СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева»



8класс


Тема урока: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева


Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Планируемые результаты:


Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе


Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках


Учитель: Ребята давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы изучали внутреннюю политику Екатерины. Порошу вас сейчас выполнить тестовое задание по теме: «Внутренняя политика Екатерины II» ( слайд 3)







1.Правление Екатерины II -    1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование ЕкатериныII (да, нет)

5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)

Взаимопроверка

3.Целепологание ( слайд 4)

Учитель:

-Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам 2 высказывания ( на слайде портрет Емельяна Пугачёва)

« Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

«Когда все остальные права человека будут нарушены ,право на восстание становится бесспорным» У. Пейч

Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их.

Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить.( Версии детей)

Цель нашего урока   познакомиться   с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.  

- История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы с одной из страниц истории Российской империи 18 века- крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева








Проблемное задание: оценить восстание с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла ( слайд 5)

Перед вами карточки

«Восстание это добро или зло?»- и нарисованы 2 чаши весов

Добро Зло


4. Изучение нового материала

Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева

4.1.Составляют исторический портрет, опираясь на портрет Е.Пугачёва и его биографию

(слайд 6)

Емельян Пугачев – донской казак, смелый и энергичный, обладавший военными способностями объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром III. Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол. В период с 1773 по 1775 годы Пугачев – лидер самого крупного самого массового народного выступления в истории России.

Подскажите мне пожалуйста, по какому плану мы будем изучать восстание Пугачева?

Учащиеся высказывают свои мнения.

- Итак, во-первых, мы должны определить причины народного выступления. Во-вторых, состав участников и лидеров; в-третьих, хронологические рамки. После мы должны проследить основные этапы и события в ходе восстания. И наконец, выяснить основные итоги и значение этой войны.

- Восстание Пугачева, потрясшее всю Россию, нашло широкое отражение в культуре. Этому событию посвящен ряд фильмов, например «Пугачев» 1937 Г., а также ряд литературных произведений. Чтобы разобраться в причинах этой войны обратимся к первой главе «Капитанской дочки»:

4.2.Работа в парах с отрывками литературных произведений (раздаточный материал)

1. «с самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".





2.«Башкирцы ? народ напуганный, да и киргизцы проучены» - говорит капитан Миронов. - Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе! ? сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах»

3. Следующая причина, которую можно увидеть в сочинениях Пушкина, посвященных пугачевскому бунту, это харизматичность предводителя восставших, сила его характера, соответствие характера Пугачева народным представлениям о том, каким должен быть истинный атаман, который борется за "волю".  "Ты взбунтовал нас", - говорят ему башкиры. Пугачев рассылает "возмутительные письма", которые, по мнению Пушкина написаны грубым, но очень ярким языком: "воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести  опасное впечатление на простых людей", - пишет Пушкин в "Капитанской дочке." В замечаниях к "Пугачеву" он отмечает: "возмутительное воззвание Пугачева есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного".


Запись в тетради:

Причины восстания по руководством Пугачева были следующие: (слайд7)

1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.

2.Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.


- Опираясь на эти причины Вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания

Учащиеся определяют: Основу восстания Пугачева составили: крестьяне, казаки, работные люди, нерусские народы (башкиры, татары, калмыки). (слайд 8)

-Самыми известными его помощниками  были И. Зарубин (Чика), И. Белобородов,  А. Соколов, по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев.


- Итак, народная война под руководством «чудом спасшегося» царя Петра Федоровича охватывает период с сентября 1773 года по январь 1775 года. Какие этапы прошла в своем развитии эта война?








4.3.Работа с картой (слайд 9)

1.Показать территорию, охваченную восстанием.

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье.

2.Где началось восстание?

Началось оно в районе реки Яик, сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское море.

3.Путь продвижения восставших.

4.Какие населённые пункты были осаждены восставшими?


