«Обновление содержания образования: ориентация на будущее»
«Обновление содержания образования: ориентация на будущее»
Критериальный метод оценивания учебных достижений учащихся при совершенствовании содержания образования.
Цели, задачи и принципы оценивания
Цели оценивания:
- Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
- Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей
организации учебного процесса и усвоения учебного
материала;
- Внесение корректив в организацию
учебного процесса.
Задачи оценивания
Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности
Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения
Отслеживание эффективности учебной программы
Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями
Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.
ОЦЕНИВАНИЕ
Недостатки существующей системы оценивания
- Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
- Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
- Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления
об усвоении конкретных элементов знаний, умений,
навыков по отдельным разделам учебной программы, что
не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
4. Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Принципы оценивания
Принцип 1.
● Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.
● Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение- оценивание-планирование-...
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться
Принципы оценивания
Принцип 2.
● Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.
Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе обучения
Принципы оценивания
Принцип 3.
● Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов
Сформировать показатели успешности ребенка возможно только в условиях критериального оценивания
Принципы оценивания
Принцип 4.
● Важнейший этап процедуры
оценивания: обратная связь между
оценивающим и оцениваемым.
● Не только учитель, но и ребенок
должен представлять себе то, над
чем ему необходимо работать в
ближайшее время.
В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам
Принципы оценивания
Принцип 5
● Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.
Лист самооценки презентации по теме «Страны СНГ» в 10 классе на уроке-семинаре.
№
п/п
ФИО
ученика
1.
Представле-
ние о бщ ей информаци и
Азовскова Е .
Тема
Примене-ние и проблемы
Элементы управ-ления
Подача мате-риала проекта – презентации
Итоги само-оценки
Итоги взаимо-оценки
Оценка учителя
Сумма оценок
Критерии оценивания презентации по теме «Страны СНГ» в 10-м классе к уроку-семинару.
Критериальная система оценивания – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся по четко разработанным критериям
С одержание
2 балла
Представление о бщ ей информаци и
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
3 балла
Тема
4 балла
Не раскрыта тема. Объ-яснения некорректны, запутаны или не верны.
Применение и проблемы
Информация частично изложена. В работе исполь-зован только один ресурс.
Элементы управления
Не определена область применения темы. Про-цесс решения неточный
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
5 баллов
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.
Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал.
Отражены некоторые обла-сти применения темы. Про - цесс решения неполный.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
Подача материала проекта – презентации
Отражены области примене-ния темы. Процесс решения практически завершен.
Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы.
Отсутствие структуры. Отражены вторичные вопросы. Структура по принципу «Кашу маслом не испортишь».
Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании.
Точный план для создания хорошо оформленной презен-тации. Слайды просты. Испо-льзованы некоторые эффекты.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Хронология не прослежива-ется. Приоритеты на втори-чные вопросы. Структура по принципу «Констатация фактов».
Ясный план для создания кра-сивой и полной презентации. Эффекты и содержание акцен-тируют внимание на теме.
Соблюдение хронологии час-тичное. Приоритеты на втори-чные вопросам. Структура по принципу «Проблема-выводы»
Соблюдается общая структура. Приоритеты на проблемные вопросы. Структура по принципу «Проблема-решение»
Семинары, коуч-сессии по изучению и внедрению
критериального оценивания в школе
и на межшкольном уровне
Виды критериального оценивания
Констатирующее
(итоговое)
оценивание
Формирующее
(текущее)
оценивание
Критериальное оценивание
- Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.
- Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
- Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе.
- Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.
Оценивается только работа учащегося
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей
Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее
Практическая
значимость
критериального
оценивания
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы
Критериальное
оценивание
позволяет
учителям
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности
Улучшить качество
преподавания
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха
Критериальное
оценивание
позволяет
учащимся
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить
Отслеживать прогресс
в обучении ребенка
Получать доказательства
уровня обученности ребенка
Критериальное
оценивание
позволяет
родителям
Обеспечивать ребенку поддержку
в процессе обучения.
При критериальном оценивании развивается познавательный интерес ребенка, желание учиться, трудиться и быть успешным не только в школе, но и во всей последующей жизни
В группе активны все
Бурное обсуждение кластера
Защита проектов
Обсуждая – учусь!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
20