Конспект учебного занятия в 9 классе по экономике
Тема: «Кредит как популярный банковский продукт для жителей Челябинской области»
Выполнил: учитель
обществознания
МКОУ «СОШ № 11»
г.Коркино
Челак Елена Васильевна
2019г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Актуальность
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Так как школьники это будущие взрослые, то будучи финансово грамотными людьми, они могут положительно влиять не только на личное благосостояние, но и на национальную и мировую экономику.
Выходя во взрослую жизнь большинство школьников, абсолютно не готовы к этой жизни. И ситуация с кредитами, а точнее незнания о принципах кредитования, «подводных камней» банков, может завести их в долговую яму и разрушить жизнь. Изучение финансовой грамотности и непосредственно принципов кредитования уберегает будущих взрослых, от ненужных ошибок.
Тема урока | Кредит как популярный банковский продукт |
Цели урока: | - создать условия для анализа особенностей кредитования физических лиц |
-Предметные |
-Метапредметные | - способствовать развитию профессионально-аналитического мышления обучающихся, их деловой и творческой активности |
- Личностные | - содействовать воспитанию чувства ответственности и самостоятельности за конечный результат своей профессиональной деятельности |
Планируемые результаты: | |
| |
|
| |
|
использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и повседневной жизни: для получения и оценки экономической информации, для составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя |
- формируемые компетенции | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| Брать на себя ответственность |
Объекты деятельности | - виды потребительских кредитов |
- процессы потребительского кредитования |
- процессы оценки привлекательности различных видов потребительских кредитов |
Тип урока | урок ознакомления с новым материалом |
Методы проведения | - объяснительно-иллюстрационный |
- исследовательский |
- наглядно-демонстрационный |
Целевая аудитория | 9-10 класс |
Ресурсы: | АРМ учителя, смартфоны с выходом в ИНТЕРНЕТ, подборка баннеров с банковской рекламой. |
Основные понятия | кредит, возвратность, срочность, платность, кредитное соглашение, кредитный риск, потребительский кредит, залог, кредитоспособность, аннуитетный платеж. |
Конспект учебного занятия |
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент 1 минута | Проверяет явку обучающихся, их готовность к уроку | Приветствуют преподавателя |
Дает эмоционально – психологическую установку на урок | Настраиваются на взаимное сотрудничество |
Мотивационный этап 10 минут | Обучающимся предлагает с помощью контент-анализа баннеров г.Челябинска рекламы банков найти самый популярный банковский продукт. (баннеры для контент-анализа в отдельном документе, а матрица в приложении №1) Учитель показывает статистику по Челябинской области, где выясняется, что Челябинская область остается в лидерах по закредитованности населения, и тенденции к изменению ситуации пока нет. | Осуществляют контент - анализ и приходят к выводу, что самым популярным банковским продуктом является кредит |
Знакомит обучающихся с темой и планом урока. | Участвуют в определении темы урока, формулировке цели, ставят задачи деятельности на урок |
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний 5 минут | Проводит тестирование по прошлой теме (приложение 2) | Работают над тестированием и осуществляют взаимопроверку. |
Ознакомление с новым материалом 15 минут | Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг. Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит - форма движения ссудного капитала. Кредитование – это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату. (записывают в тетрадь) Затем учитель знакомит обучающихся со схемой «принципы кредитования» (приложение 3) Задает вопрос: как вы думаете, где банк берет деньги для предоставления кредитов? Конечно, но кроме этого, деньги берутся из депозитов. Депозиты – все виды денежных средств, преданные их владельцами на время хранение банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования. Всем ли подряд банк кредит дает? От чего это зависит? Кредитоспособность – наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, то есть вернуть основную сумму займа и выплатить процент по нему. Залог – собственность заёмщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая её продать, если он сам не сможет вернуть долг. Формы обеспечения кредитов: Банковская гарантия. Залог (движимого имущества, недвижимого имущества, имущественных прав). Поручительство (юридических лиц, физических лиц). Неустойка (пени, штраф). Вопрос обучающимся: Чем опасен кредит? Работа со схемой «Классификация кредитов» | Знакомятся с понятиями кредит, возвратность, срочность, платность, кредитное соглашение, кредитный риск, потребительский кредит. Зарисовывают схему в тетрадь. Предполагают, что в ЦБ РФ. Записывают определение Предполагают условия предоставления кредитов. Знакомятся с новыми понятиями. Отвечают: высокие проценты, опасность потерять работу и способность отвечать по кредиту и т.д. Обсуждение и комментарии. |
Первичное осмысление и закрепление 15 минут | Работа с кейсами по группам.( Приложение 4) | С помощью электронного калькулятора решают кейсы |
Вопрос для дискуссии: кредит - это жизнь в долг или способ удовлетворить свои потребности | Дискутируют |
Подведение итогов урока | Организует рефлексивную ситуацию и инициирует деятельность обучающихся по оценке качества выполненных работ | Оценивают совместную деятельность по достижению результата |
Дает домашнее задание: Разработать памятку «Как обезопасить себя при выборе кредитного продукта» | |
Приложение 1
Задание для контент-анализа
Цель: развитие учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, ценностно-ориентационной компетенции с помощью элементов контент-анализа.
Вы готовите доклад о самых популярных среди банков финансовых продуктах. Единственная информация, которая вам доступна это рекламные щиты. С помощью контент-анализа рекламных щитов определите популярные среди банков финансовые продукты.
