Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ №5 г. Пласта Челябинская область
Краткосрочный проект
в средней группе
на тему: « СВЕТЛАЯ ПАСХА »
Выполнила воспитатель: Юсупова О.В.
2022 год
Краткосрочный проект (средняя группа)
Тема: " Светлая Пасха"
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (7 дней)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Актуальность:
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
- Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
- Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
- Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
- Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
- Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
- Привлечь родителей к совместной деятельности
- Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта:
- словесный
- метод обследования, наглядности
- проблемно-мотивационный
- практический
Ожидаемые результаты:
- Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
- Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта
- Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей
- Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
- Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», аппликация "Пасхальный кулич",физкультурный досуг «Курочка- Ряба».
Этапы реализации:
Этап аналитический (предварительная работа):
- подбор литературы (сказки, стихи, игры, загадки по соответствующей теме);
- фотографий, папки передвижки плакаты и иллюстрации о Пасхе;
- подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности
- Этап организационный:
- создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.
- беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов.
- совместное окрашивание яиц в группе, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений.
- подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
- проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.
- изготовление рисование (Верба, Пасхальный кулич), Лепка (Украшение пасхального яичка), рисование (Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов.
- игра-драматизация «Курочка – Ряба».
- анкетирование,
- консультации,
- оформление папки передвижки для родителей,
- привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций,
Этап заключительный :
подведение итогов и результатов работы над проектом,
организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.
Содержание проекта:
Образовательная область: «Физическое развитие»
- Утренняя гимнастика.
- Спортивный досуг «Репка»
- Пасхальная физкультминутка
- Пасхальная игра «Красная горка»
- Пасхальная игра «Катание яиц»
- Пасхальная игра «Чоканье яйцами»
- Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»
- Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»
- Подвижная игра «Найди яйцо»
- Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Анкетирование Родителей «Что вы знаете о Пасхе»
- Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
- Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?»
- Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.
- Пасхальные приметы
Опытно – экспериментальная деятельность:
Эксперимент «С яйцом ».
Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).
- Образовательная область: «Речевое развитие»
- Беседа «Почему мы красим яйца?»
- Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
- Чтение р.н.с. «Курочка - Ряба»
- Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке
- Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)
- Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
- Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»
- Стихи о Пасхе, о весне.
- Загадки
- Драматизация р.н.с. «Репка»
Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)
Рисование « Украшаем пасхальный кулич »
Лепка в стиле пластилин графии «Украсим яички»
Рисование мелками на асфальте: «Пасхальные яйца»
Аппликация: «Веточка Вербы», "Пасхальный кулич"
Индивидуальная и групповая работа:
- Развитие мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам.
- Индивидуальная работа по развитию речи
- Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- Театр «Курочка - Ряба»
- Сюжетно-ролевая игра «Ресуем куличи»
- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»
- Дидактическая игра «Собери сказку»
- Дидактическая игра «Собери яйцо»
Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла ребятам по «сладкому шоколадному пасхальному яйцу, а бабка испекла маленькие куличики.
Конечный результат.
Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
Выставка творческих работ детей совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
Обобщение и распространение опыта.
Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.