Физкультминутка


4.4.Работа в группах ( на основании материала учебника- стр. 27-28 )

3 периода восстания – 3 группы учащихся ( слайд 10-12)

Учащиеся составляют схему передвижения войск восставших

1этап: 17.09.1773-апрель1774г.

Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова.

С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал.

2 этап: Апрель-июль 1774 г

От Оренбурга Пугачев движется на восток на территорию Урала. В июле 1774 года он осаждает Казань. Ему удается взять окрестностей Казани, но кремль взять ему не удается. На помощь осажденному гарнизону подоспели царские войска во главе с Михельсоном. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были разбиты, потеряв много убитыми и пленными. Остатки армии восставших переправились на правый берег Волги и ступили на территорию, охваченную в это время массовыми крестьянскими волнениями. Армия Пугачева достигает 20000 человек.

Пугачев идет на Москву.   Екатерина II  собирается   бежать   за границу.

3 этап: Июль-сентябрь 1774 г.

Самый массовый этап восстания. Взяты Курмыш,  Алатырский уезд, сожжены помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И Симбирск( Царицын) мог быть взят восставшими, если бы вовремя не пришло подкрепление, с помощью которого восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с восставшими ушёл в Нижнее Поволжье.

Пугачев в июле 1774 года издает «Манифест». Давайте обратимся к тексту.




4.5.Работа учащихся с текстом «Манифеста» (слайд 13)

- Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому Манифесту?

Учащиеся дают ответы

- Крестьянам предоставлена свобода и вольность, земля , освобождение от налогов и податей.

- Итак, крестьянам предоставлено то, чего так долго они добиваются. Но нет ли противоречия в этом Манифесте? Знал ли Пугачев, как управлять страной?


Запись в тетради:

«Манифест» Е. Пугачева

Противоречия

Быть рабами нашей короне           (всё равно рабы)

Не брать налоги                             (а как же казна, бюджет)

Наградить землями                   (а кто будет работать на них)

Он ничего не меняет в структуре государства, т.е он не знает как устроено государство.

Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в  восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие

Учитель: Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной

Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток. Господское имущество делили между собой.

Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.

- Каков же был итог восстания донского казака Е. Пугачева?

- В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским властям. Почему они предали Пугачева? Таким образом они надеялись заработать себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако несмотря на поражение Пугачева очаги восстания вспыхивали еще почти год.









(слайд 14-15)

Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд. 10 января 1775 г. Емельян Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другое стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян и члены их семей ( не щадили ни детей, ни женщин), священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу.

Вывод : Итак, выступление крестьян потерпело поражение. Каковы же были причины? (Учащиеся высказывают свои предположения- учитель корректирует)


Причины поражения восставших: (слайд 16)

1. Нет чёткой программы и плана действий.

2. Плохое вооружение.

3. Слабая военная подготовка, нет опыта

боевых действий.

4. Локальный характер.

5. Разрозненность, несогласованность.

6.Применение для подавления восстания регулярной армии.

7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение. (записать в тетрадь)


Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Но будет ошибкой не оценить значение этой войны.

Были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих на мануфактурах. К сожалению, война не изменила к лучшему положение крестьян, казачества. Но потрясшая все российское общество народная война заставила власти задуматься и искать пути решения крестьянского вопроса.







5.Подведение итога урока



Учащиеся подписывают аргументы над чашами весов. Обсуждают проблемный вопрос.



Приходят к выводу: Главный урок ,который мы должны вынести ,что самое трудное это определиться и сделать правильный выбор, мы не можем ни судить не оправдывать,но мы должны называть вещи своими именами, зло злом ,добро добром ,но то что мы задумались об этом это уже шаг вперёд.


6.Рефлексия (слайд 17)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- сегодня я узнал…

-было интересно…

-я научился…

-мне захотелось…..


7.Домашнее задание: (слайд 18)

1. Параграф 21;ответить на вопросы и выполнить задания по карте стр.31

2.Написать эссе (индивидуальное задание)

«Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...» Историк Н. Я. Эйдельман

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!