Пояснительная записка
Тип проекта:
-творческо-исследовательский
- краткосрочный
-групповой (дети, родители, воспитатели младшей группы «Фиалка»)
Риски проекта: 1.Пропадание интереса к проекту у части детей. 2. Не все семьи охотно сотрудничают с воспитателями. 3.Отклонение от плана проекта, при изменении погоды.
Актуальность проекта:
Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель проекта: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь.
Задачи проекта:
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года. Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Краткое описание проекта:
С начало мы подобрали для детей наглядно-дидактический материал, для родителей подобрали информационный и консультативный материал. Затем разработали план работ по наблюдения за природными явлениями зимы. После чего, для родителей было дано домашнее задание в реализации проекта.
Продукт проекта:
Альбом творческих работ детей.
Подборка конспектов занятий.
Домашнее задание «Кормушки для птиц»
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап: |
- Подбор иллюстративного материала по теме; - подборка настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр. - Разучивание подвижных и народных игр по теме. - Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения; - подборка загадок по теме, аудиозаписей и видеозаписей. - подбор консультативного материала для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»; - Оформление папок-передвижек для родителей: «Зима»; «Зимние подвижные игры». | Январь | Воспитатель: Шекшаева О.В. |
Практический этап: |
- Рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»: - беседы: «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой»; - наблюдение за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, голуби), за прохожими (как одеты), за деревьями ,за трудом дворника. - чтение художественной литературы: «Лисичка сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », В.И.Суриков «Зима», П.Н Воронько «Снег» ; - опыт «Как снег становится водой»; - проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр; - отгадывание загадок по теме; - прослушивание аудиозаписей ; - просмотр видеозаписей по теме проекта; - лепка «Сосульки», «Дед мороз»; - аппликация: «Зайчик», «Елочка в снегу»; - рисование: «Вьюга-завируха», «Снеговик»; - конструирование «Горка». | Февраль | Воспитатели: Шекшаева О.В. |
Заключительный этап: |
- презентация результатов деятельности; - оформление выставки работ детей; - представление опыта на педсовете. | Февраль | Воспитатели: Шекшаева О. В. |
Планируемый результат:
1. Умение называть зимние природные явления,
2. Знание о свойствах снега.
3. Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.
4. Знания, как и где, зимуют животные и птицы.
5. Участие в зимних забавах.
6. Умение рассказывать по картине.
7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости Заключительная часть
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки, рассказы в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а так же с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам. Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Итоговое мероприятие проекта:
1. Просмотр слайдов «Красота зимних пейзажей» (для детей).
2. Фотовыставка о проделанной работе, за время проведения проекта (для родителей).
Список используемой литературы:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа.
Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Интеллект»
Краткосрочный проект
Тема «Зимушка-зима»
Возрастная группа: младший дошкольный возраст
Образовательные области: познавательное, речевое.
Составитель:
Шекшаева О. В. – воспитатель
г. Балашиха, 2019-2020 учебный год.