблюдения за организацией и руководством трудовой деятельностью детей студентами необходимо проставить отметки в ячейках, соответствующих используемым студентом приемов руководства (см. Приложение 2). Для этого предварительно впишите в ячейки верхней строки приемы руководства трудом, используемые в данной возрастной группе. По мере наблюдения проставляйте знак «+» в ячейках строки студента, использующего данный прием в руководстве трудовой деятельностью дошкольников.
Приложение 1.
Протокол наблюдения и оценки организации и руководства трудовой деятельностью дошкольников на производственной практике
Дата наблюдения: «___» _________________ 20____г.
Студенты: «1» - _________________________________________, группа _______________________
«2» - _________________________________________, группа _______________________
«3» - _________________________________________, группа _______________________
№ п/п | Показатели оценки | Макс. балл | «1» | «2» | «3» |
1 | Наличие заверенного руководителем практики конспекта | 1 | | | |
2 | Наличие инструментов, материалов и формы для труда | 1 | | | |
3 | Наличие достаточного количества оборудования | 1 | | | |
4 | Соответствие оборудования возрастным возможностям детей | 1 | | | |
5 | Организация поручений | 1 | | | |
6 | Организация дежурств | 1 | | | |
7 | Организация коллективного труда | 1 | | | |
8 | Наличие различных форм объединения детей в коллективном труде | 1 | | | |
9 | Организация самообслуживания | 1 | | | |
10 | Организация труда в природе | 1 | | | |
11 | Организация хозяйственно–бытового труда | 1 | | | |
12 | Организация ручного и художественного труда (ст – подг) | 1 | | | |
13 | Наличие задач по формированию трудовых умений и навыков | 1 | | | |
14 | Наличие задач по формированию компонентов трудовой деятельности | 1 | | | |
15 | Наличие задач по воспитанию положительных качеств личности в процессе труда | 1 | | | |
16 | Наличие задач по закреплению знаний о свойствах предметов и материалов | 1 | | | |
17 | Соответствие задач программным требованиям | 1 | | | |
18 | Мотивация совместной деятельности | 1 | | | |
19 | Мотивация помощи взрослому | 1 | | | |
20 | Игровая мотивация | 1 | | | |
21 | Мотивация общественной пользы | 1 | | | |
22 | Объем работы определяет воспитатель | 1 | | | |
23 | Объем работы определяется в совместном обсуждении с детьми | 1 | | | |
24 | Работу распределяет воспитатель | 1 | | | |
25 | Работа распределяется в совместном обсуждении с детьми | 1 | | | |
26 | Воспитатель стимулирует распределение работы между собой детьми | 1 | | | |
27 | Рабочие места, оборудование и форму готовит воспитатель | 1 | | | |
28 | Рабочие места, оборудование и форма готовятся совместно воспитателем и детьми | 1 | | | |
29 | Рабочие места, оборудование и форму готовят дети | 1 | | | |
30 | Уборка оборудования детьми | 1 | | | |
31 | Формирование трудовых умений и навыков в труде | 1 | | | |
32 | Формирование компонентов трудовой деятельности в труде | 1 | | | |
33 | Воспитание положительных качеств личности в труде | 1 | | | |
34 | Закрепление знаний о свойствах предметов и материалов в труде | 1 | | | |
35 | Соответствие выбранных приемов руководства возрасту детей | 2 | | | |
36 | Соответствие выбранных приемов руководства поставленным задачам | 2 | | | |
37 | Разнообразие используемых методов и приемов в одной форме организации труда | 1 | | | |
38 | Контроль качества действий детей | 1 | | | |
39 | Контроль качества полученного продукта | 1 | | | |
40 | Контроль характера взаимоотношений между детьми в процессе труда (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи) | 1 | | | |
41 | Наличие текущего контроля | 1 | | | |
42 | Наличие итогового контроля | 1 | | | |
43 | Оценка труда детей в соответствии с поставленными задачами | 1 | | | |
44 | Учет индивидуальных особенностей детей в процессе оценки | 1 | | | |
45 | Разнообразие оценки в разных формах организации труда на протяжении дня | 1 | | | |
Приложение 2.
Протокол фиксации используемых студентом приемов руководства трудовой деятельностью детей
Дата наблюдения: «___» _________________ 20____г.
Студенты: «1» - _________________________________________, группа _______________________
«2» - _________________________________________, группа _______________________
«3» - _________________________________________, группа _______________________
Младшая группа
студент | Используемые приемы |
Сопряженные действия | Пооперационный показ действий | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Средняя группа
студент | Используемые приемы |
Частичный показ действий | … | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Старшая группа
студент | Используемые приемы |
Объяснение способа выполнения | … | … | … | … | … | … | … | … |
«1» | | | | | | | | | |
«2» | | | | | | | | | |
Подготовительная группа
студент | Используемые приемы |
Напоминание | … | … | … | … | … | … | … | … |
«2» | | | | | | | | | |
«3» | | | | | | | | | |