СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие креативного мышления на уроках музыки

Просмотр содержимого документа
«Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области










Доклад

на тему: Креативное мышление как важнейший компонент

функциональной грамотности






Подготовила учитель музыки

Ярмаркина О.И.




















Алгасово, 2022 год

Креативное мышление как важнейший компонент

функциональной грамотности


Формирование функциональной грамотности – то одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Согласно А.А. Леонтьеву «функциональная грамотность» - «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит):

- математическая грамотность;

- читательская грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- финансовая грамотность;

- глобальные компетенции;

- креативное мышление.


Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Изучение проблемы «креативного мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращается до настоящего времени. Умы ученых и философов занимал вопрос о том, как развить креактивное мышление человека. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Грановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А.Якунин и др.).

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд как целостного, интуитивного, релятивного. Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PSIA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию – это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируются на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.

В исследовании PISA – 2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) - знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, - так и внешние условия (ситуативные) - лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение, слишком сильная и слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах; страх.

Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Так по каким проявлениям можно судить о наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которое неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью».

Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.

Учитывая специфику исследования PISA – охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира, - в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативност («малой креативности»).

Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности – успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемые направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса – с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности – особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек – это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследования PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального воображения, в области художественного воображения и в области решения проблем – социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

- задания, требующие использования художественных средств – словесных и изобразительных;

- задания на разрешение проблем – социальных и научных.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

  • Тематическую модель, в которой выделяются две содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов:

  • Креативное самовыражение;

  • Получение нового знания/ креативное решение проблем.

Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти:

- письменное или устное словесное самовыражение;

- избирательное или символическое самовыражение;

- решение естественнонаучных и математических проблем;

- решение социальных и межличностных проблем.

  • Компетентностную модель определяют мыслительные процессы, используемые при разработке заданий. Компетентностная модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и совершенствование разнообразных и креативных идей, их оценку и отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.

Развитие и оценка креативного мышления, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.


Что дает креативное мышление школьнику?

  • Приобретение разнообразных навыков.

  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

  • Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

  • Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

  • «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.

  • Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

  • Быть востребованным в современном мире


Значимость музыкального воспитания в развитии креативного мышления учащихся

В процессе становления личностно ориентированного образования в проведении урока музыки произошли изменения, которые коснулись в первую очередь методов музыкального образования. В соответствии с этими изменениями неотъемлемой частью урока в программах Г.С. Ригиной, В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак; Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; В.О. Усачевой, В.А. Школяр, В.Н. Школяр и др. является развитие креативности, которое возможно при помощи различных типов творческих заданий. Нахождение методов и приемов, для развития креативности на уроках музыки и определило проблему педагогического опыта. Именно творческий человек – это человек, обладающий гибким мышлением, свободным воображением, фантазией, интуицией, в любой сфере деятельности, что и является основной целью современного образования – формирование социально активной личности школьника, способной полноценно реализовать себя в новых жизненных ситуациях.


Методы и приёмы развития  креативного мышления   учащихся на уроках музыки 

В своей работе для развития креативности у детей, использую методы Д. Кабалевского, Л.В. Горюновой:

  • Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем, предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», приводит к открытию новых, неизвестных на практике, но ранее осознававшихся истин.

  • Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при использовании одного произведения, в процессе которого дети сами разрабатывают исполнительские песни, подбирают оркестровку, создают пластические образы, что несомненно, ведет к активизации креативности учащихся.

  • Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Его сущность заключается в создании учителем на уроке необходимых условий для того, чтобы сам школьник смог ощутить себя в роли композитора, пойти путь рождения музыки. Таким образом, наделив чужой творческий процесс собственным личностным смыслом, происходит как бы соучастие слушателя в творческие дела автора, активизируется процесс сопереживания, сочувствия, понимания, т.е. создается благоприятная почва для повышения уровня личностно-творческого отношения к данному явлению искусства и творчеству автора.

  • Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до ее завершения в звуковом пространстве и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом.

