СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии развития ребенка для поступления в 1 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее значимое событие для ребенка 7 лет – это выход из детского сада и поступление в школу.  Автором представлен сценарий консультации (родительского собрания) и рекомендаций для родителей будущих первоклассников о том, какое речевое развитие должно быть у ребенка поступающего в школу. 

Просмотр содержимого документа
«Критерии развития ребенка для поступления в 1 класс»

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о готовности ребенка к школе, что должен знать и уметь ребенок к первому классу.

1). Основные компоненты устной речи:

-Звукопроизношение

-Фонематические процессы

- Слоговая структура слова

-Лексический запас

-Грамматический строй

2). На что нужно обратить внимание в первую очередь родителям:

-Мелкая моторика рук и психические процессы

-Правильное произношение всех звуков

-Умение различать звуки речи на слух

-Владение навыками звукового анализа и синтеза

-Словарный запас

-Сформированность грамматического строя речи

-Связная речь

-Речевая коммуникация

3). Артикуляционная моторика (это объем движений, переключаемость и двигательная функция губ и языка при произношении звуков). Внятность и чистота произнесения звуков в первую очередь зависит от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушении его двигательных функций страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки не произносятся, заменяются, искажаются или звучат смазано. Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука, используются артикуляционные упражнения. ВАЖНО: Упражнения нужно выполнять перед зеркалом. Чтобы ребенок видел, как выполняет взрослый и следил сам за своим выполнением артикуляционных упражнений.

Мелкая моторика. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (обведение и штриховка предметов, су-джок терапия, массаж шишками, перекатывание карандаша между ладонями, шнуровка, нанизывание бусин, сортировка гороха и фасоли, аппликации, лепка, лего конструирование и т.д.).

4). Звукопроизношение

Правильное звукопроизношение формируется к 6 годам. Большинство детей к 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. Если у вашего ребенка есть звуки, которые он произносит не правильно или вообще не произносит, необходимо заняться в первую очередь коррекцией звукопроизношения. Сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, чтобы было достаточно времени не только на постановку звука, но и на введение поставленного звука в речь.

5). Сформированность фонематических процессов

Существуют два термина: фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух – это способность выделять, различать и узнавать звуки речи, фонемы родного языка (гласных, согласных, мягкие-твердые, глухие-звонкие, свистящие-шипящие). Он является частью физиологического слуха, в норме формируется с шестимесячного возраста до двух лет. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, близких по звучанию слов (мал-мял), различение высоты, силы и тембра голоса, различение слогов и фонем – звуков речи.

Если ребенок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что в дальнейшем приведет к появлению стойких ошибок на письме.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу. (Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова?).

6). Слоговая структура слова

Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, велосипед, экскаватор, библиотекарь и т.д.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает слоги, не добавляет буквы или слоги, не заменяет.

!!! Проговаривайте с детьми сложнослоговые слова сначала по слогам, в замедленном темпе, далее убыстряя темп при проговаривании слова.

7). Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

- Относительные прилагательные (карандаш из дерева – какой? - деревяный)

- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стакан-стаканчик)

- Понимать и употреблять предлоги (воробей сидит где? ((на) ветке)).

- Согласовывать числительные и прилагательные с существительными (посчитай «карандаш» от 1 до 5)

- Конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме (доктор, лечить, дети – Доктор лечит детей)

- Называние детенышей животных (у козы – козлята и т.д.)

Что делать?

Составлять рассказ по картинке и серии картинок.

Учите образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы).

Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

8). Словарный запас

К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов).

В своей речи он должен активно использовать все части речи:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Наречия

Антонимы

Синонимы

Числительные

Понимать переносное значение слов

Подбирать обобщающие понятия для группы предметов

Родителям: научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя и не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

9). Связная речь

К 7 годам ребенок должен уметь:

- Пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки

- Составлять рассказ по картинке

- Составлять рассказ по серии картин

- Отвечать на вопросы по тексту

Речь ребенка должна быть развернутой и достаточно выразительной.

10). Речевая коммуникация

- Ребенок должен быть достаточно активен в общении

- Уметь слушать и понимать речь

- Строить общение с учетом ситуации

- Легко входить в контакт с детьми и взрослыми

- Ясно и последовательно выражать свои мысли

11). Советы родителям

- Рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства

- Рассказывать о своей работе

- Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах

- Рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года

- Ходить с детьми на экскурсии, кинотеатры, театры

- Объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью

- Заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки

Успехов Вам и Вашим детям!!!

Учитель-логопед: Четвергова Ольга Викторовна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!