Дополнительная информация:
Контент-анализ-перевод количественной информации в качественную. Вам необходимо ознакомиться с рекламными щитами самых различных российских банков и с помощью контент-анализа составить список самых популярных банковских финансовых продуктов.
В данную таблицу внесите цифру, которая обозначает частоту появления данного финансового продукта на рекламных щитах (Число, которое обозначает, сколько раз встретился в рекламе каждый финансовый продукт). Все нужные финансовые продукты в таблице ниже. Некоторые для примера уже заполнены. После заполнения таблицы внесите полученные данные в диаграмму самые популярные продукты в соответствии с получившимися цифрами. (В самый крупный сегмент самый популярный и дальше по уменьшению популярности.)
Финансовый продукт | Количество упоминаний на щитах |
Например: рефинансирование | 0 |
Кредит (потребительский: на щитах просто кредит) | |
Вклад | |
Ипотека | |
Кредитная карта | 2 |
Кредит на развитие бизнеса | |
Расчетно-кассовое обслуживание | 2 |
Инвестиции | 1 |
Результаты контент - анализа представьте в диаграмме.
На соответствующем сегменте подпишите название продукта.
Берите только 4 самых популярных.
Приложение №2
1.В банковскую систему входят:
а) страховые компании, банки, инвестиционные фирмы;
б) коммерческие банки;
в) Центральный эмиссионный банк и сеть коммерческих банков;
г) Госбанк и государственные специализированные банки.
2.ЦБ осуществляет:
а)эмиссию денег;
б)операции с акционерными компаниями;
в)привлечение денежных сбережений населения;
г)кредитование населения.
3.Коммерческие банки:
а) осуществляют контроль над денежной массой в стране;
б) привлекают свободные денежные средства и размещают их в форме ссуд;
в) используют средства пенсионных фондов;
г) занимаются эмиссией денег.
4.Кредит – это:
а) финансирование государственных экономических программ;
б) ссуды на условиях возвратности и платности;
в) доверие кредитора заемщику;
г) привлечение денежных средств банками.
5.Вклады, которые снимаются целиком в оговоренный срок:
а) текущие;
б) до востребования;
в) срочные;
г) чековые.
6.Прибыль банка – это:
а) процент по депозитам;
б) процент по кредитам;
в) разница всех доходов и расходов;
г) разница между ставками процента по кредитам и депозитам.
7.Ссудный процент – это:
а) долг заемщика кредитору;
б) сумма кредита, которую заемщик обязан вернуть кредитору;
в) плата за кредит;
г) прибыль банка.
8.К пассивным операциям относится:
а) предоставление ссуд;
б) сделки с недвижимостью;
в) прием вкладов;
г) операции с ценными бумагами.
9.Функцией КБ является:
а) хранение банковских резервов;
б) эмиссия денег;
в) хранение золотовалютных резервов;
г) предоставление кредитов предпринимателям.
10. Уменьшение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:
А) к снижению процентов по кредитам;
Б) к увеличению процентов по кредитам;
В) никак не скажется на ссудном проценте.
Приложение 3
Классификация кредитов
По обеспечению: | По срокам кредитования: До востребования Краткосрочные (до 1 года) Среднесрочные (от 1 г. до 3 л.) Долгосрочные (свыше 3 лет) |
По методам погашения: В рассрочку (частями, долями) С единовременным погашением (на определенную дату) | По видам ссудных счетов Простые с/сч. (обычные) Специальные Контокоррентные Овердрафт |
По основным группам заемщиков Физические лица Юридические лица Отраслевая направленность Организационно правовая форма | |
Приложение 4
Задание-кейс
Цель: развитие учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенции с помощью элементов кейс-технологии.
Решите задачу с помощью электронного кредитного калькулятора. Ответ занесите в специально отведенное место в таблице.
Задача
Вы покупаете квартиру с помощью ипотечного кредитования. Банк предложил вам 1000000 рублей с процентной ставкой 9% годовых на 10 лет без комиссий. Выплаты ваши будут в виде аннуитетного платежа, вносить который вы начнете с 1 мая 2019 года. Рассчитайте величину ежемесячного платежа, переплату по кредиту.
Дополнительная информация:
Аннуитетный платеж-вариант ежемесячного платежа по кредиту, когда размер ежемесячного платежа остается постоянным на всем периоде кредитования.
Для расчета платежа воспользуйтесь сайтом https://creditcalculator.ru/annuitetnyy-kalkulyator.html.
Ответ:
Размер ежемесячного платежа | Переплата по кредиту |
| |
Задание 2 группе
Вы задумали купить автомобиль. Наличных средств у вас имеется 200 000 рублей. Стоимость автомобиля 700 000. Соответственно, 500 000 вы решаете в кредит. Вы обратились в банк. Кредит вам предоставили по ставке 12% годовых сроком на 5 лет. Платеж будет аннуитетный.
Рассчитайте стоимость вашего кредита за 5 лет.
Дополнительная информация:
Аннуитетный платеж-вариант ежемесячного платежа по кредиту, когда размер ежемесячного платежа остается постоянным на всем периоде кредитования.
Полная стоимость кредита | Переплата по кредиту |
| |
Источники и использованная литература
1.https://obzor174.ru/ekonomika/chelyabinskaya-oblast-lider-pozakreditovannosti-naseleniya
2. Сайт Министерства Финансов.
3.WWW.economicus.ru
4. Липсиц И.В. Финансовая грамотность. 8-9 класс. Методические материалы для учителя. Вита-пресс, 2014