Применяю проектную деятельность на уроках музыки. Проектно-исследовательская деятельность является творческой по своей сути, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить его, предоставить дополнительные возможности развития. В основе метода проектов лежит развитие торческого и критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Ученики решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

Интересной формой индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которая обеспечивает преемственность с начальной школой, являются различного рода импровизации: речевые, вокальные, ритмические, пластические, а также художественные импровизации (рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). Импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретаций музыкальных произведений.


Примеры использования различных приемов на уроках музыки

  • Упражнение «Ассоциации».

Это упражнение развивает музыкальную память, способность творческого комбинирования,  оригинальность мышления совершенствует умение давать полную и точную характеристику настроению,  чувствам, образам музыки.

Такие задания раскрывают эмоциональное отношение учащихся к музыке, развивают ассоциативное мышление. Используемые приемы обучения  активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся во время слушания музыки, повышают мотивацию к урокам музыки за счет выполнения работ, интересных для самих школьников.

Эмоциональный отклик на музыку – барометр  развития класса в целом и каждого ребёнка в частности.

    Например, учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. «Ассоциативные гроздья» можно проводить как на уроке, так  и задавать на дом: к одному или двум понятиям, или к названию произведения подобрать как можно больше различных ассоциаций.

    Например, какие  ассоциации вызывает у вас слово:

1. «Полифония» – множество, разговор, равноправие, Бах, орган …

2.  Орган - трубы, Бах, полифония,  " король " инструментов…

3.  Песня - соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль...

Следующий творческий прием, который можно использовать уже на вводном в тему уроке - это «Логическая цепочка», нацеленная на установление ассоциативного перехода в четыре - пять этапов от одного исходного понятия к другому.

Например: Книга – Балет (книга – текст – сценарий – режиссёр – спектакль – балет).

Можно упростить задание и использовать прием «Пропущенное слово». Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на этот же процесс, «Найди ненужное слово». Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Например, найдите “Лишнее слово”:

1) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

2) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

3) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

4) вальс, полька, менуэт, фокстрот, марш.

  • Прием Синквейн.

    Существует целый ряд приёмов для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания. К таким приемам относится  синквейн. "Сinq" во французском значит пять. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Синквейн используется на заключительной стадии урока – рефлексии, для анализа изучения материала, целостного осмысления, обобщения полученной информации.

Строгие правила составления “синквейнов” таковы: 

1 -  тема, выраженная одним словом – существительным.

2 -  описание темы в двух словах – прилагательные.

3 -  описание действия тремя словами – глаголами.

4 -  фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5-   одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

    Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество.  Составленные “синквейны”  обсуждаются всем классом.      

Приведу  примеры  синквейнов, написанных  учащимися:

 

Петя

Любопытный, храбрый.

Гуляет, спасает, ловит.

Смелый мальчик не боится волка.

Герой.

Вальс

Прекрасный, мелодичный.

Тревожит, волнует, кружит.

Вальс уносит в небеса.

Волшебство!


Песня

Красивая, добрая.

Поёт, веселит, радует.

Учит добру.

Свет!


Романс

Тихий, добрый.

Успокаивает, привлекает, учит.

Лекарство от душевной боли.

Сердце!

Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

-инструмента для синтезирования сложной информации;

-способа оценки понятийного багажа учащихся;

-средства развития творческой выразительности.

  • Прием« Символическая аналогия».

    Очень удачно на занятиях, особенно в начальных классах, проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их.  

  • Прием «Буквенный диктант».

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

Например:

О – клавишно –духовой инструмент (орган)

Б -  низкий мужской голос (бас)

Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших             (реквием)

А – струнный инструмент (арфа)

З – сказочный балет С. Прокофьего («Золушка»);

Из первых букв оставляем слово-анаграмму – Образ

    При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы.

  • Прием «Составление кластера».

    Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

    Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

    Последовательность действий проста и логична:

    Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

    В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

–  продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.


Использование различных приемов и методов на уроке музыки позволит создать условия для самовыражения в слове (рассуждение о содержании музыкального произведения) или в деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование). Главным становится не только способность к созиданию, но и проявление своей индивидуальности и оригинальности, т. е. креативности.

Таким образом, уроки музыки помогут наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний), вместе с тем способствовать развитию креативного мышления школьника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!