Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Тема: «Крестики – нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Цель: повторить и обобщить знания детей по разделу.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и подарите каждому частичку своего настроения (улыбнитесь). Я надеюсь, что ваше настроение на протяжении всего урока не изменится в худшую сторону, а наоборот станет еще лучше!
-Скажите мне, пожалуйста, какой раздел мы закончили с вами изучать? («Поэтическая тетрадь 2»)
-А творчество каких писателей мы с вами изучили? (Елены Александровны Благининой, Сергея Владимировича Михалкова, Агнии Львовны Барто, Самуила Яковлевича Маршака).
- А как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся и почему мы разделены на 2 команды? Верно, наш обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» пройдёт в виде игры «Крестики-нолики». Почему крестики-нолики? За каждый правильный ответ получает крестик, а ели ответ неверный, то – нолик. (Обобщающий урок, игра «Крестики-нолики»)
-Впереди вас ждут конкурсные задания. Побеждает та команда, у которой правильных ответов будет больше. Желаю вам удачи!
Конкурсы.
Конкурс 1 — «Угадай-ка».
(Вопросы по очереди задаются каждой команде, нужно догадаться о каком произведении идет речь)
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде! (Елена Александровна Благинина «Котёнок»)
Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.. (Сергей Владимирович Михалков «Если»)
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке. (Агния Львовна Барто «В театре»)
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки. (Агния Львовна Барто «Разлука»)
Конкурс 2 — «Собери портрет».
Вам нужно собрать портрет поэта и назвать его Ф. И. О. (Учащимся дается перемешанные разрезанные части портрета писателя, нужно собрать его и узнать)
Конкурс 3 — «Счастливый случай».
Найдите ошибку в стихотворении и исправьте ее, назвать автора
Карточка 1
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Карточка 2
Найдите ошибку в стихотворении и исправьте ее.
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, досочка кончается.
Сейчас я упаду.
А кто является автором этих двух стихотворений? (Агния Львовна Барто)
Конкурс 4 — «Что спрятано за маской?»
Найдите в учебнике стихотворения
Елены Александровны Благининой «Котёнок» и «Кукушка». За короткое время нужно подготовить и показать пантомиму (без слов изобразить то, что нужно в стихотворении), чтобы команда догадалась о названии стихотворения).
Конкурс 5. Выразительное чтение.
команда должна прочитать стихотворение, в котором есть строка …
Конкурс 5 — «Соответствие».
(Учащимся представлены портреты и фамилии поэтов, их нужно соотнести)
1 команда
Портреты — Барто, Маршак, Михалков, Толстой.
Фамилии — Барто, Маршак, Михалков.
2 команда
Портреты – Барто, Благинина, Михалков.
Фамилии – Барто, Маршак, Михалков, Благинина.
Конкурс 6 – «Строители».
(Учащиеся, как настоящие строители, четверостишие должны сложить стихотворение и прочитать).
Команда 1.
-В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
-И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу.
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
-Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной. (Маршак)
Команда 1.
-Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку
—Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
-То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»
-Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!» (Елена А. Благинина)
Конкурс 7- «Темная лошадка»
В этом конкурсе вы должны узнать автора, из биографии которого я прочитаю отрывки.
Команда 1.
«Печатать свои стихи она начала в журнале “Мурзилка” в начале I930-х гг. У этой поэтессы было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина». (Е. Благинина.)
Команда 2.
«В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт — выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем и семье — в мае 1945 г. погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для u: детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей». (А. Барто.)
Конкурс -8. «Заморочки из бочки»
Задания для команды 1
Наконец-то я в балете! Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла.
Как объяснить их смысл?
Кому из поэтов принадлежат строки?
Задания для команды 2
И звучат печально гаммы В нашей комнате без мамы.
Как объяснить их смысл?
Кому из поэтов принадлежат строки?
Конкурс -9
Запиши названия изученных в разделе произведений в два столбика, указав автора.
В левый столбик произведения грустные по своему характеру, а в правый столбик – веселые.
Подведение итогов игры
Вот и закончилась наша игра «Крестики-нолики» по «Поэтической тетради 2». Вы показали хорошие знания, умеете выразительно читать стихотворения, а теперь подведём итоги. 1 команда набрала …, 2 команда ….