СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская реформа 1861 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит покадровое сопровождение презентации, опубликованной раньше на сайте.

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская реформа 1861 года»

Урок

Тема: Крестьянская реформа 1861 года.

Цель:

Образовательная: дать характеристику основных положений Манифеста 19 февраля 1861 года; определить положительные и отрицательные стороны реформы, сформулировать их возможные последствия, определить значение отмены крепостного права для дальнейшего развития России.

Развивающая: развивать умение изучать и анализировать источники исторической информации, соотносить данные альтернативных источников, сравнивать, делать аргументированные выводы, доказывать свою точку зрения. Продолжить формирование навыков учебной дискуссии, способствовать развитию коммуникативных качеств.

Воспитательная: Воспитывать уважение к истории своего Отечества, чувство гордости за свой народ и чувство патриотизма. Способствовать воспитанию толерантности при проведении дискуссии.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока: заседание научного общества.





Ход урока.

Добрый день! Меня зовут Нина Сергеевна.

Коль знаньем овладеть ты смог, дари его другим;

Костру, что сам в душе зажег, не дай растаять в дым!

Я рада встрече с вами, и я готова поделиться своими знаниями.

Слова учителя: Когда в бурном 1861 году все мыслящие граждане России жили надеждами на скорые и кардинальные перемены к лучшему, поэт Некрасов опубликовал стихотворение «В столицах шум – гремят витии…».

Название стихотворения стало крылатой фразой. Но было и продолжение, завоевавшее не меньшую популярность:


А там, во глубине России,

Там вековая тишина.

А была ли тишина?

Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал! Это был день 19 февраля 1861 года.

Долгий путь прошла Россия до этого дня: сначала – путь закрепощения, потом – путь подготовки реформы… ПАУЗА. А, может быть, революции?.. А вообще, что же произошло в 1861 году? Давайте разберемся вместе.

Я рву лист бумаги (ПО ЛИНЕЙКЕ) пополам, а другой лист бумаги складываю пополам.

Обращение к классу: Ребята, а есть ли разница в моих действиях? Ведь я получила то, что хотела?

Перед вами Информационные карты урока, найдите объяснение моим действиям с точки зрения исторической терминологии! РАБОТА С И.К. (реформа – постепенно; революция – быстро, радикально).

Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества? (реформа).

Вот и Александр II понимал, что крепостное право нужно отменить сверху, путем реформы, нежели ждать пока оно отменится снизу, путем народной революции.

И сегодня мы узнаем о том, как эта реформа осуществлялась. Что получили крестьяне, а что потеряли помещики, и что выиграло все общество. Чьи надежды оправдались, а чьи нет? И какое значение имела эта реформа для будущего России? Нам предстоит анализировать исторические документы, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.

Наш урок будет проходить в форме заседания Научного общества. Рабочее название нашего заседания – Крестьянская реформа 1861 г., а в конце заседания вы сможете выбрать из предложенных вам названий то, которое, по вашему мнению, отражает суть реформы. Вы будете работать в творческих группах:

    1. правоведы;

    2. аграрии;

    3. финансисты

    4. аналитики.

Каждая группа получает материалы для работы и задания, Информационные карты, оценочные листы. Изучив материалы, вы самостоятельно оцениваете свою работу и работу групп, результаты отражаете в «Лестнице успеха».

Уважаемые «правоведы», вы должны рассказать как изменилось правовое положение крестьян в ходе реформы?

Группа «аграриев», ваша задача более сложная, вам предстоит выяснить, как решался вопрос о земле. Напомню, что вопрос земли в России был всегда вопросом драматичным.

А «финансисты» займутся математикой и высчитают, выкупную стоимость земли и выяснят, только ли за землю заплатили крестьяне.

«Аналитики», у вас задание особое. Вы проанализируете реакцию крестьян на реформу и раскроете значение отмены крепостного права.

Ребята! Не забывайте, что у нас Заседание Научного общества, во время обсуждения вы можете задавать друг другу вопросы.


Группы работают в течение 7 минут.

Ребята, приступаем к обсуждению нашей темы. Я обращаю ваше внимание на экран: вот и настал этот долгожданный миг освобождения крестьян. ПРАВОВЕДЫ – ВАМ СЛОВО!

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП:

  1. правоведы - Ребята, а может вы хотите задать вопрос ПРАВОВЕДАМ? У вас есть такое право. (Хорошо, переходим к следующему вопросу)

  2. аграрии – ВАМ слово, не просто решался вопрос о земле (НА КАРТИНУ) - Ребята, есть ли вопросы к группе?


  1. финансисты КРЕСТЬЯНЕ оказались в вечном долгу и перед государством и перед помещиками. (КАРТИНА) - Ребята, есть ли вопросы к группе?


  1. аналитики - ВЫСТУПЛЕНИЯ О КРЕСТЬЯНСКИХ ВОЛНЕНИЯХ - - Ребята, есть ли вопросы к группе?

Я предлагаю вам прослушать песню и посмотреть фрагмент о жизни крестьян. ВКЛЮЧИТЬ ПЕСНЮ.

ВОПРОС КЛАССУ: Какие чувства у вас вызвала эта песня?

ОТВЕТ: Крестьяне не скрывали своего отношения к реформе, даже в песнях они показывали свое несогласие с таким освобождением.

Ребята, продолжаем работу, каково было Значение реформы?


ОТВЕТ: 1. открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений; страна уверенно вступила на путь капиталистического развития; Ребята, (РАБОТА СО СЛАЙДОМ) обратите внимание, во 2 половине 19 века завершился промышленный переворот, строились новые заводы, шахты, нефтяные вышки.

2. нравственное значение реформы – покончила с крепостным рабством, проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям.

НО возможные последствия:

1. Крестьяне вновь попадают в зависимость (временнообязанное состояние, отработки)

2. Ведут полуголодное существование. Обнищание крестьян.

3. Разорение крестьянских хозяйств.

4. Крестьянские бунты.

5. Крестьянский вопрос остается основной экономической и политической проблемой России.

- Ребята, есть ли вопросы к группе?


Рефлексия. Ребята, а теперь обратите внимание на лист с вариантами тем Заседания Научного общества. Мы рассмотрели с вами основные положения реформы, как вы считаете какое название отражает ее суть, выберите из предложенных, а, может быть, у вас будет свой вариант?

1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

2. Кому на Руси жить хорошо?

3. Обманутые надежды.

4. Да здравствует Свобода!

5. Униженные и оскорбленные.

6. СВОЙ ВАРИАНТ.___________________________________________



ЕСЛИ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ:

Не уставай искать ответа

На то, на что ответа нет

В неотвечаемости этой

Уже содержится ответ…

Прошло почти полтора столетия с момента освобождения крестьян. Но даже нам, людям 21 века трудно однозначно определить суть и значение этой реформы, о чем и свидетельствуют ваши ответы.

ПАУЗА! ИТАК… Урок подошел к концу.

Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и два на выбор. Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. Особенно мне понравилось (НАЗЫВАЮ ПО ИМЕНАМ, ГОВОРЮ ОЦЕНКИ). Вам (обращаюсь к группам) было предложено провести самооценку и взаимооценку работы на уроке, я попрошу представителей групп сдать оценочные листы.

СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБ УРОКЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОТМЕТЬТЕ НА ЛИСТАХ, ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ КЛАССА.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!